СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные требования к учебным занятиям в учреждениях дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные требования к учебным занятиям в учреждениях дополнительного образования»

1 Современные требования к учебным занятиям в учреждениях

дополнительного образования.

1.1 Основы построения учебного занятия


        Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, в активный поиск знаний, достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

            В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация, результат. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако, главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

      Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

    Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.                                                                              

     Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

Табл. 1 Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

1 этап

Организационный

Подготовка обучающихся к

работе на занятии

Организация начала занятия,

создание психологического

настроя на учебную

деятельность и активизация

внимания

Восприятие

2 этап

Проверочный

Установление

правильности и

осознанности

выполнения домашнего

задания (если таковое

было), выявление

пробелов и их

коррекция

Проверка домашнего задания

(творческого, практического),

проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Самооценка,

оценочная

деятельность

педагога

3 этап

Подготови-

тельный

(подготовка к

новому

содержанию)

Обеспечение

мотивации и принятие

обучающимися цели учебно-

познавательной

деятельности

Сообщение темы, цели

учебного занятия и мотивация

учебной деятельности обучающихся

(например, эвристический

вопрос, познавательная задача,

проблемное задание обучающимся)

Осмысление

возможного

начала

работы

4 этап

Усвоение

новых знаний

и способов

действий

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания связей и

отношений в объекте

изучения

Использование заданий и

вопросов, которые

активизируют познавательную

деятельность обучающихся

Освоение

новых знаний

5 этап

Первичная

проверка

понимания

изученного

Установление

правильности и

осознанности усвоения

нового учебного

материала, выявление

ошибочных или

спорных представлений

и их коррекция

Применение пробных

практических заданий, которые

сочетаются с объяснением

соответствующих правил или

обоснованием

Осознанное

усвоение

нового

учебного

материала

6 этап

Закрепление

новых знаний,

способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения

новых знаний,

способов действий и их

применения

Применение тренировочных

упражнений, заданий, которые

выполняются самостоятельно

обучающимися

Осознанное

усвоение

нового

материала

7 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование

целостного

представления знаний

по теме

Использование бесед и

практических заданий

Осмысление

выполнен-ной

работы

5 этап

Первичная

проверка

понимания

изученного

Установление

правильности и

осознанности усвоения

нового учебного

материала, выявление

ошибочных или

спорных представлений

и их коррекция

Применение пробных

практических заданий, которые

сочетаются с объяснением

соответствующих правил или

обоснованием

Осознанное

усвоение

нового

учебного

материала

6 этап

Закрепление

новых знаний,

способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения

новых знаний,

способов действий и их

применения

Применение тренировочных

упражнений, заданий, которые

выполняются самостоятельно

обучающимися

Осознанное

усвоение

нового

материала

7 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование

целостного

представления знаний

по теме

Использование бесед и

практических заданий

Осмысление

выполнен-ной

работы

8 этап

Контрольный

Выявление качества и

уровня овладения

знаниями, самоконтроль и коррекция

знаний и способов

действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного)

опроса, а также заданий

различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследователь-ского

Рефлексия,

сравнение результатов

собственной

деятельнос-ти

с другими,

осмысление

результатов

9 этап

Итоговый

Анализ и оценка

успешности

достижения цели,

определение

перспективы последую-

щей работы

Педагог совместно с обучающимися

подводит итог занятия

Самоутвер-ждение обучающих-ся в

успешности

10 этап

Рефлексивный

Мобилизация детей на

самооценку

Самооценка обучающихся  своей

работоспособности,

психологического состояния,

причин некачественной работы,

результативности работы,

содержания и полезности

учебной работы

Проектиро-вание обучающими-ся

собственной

деятель-ности на

последую-щих

занятиях

11 этап

Информацион-

ный

Обеспечение

понимания цели,

содержания домашнего

задания, логики

дальнейшего занятия

Информация о содержании и

конечном результате

домашнего задания, инструк-

таж по выполнению,

определение места и роли

данного задания в системе

последующих занятия

Определе-ние

перспектив

деятель-ности


Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

 Основные требования к построению современных учебных занятий:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • целесообразное расходование времени занятия;

  • применение разнообразных педагогических средств обучения;

  • личностно ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися;

  • практическая значимость полученных знаний и умений.


1.2 Классификация учебных занятий

          Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

         Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.

Приёмы работы педагога и обучающихся зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности. Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия.

 По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний;

  • закрепление знаний и способов деятельности;

  • комплексное применение знаний и способов деятельности;

  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия заключается в названии типа учебного занятия. Общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.   

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.   

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

   При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Табл. 2 Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного

занятия

Дидактическая

цель

Структура

Нетрадиционные

формы

проведения

занятия

Учебное заня-

тие изучения

и первичного

закрепления

новых знаний

Создать условия для

осознания и

осмысления блока

новой учебной

информации

Организационный момент. Актуализация знаний и умений.

