«Современный урок географии, как основное структурное звено формирования качеств личности ученика»
«География» как учебный предмет обладает большими возможностями для формирования личностных универсальных учебных действий.
Из классификации личностных результатов я выбрала те, которые можно получить на уроках географии исходя из содержания материала, форм работы.
Почти все уроки географии направлены на:
- формирование личностной гражданской идентичности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою страну
- формирование осознания этнической принадлежности
- формирование уважительного отношения к культуре других народов
Так в 6 классе ребята начинают изучать карту России и особенности природы нашей.
На уроках ребята узнают, что наша страна самая большая на планете, на территории нашей страны находятся самое большое и самое глубокое озеро, узнают, что Западно-Сибирская равнина одна из самых больших низменностей на Земле, что по количеству и протяженности рек наша страна занимает первое место в мире.
На этих уроках мы, например, разбираем такой вопрос: почему Россию называют великой морской державой?
Работаем с деформированным текстом (Составляем предложения из данных слов «Россия самое большое по площади государство»).
Объясняем значение пословиц о Родине. Читаем известное высказывание К.Д. Ушинского о Родине.
Все это позволяет сформировать чувства гордости за свою страну.
Весь курс «Географии» в 7 классах посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Ребята узнают о необъятных просторах России, разнообразии ее природных условий, растительного и животного мира, о жизни и занятиях, труде народов нашей страны, городах России. Учатся любить и охранять природу своей страны. Каждый урок в 7 классе направлен на формирование гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою страну, осознание этнической принадлежности.
Например, ребята отвечают на вопросы:
- Как называется наше государство?
- Почему наше государство называется многонациональным?
-Какие народы живут в России?
- Чем отличаются люди каждой национальности?
Расставляют государства по размеру площади от большей к меньшей и понимают, что Россия самое большое государство.
Описывают обычаи, традиции, национальную одежду своего народа.
В 8-9 классах ребята изучают географию Тюменской области.
Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к своему народу, стране, государству, а также проявлять интерес к культуре и истории своего края. Учатся гордиться своей малой Родиной, его самобытностью.
На материалах истории географических исследований можно акцентировать внимание учеников на том, благодаря каким личностным качествам исследователей добывались знания о Земле, совершались научные открытия. Что позволяет формировать чувство гордости за свою страну, за людей, которые прославили свою Родину.
Наприимер, в 6,7 классах ребята узнают о тяжелой экспедиции капитана русского флота Витуса Беринга, об адмирале Степане Осиповиче Макарове, спроектировавшем первый в мире арктический ледокол и совершившем первые в мире ледокольные экспедиции, об Иване Федоровиче Крузенштерне и Юрии Федоровиче Лисянском, возглавлявшими первые русские кругосветные путешествия.
С самых первых уроков географии у учеников формируется экологическая культура:
- формирование ценностного отношения к природному миру
- формирование готовности следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
- формирование осознания ответственности человека за общее благополучие
На уроках географии дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, на уроках ребята учатся принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана.
Так, в 6 классе при изучении темы «Формы поверхности земли» рассматриваются вопросы о причине образования оврага, о вреде, который он наносит сельскому хозяйству. Приводятся конкретные примеры, как человек ведет борьбу с оврагами.
Рассматривая тему «Вода на земле», ученики знакомятся не только с положительным, но и отрицательным влиянием водохранилищ на природу, говорят не только о вреде болот, но и об их пользе и недопустимости их бездумного осушения. Выполняя упражнение в тетради ребята, понимают, что влияет на чистоту подземных вод. Отдельно изучается тема «Охрана вод от загрязнения». В качестве домашнего задания предлагается нарисовать плакат «Берегите воду».
В 7 классе изучаются природные условия и естественные богатства нашей Родины – России. Ребята подробно изучают каждую природную зону. Особое внимание уделяется животным и растениям каждой конкретной природной зоны, численность которых сократилась, животным и растениям, занесенным в Красную книгу. Учащиеся узнают об экологических проблемах данной природной зоны. Знакомятся с заповедниками и их обитателями. Пользуясь схемой ребята пытаются найти причину исчезновения животных.
В 7 классе в курсе географии изучаются материки и океаны.
В ходе изучения материка, его животного и растительного мира отмечается неповторимость природного мира, необходимость его охраны. Ребята знакомятся с национальными парками, заповедниками каждого континента.
На уроках географии идет формирование мотивации учебной деятельности и нравственно- этической ориентации
- формирование интереса к учению
- формирование положительного отношения к школе
- формирование эстетических ценностей и чувств.