СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок с обновлённым ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок с обновлённым ФГОС»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» с. Самарка Чугуевского района Приморского края

















Доклад по теме:

«Современный урок с обновленным ФГОС»

















Учитель истории и обществознания: Куропей Светлана Вениаминовна











2023 год





Современный урок



и обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования



31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования.



Что нового привнесут они в деятельность педагога? Что изменится в уроке? Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов?



Перед образованием поставлена ключевая педагогическая задача создания условий, инициирующих действие обучающихся, задача развития обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Другими словами, школа должна воспитать гражданина современного общества, способного учиться всю жизнь.



Задачи, которые ставит перед школой государство и общество, меняются. Что в связи с этим меняется в школе? Методы, способы, приёмы, формы, технологии… А что остаётся неизменным? В всяком случае в большинстве российских школ? Урок. А в каком смысле урок остаётся неизменным? Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок. Урок является законченным в смысловом, временнóм и организационном отношении отрезком учебного процесса с XVII века, со времени создания Яном Амосом Коменским классно-урочной системы. Поражает гениальность великого чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя, который уже тогда сказал, что «правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания». И ещё одно поразительно актуальное для нас высказывание Я.А. Коменского пришло к нам из тех времён. Это высказывание о том, что человек делается человеком только благодаря воспитанию и «из всякого ребёнка можно сделать человека».



У классно-урочной системы есть достоинства и недостатки. За время своего существования она претерпела множество попыток развития и модернизации. И дошла до наших дней.



И вот сейчас, в 21 веке, мы говорим о современном уроке и требованиях к нему. Почему уроку уделяется такое внимание? В основной своей массе российские школы занимаются обучением и воспитанием именно на уроке. Поэтому современному уроку уделяется такое пристальное внимание.



Так каким же он должен быть, современный урок? И не просто современный урок, а современный урок в свете требований обновлённых Стандартов?



Что должен прежде всего представлять собой современный урок? Что должен увидеть на уроке, в уроке и сам учитель, и ученик, и любой «контролёр», чтобы сказать с полным основанием: это современный урок?



Современный урок должен отражать свою многокомпонентность. Здесь должны быть представлены и владение классической структурой урока, и активное применение собственных творческих наработок, причём эти наработки могут касаться и построения урока, и подбора учебного материала, и выбора методов, приёмов, форм организации деятельности обучающихся.



Урок – это главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной степени организуется на уроке. Поэтому качество обученности школьников во многом определяется качеством, уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.



Таким образом, в ходе подготовки урока учителю просто необходимо сделать урок своеобразным произведением: со своим замыслом, завязкой, развязкой… Все мы учили в педучилищах, пединститутах, что педагогика – это наука… А сейчас мы говорим, что пишем сценарии уроков. И педагогика сейчас очень похожа на искусство.



Конечно, требования обновлённых Стандартов не являются чем-то абсолютно новым для педагогов. Прежде всего, необходимо отметить, что требования к результатам реализации образовательной программы сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода, как и в Стандартах второго поколения. И педагогам необходимо быть очень внимательными к отбору эффективных методов, приёмов, заданий для организации деятельности обучающихся по достижению цели урока, по решению учебных задач урока.



В Стандартах конкретизированы и приведены в систему планируемые результаты как в части формирования универсальных учебных действий, так и что касается предметных результатов.



Более чётко, конкретно сформулированы личностные УУД, выделена новая категория познавательных универсальных учебных действий – базовые начальные исследовательские действия, новые коммуникативные действия – публичные выступления и совместные проектные работы. Приведены в строгую систему регулятивные УУД. Более конкретно сформулированы планируемые предметные результаты. И хотя все планируемые результаты представлены суммарно, не разведены по годам, теперь педагогам легче, удобнее пользоваться текстом Стандартов для определения целевого блока урока. Познавательные УУД сформулированы в контексте предметного содержания, регулятивные и коммуникативные – вне предметного содержания.



Обновлённые Стандарты требуют от педагога понимания того, что современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих. Функциональная грамотность определяется Стандартами как способность обучающихся решать учебные задачи и разрешать жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и личностных способов деятельности. Обучающиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Следовательно, учителю необходимо применять на уроке приёмы и задания, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности (читательская, математическая, финансовая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) в соответствии с особенностями и возможностями каждого учебного предмета. Особое внимание с 2022 года уделяется формированию финансовой грамотности. Главная задача современного урока – развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Ну и, конечно, с помощью специфических приёмов формирования каждого вида функциональной грамотности.



В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая. Воспитание подрастающего поколения является приоритетной задачей современного образования, а важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей обучающихся, соотнесение их с реальными возможностями ребят и развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. И эту задачу призван решать учитель, понимая, что каждый урок обладает воспитательным потенциалом, т.е. совокупностью имеющихся на уроке возможностей для воспитания благодаря содержанию учебных предметов, и умело используя этот потенциал. Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учителя и обучающихся на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, воспитание обучающихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств (самостоятельности, внимательности, усидчивости, работоспособности, ответственности, исполнительности и т.п.), внимательное и чуткое отношение к обучающимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с обучающимися и заинтересованность в их успехах. Процесс обучения станет действительно воспитывающим, если учитель на уроке будет не просто сообщать обучающимся знания, а всей своей деятельностью, всей организацией деятельности ребят будет учить школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Учитель должен так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы его содержание воспринималось ребятами как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.



В заключение можно отметить, что современный урок в свете требований обновлённых Стандартов – это урок, имеющий личностно-ориентированный характер, обеспечивающий компетентностный и деятельностный подходы в обучении, сотрудничество всех участников образовательного процесса и воспитание подрастающего поколения. Это урок, который отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности обучающихся. А для того, чтобы урок был таким, педагогу необходимо постоянно учиться и открывать для себя новые возможности в работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!