Добрый день, уважаемые коллеги , гости!. Я рада вас приветствовать на моем мастер – классе.
Меня зовут. Я учитель химии и биологии. . Стаж моей работы 15 лет
Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Вступление.
…Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?»
Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: « Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга - это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот п очему у меня больше сомнений».
Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути?
А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.
II Предисловие
то такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Для учителя урок – это: (слайд 2)
единица времени;
основная форма учебного процесса;
«логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса»;
«педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся»;
«момент истины»;
и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.
(слайд 3) Сегодня нам вместе предстоит разобраться в том, что же такое современный урок, а профессионалы, которых мне очень приятно видеть здесь, напомнят нам постулаты современного урока.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
Однако в настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами : привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного потенциала современных возможностей обучения. На традиционном уроке легко работать.Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Но мы отмечаем постоянное снижение интеллектуального уровня учеников, а у учителя - постоянное чувство неудовлетворенности из- за отсутствия у детей интереса,. нежелания учиться, непонимания со стороны учеников и их родителей требований учителя.
Современный урок по ФГОС – это
профессиональная и методическая подготовка учителя;
целеполагание и мотивация учения;
системно-деятельностный подход;
современные средства обучения;
выбор оптимальных средств обучения;
создание условий для саморазвития;
анализ каждого учебного занятия
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление «комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. (Работа в группах. Розданы словари, энциклопедии. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт») Результат работы групп. К Компетентность Критичность Креативность Культура О Органичность, основательность О т д а ч а , оптимально Открытие Ответственность Образованный, осознанный Ммоделирование мотивация методика мастер Ф Фантазия формирование функциональныйфундамент О Отдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение Р Радость развитие Рост Результат, рефлексия Т Тепло Творчество
Работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
К
О
М
Ф
О
Р
Т
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.
Слайд 5
Л – личностный рост,
И – индивидуальность, интеллект
Ч – человечность
Н – новаторство
О – оптимизм
С – саморазвитие, самообразование, сознание
Т – творчество, талант, труд
Ь –
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Для реализации этих показателей необходимо менять сознание учителя. методику подготовки к уроку. И сейчас мы проведем практическую работу
Практическая часть (работа в группах: сравнительный анализ современного и традиционного уроков).
Группа 1.
- Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
Предлагаю вам обсудить в группе и прописать изменения в проектировании современного урока на каждом его этапе.
Слайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков
Задание группам. Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа
Виды деятельности | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Работа в группах.
Слайд 6. 1 тема: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Задание группам. Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форм урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандарт-ное ведение уроков | _ | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Образовате-льная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Вывод: Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если в традиционном уроке распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
А теперь я предлагаю вам попробовать выстроить урок в соответствии с этими требованиями. Я бы хотела показать это на своих уроках ,ну и мы вместе поучимся друг от друга.
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. Древняя китайская мудрость |
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Итак, оргмомент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока. Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает.
Мои примеры…..
Примеры от учителей…….
2. Определение темы и цели урока
3.Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока)
Мои примеры……
4.Первичное усвоение новых знаний
4. Развивающая направленность учебного процесса.
5. Преобладание активных методов обучения – программированного, проблемного, эвристического и др.
6. Использование объяснительно-побуждающих и проблемно-по-буждающих методов преподавания.
7. Использование продуктивно-практических, частично-поиско-вых и творчески-поисковых методов учен
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет
, А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице
, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Современный учитель – это учитель, открытый новшествам,
поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным.
Современный учитель – это учитель, мотивированный на работу с обучающимися, относящийся к своей работе как к призванию, способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.
Говоря о современном уроке, невозможно не упомянуть о современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).
ИКТ должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему (безусловно это помогает и облегчает подготовку ), но их применение не делает урок современным или устаревшим.
Современным урок делает только заинтересованный учитель.
Я надеюсь, что информация и полученные умения будут вам полезны и пригодятся в работе.
IV. Работа с анкетами Анкета для учителей: Анкета « Стиль преподавания» Ответьте на вопросы анкеты 1. Если класс не приведен в порядок: 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 2) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте: 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который: 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана: 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне: 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять: 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По-моему, в школьном коллективе важнее всего: 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика: 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках: 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией: 1) нет 2) когда как 3) не знаю Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3. 1. Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения 2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. 3. Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активно сти и самостоятельности.
Хотелось бы немного остановиться на внеклассной работе.
1.Традиционное участие в конференциях : Леонардо,
2.Опят участия в международной конференции « Шаг в будущее» в Монголии
3.Привлечение учащихся к участию в мероприятии « День науки»