СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ОБЖ
О.Г. Ермакова, учитель ОБЖ МБОУ Балаганской СОШ № 2
Актуальность использования цифровых технологий сегодня, в том числе и на уроках ОБЖ
- это инструмент эффективной доставки знаний и информации до учащихся;
- это создание учебных материалов;
- это эффективный способ преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды.
К современным цифровым технологиям относятся
- Технология совместных экспериментальных исследований
- Технология «Виртуальная реальность».
- Мультимедийный учебный контент.
- Технология «Панорамных изображений».
- Технология «3D моделирование».
- Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
- Интерактивный электронный контент.
«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…» (из требований Федерального государственного образовательного стандарта).
Одна из основных целей обучения для меня, как для учителя состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения предмету ОБЖ по новым технологиям, а также: развитие мышления, формирование приёмов мыслительной деятельности.
Для достижения цели, я решала следующие задачи:
• ознакомиться с теоретическими методами обучения с применением ЦТ
• освоить основы приёмов работы ЦТ на практике
• апробировать ЦТ на уроках ОБЖ
• анкетировать учащихся (выяснить насколько увеличился познавательный интерес, уровень информативной компетентности обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)
На уроках ОБЖ я использую электронные учебники, справочники и энциклопедии, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить знания по предмету;
систематизировать знания;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖ в частности;
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.
Методические приемы использования ЦТ
на уроках ОБЖ
1. Применение мультимедиа учителем.
2. Применение компьютера учениками.
3. Контроль знаний: онлайн тренажёр.
4. Выступление учеников с мультимедийной презентацией.
Рубежи информатизации обучения предмета:
1. Применение электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
2. Применение программных ресурсов для создания собственных учебных пособий
3. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.
4. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Методические материалы,
используемые в практике преподавания ОБЖ.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЖ. К таким объектам относятся:
видеофрагменты (видеодемонстрации опытов, отрывки учебных, документальных фильмов), дозволяющие убедительно представить всевозможные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать прочими технологиями и методическими приемами;
виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
компьютерные анализы (для отработки тренировочных умений, соблюдение стандартов познаний и уровня сформированности умений).
Результаты
Уровень обученности за прошедшие З года:
Учебный год | 2017 - 2018 | 2018 - 2019 | 2019 - 2020 |
Качество знаний | 94% | 95% | 96% |
Успеваемость | 100% | 100% | 100 % |
Уровень информативной компетентности | 58% | 67% | 80% |
Выводы:
Применение ЦТ увеличивает у учащихся:
Энтузиазм к объекту
Свойство познаний по ОБЖ
Познавательную действенность
Информативную подготовленность
Библиографический список
Сидоров Е.А. Использование ИКТ на уроках ОБЖ (Электрон. ресурс)// fМеждународный педагогический портал Солнечный свет: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-ikt-na-urokah-obzh-2/
Кузьмина Н.Л. Повышение качества знаний обучающихся (Электрон. ресурс)// Открытый урок. Первое сентября: https://urok.1sept.ru/articles/636579
Кудралиева Н.Х. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании (Электрон. ресурс)//Академия развития творчества: https://www.art-talant.org/publikacii/34966-ispolyzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii