Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя
Воспитательная технология
- Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения (Л.В. Куклина)
Воспитательная технология
- Технология создания культуросообразной среды личностного развития , организации смыслопоисковой деятельности и педагогической поддержки саморазвития личности, становления ее индивидуальности (Т.В. Корнеева)
Структура современной воспитательной технологии
- Педагогические цели
- Концептуальная основа
- Деятельность
- Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса
- Управление
- Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям
Классификации технологий индивидуального воспитания:
- модель технологии индивидуализированного воспитания;
- модель индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий);
- модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман);
- модель педагогического сопровождения
Технология индивидуализированного воспитания
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
- воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
- ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;
- ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)
Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.
Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания
1 этап - постановка проблемного вопроса;
2 этап - фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;
3 этап - включение учащегося в ситуацию;
4 этап - высказывание «Я-позиции» по решению предложенной ситуации;
5 этап – рефлексия;
6 этап – выбор норм поведения;
7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу
Ситуационный классный час (Н.П. Капустин)
- Капля воды (В.А. Сухомлинский)
«Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда ученики напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
- Оцените данную ситуацию.
- Как нужно было поступить школьникам?
- Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?
Ситуация из реальной жизни
- Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:
- Заснули, что ли?
Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:
- Танечка, разве можно так стучать?
- А ты что, оглохла?
Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.
- Опять платье не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.
- Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.
- У тебя вечно так …
- Что значит «быть» или «казаться», «жить» или «демонстрировать» себя?
- Что бы Вы посоветовали Тане и ее маме?
Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов
- Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры.
- Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?
- «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?
- Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?
Классификации технологии коллективного воспитания учащихся
- Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся
- Технология принятия общих решении в классе
Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся
- Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен
Технология принятия общих решении в классе. Этапы
- изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
- подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);
- представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
- направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
- помощь группе в претворении ее решений в действие
Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми:
- «Наше классное сообщество»;
- «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»);
- «Необсуждаемые правила нашего учителя»;
- «Физические потребности»;
- «Таблица упражнений на случай пожара»;
- «План поведения в чрезвычайной ситуации»;
- «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»);
- «Социальные потребности»;
- «Жизнь в нашей школе»;
- «Наша игровая площадка»;
- «Наша столовая»;
- «Наши туалетные комнаты»;
- «В школу и домой»;
- «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.);
- «Правила по составлению правил»;
- «Составление правил для решения наших проблем»;
- «Учимся на собственных ошибках»;
- «Домашняя работа»;
- «Помощники в школе»;
- «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);
- «Оставаться здоровым»;
- «Здоровье и посещение школы»;
- «Подменный учитель»;
- «Школьное имущество»;
- «Законы нашей страны»;
- «Законы образования»;
- «Законы, обеспечивающие заботу о детях»;
- «Права и обязанности»;
- «Жизнь на нашей планете»;
- «Забота о нашем мире»
Тренинговые технологии воспитания
- Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы
Классификация тренингов по социальной направленности
- коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);
- когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);
- Социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста
Статичные формы воспитательной работы (тип представление)
- Торжественное собрание детского коллектива
- Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь)
- Фронтальная беседа
- Диспут
- Дискуссия
- Концерт
- «Яблоня возможностей»
- Представление-соревнование
Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)
- Танцевальная программа (дискотека, бал)
- Вечер общения в импровизированном кафе
- Трудовая акция (субботник)
- Изготовление объекта демонстрации
- Подготовка к представлению
- Ситуационно-ролевая игра
- Продуктивная (инновационная) игра
Динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)
- Экскурсия
- Поход
- Экспедиция