Мотивация. Целеполагание. Организация

восприятия. Организация осмысления.

Первичная проверка понимания. Организация

первичного закрепления. Анализ. Рефлексия

Семинар, экскурсия,

конференция, лабораторно-

практическое

занятие, дидактическая

сказка и т.д.

Учебное

занятие

закрепления

знаний и

способов дея-

тельности

Обеспечить

закрепление знаний

и способов дея-

тельности

обучающихся

Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний и

способов действий. Конструирование образца

применения знаний в стандартной и

изменённой ситуациях. Самостоятельное

применение знаний. Контроль и самоконтроль.

Коррекция. Рефлексия

Семинар,

экскурсия,

консультация,

игра-

путешествие,

ролевая игра и т.д.

Учебное

занятие

комплексного

применения

знаний и

способов

деятельности

Создать

содержательные и

организационные

условия для

самостоятельного

применения

обучающимися

комплекса знаний и

способов

деятельности

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация.

Актуализация комплекса знаний и способов

деятельности. Самостоятельное применение

знаний (упражнений) в сходных и новых

ситуациях. Самоконтроль и контроль.

Коррекция. Рефлексия

«Литературная

гостиная»,

викторина «Что?

Где? Когда?»,

«Занятие-

путешествие»,

концерт и т.д.

Учебное

занятие

обобщения и

системати-

зации знаний

и способов

деятельности

Организовать

деятельность

воспитанников по

обобщению знаний и

способов

деятельности

Организационный момент. Целеполагание. Мотивация. Анализ

содержания учебного материала. Выделение

главного в учебном материале. Обобщение и

систематизация. Рефлексия. Обобщение может

осуществляться как по теме, разделу, так и по

проблеме. Самое главное в методике

обобщения – включение части в целое.

Необходима тщательная подготовка

обучающихся (сообщение заранее проблемы,

вопросов, обеспечение на занятии

дидактическим материалом)

Конкурс,

экскурсия,

деловая игра и т.д.

Учебное

занятие по

проверке,

оценке,

коррекции

знаний и спо-

собов дея-

тельности

1. Обеспечить

проверку и оценку

знаний

обучающихся

(контрольное

занятие)  2.

Организовать

деятельность

обучающихся по

коррекции своих

знаний и способов

деятельности

Мотивация. Самостоятельное выполнение

заданий. Самоконтроль. Контроль. Анализ.

Оценка. Коррекция. Рефлексия

На занятиях

преобладает

деятельность,

направленная на

постепенное

усложнение

заданий за счет

комплексного

охвата знаний,

применение их

на разных

уровнях

1.3 Алгоритм подготовки занятия

           Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим: 

I. Чётко определить и сформулировать для себя тему занятия;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

II. Определить и чётко сформулировать для себя, и отдельно для обучающихся, целевую установку занятия.

цель занятия заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи занятия – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации. Анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.

III.1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • изучение нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

     3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

IV.  Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг у обучающихся.

V.  Разработать структуру занятия.

VI. Определить способ оценки результатов занятия и рефлексии обучающимися  хода занятия и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью обучающихся на занятии:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля

         Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на вопросы: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат?  Какие возникли вопросы по теме? и т.д.»

  Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей.

1.4 Формирование универсальных учебных действий (УУД)

 Универсальные учебные действия - это комплекс применяемых учащимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.

Д.А. Махотин, кандидат педагогических наук, доцент определяет значение  универсальные учебные действия «в широком смысле», как организацию умения учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [12]

Выделяют четыре основные группы универсальных учебных действий:

  • Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимися окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.

  • Регулятивные. Относятся к развитию способности обучающегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.

  •  Познавательные. В эту группу включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.

  • Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с педагогом и другими обучающимися.

Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для обучающегося всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.   

При формировании УУД педагогу необходимо:

  • четко определить цели универсальных учебных действий применительно к дополнительному образованию;

  • тщательно обдумать содержание формируемых действий;

  • адаптировать способы выработки навыков УУД к каждой возрастной категории;

  • обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

         Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому педагогам рекомендуется составлять общеразвивающие общеобразовательные программы, включающие выполнение детьми различных проектов, и мотивировать обучающихся на полноценное применение результатов собственных разработок.

 

1.5 Рефлексия

 Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Развитие способности к рефлексии помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации.

Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на обучающихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.

Л.Л. Некрасова в статье «Рефлексия в педагогическом процессе - как один из факторов реализации ФГОС» [6] предлагает  следующую классификацию:

  • По содержанию: устная и письменная.

  • По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

  • По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т.д.

  • По цели: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

  • По функциям: физическая (успел – не успел), сенсорная (самочувствие: комфортно, дискомфортно),  интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

 

1.6 Самоанализ учебного занятия

 Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия. Главное — педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!