СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в достижении метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дана характеристика технологий системно-деятельностного подхода. Представлены примеры использования таких технологий, как SWOT-анализ, фишбоун, пазлы, ментальная карта, технология позиционного обучения, ПОПС, анализ карикатур на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в достижении метапредметных результатов на уроках истории и обществознания»

Современные технологии в достижении метапредметных результатов на уроках истории и обществознания   Ведмедь О.Н., преподаватель истории ГПОУ ЯО «ЯАК»

Современные технологии в достижении метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Ведмедь О.Н.,

преподаватель истории

ГПОУ ЯО «ЯАК»

ФГОС среднего общего образования устанавливает результаты освоения учебной программы: Личностные –готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению Предметные – освоенные умения, виды деятельности по освоению нового знания, его преобразование и применение в новых ситуациях Метапредметные - освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия

ФГОС среднего общего образования

устанавливает результаты освоения учебной программы:

  • Личностные –готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению
  • Предметные – освоенные умения, виды деятельности по освоению нового знания, его преобразование и применение в новых ситуациях
  • Метапредметные - освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия

Метапредметные результаты  предполагают сформированность  универсальных способов деятельности – познавательных, коммуникативных и способы регуляции своей деятельности.  умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты предполагают сформированность

  • универсальных способов деятельности – познавательных, коммуникативных и способы регуляции своей деятельности.

  • умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Системно-деятельностный подход взят за основу ФГОС    Цель системно-деятельностного подхода: -пробудить интерес к предмету и процессу обучения -развить навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход взят за основу ФГОС

Цель системно-деятельностного подхода:

-пробудить интерес к предмету и процессу обучения

-развить навыки самообразования.

Условия обучения: - Обучающиеся сами добывают информацию -Становятся активными участниками образовательного процесса -Учатся пользоваться разнообразными источниками информации, -Наличие психологического комфорта на уроках -Доброжелательная атмосфера -Стимулирование творческих подходов к обучению

Условия обучения:

- Обучающиеся сами добывают информацию

-Становятся активными участниками образовательного процесса

-Учатся пользоваться разнообразными источниками информации,

-Наличие психологического комфорта на уроках

-Доброжелательная атмосфера

-Стимулирование творческих подходов к обучению

Методические приемы: - SWOT-анализ - Технология позиционного обучения - Фишбоун - Пазлы  - ПОПС - Ментальная карта - Технология «Образ и мысль» (анализ карикатур)

Методические приемы:

- SWOT-анализ

- Технология позиционного обучения

- Фишбоун

- Пазлы

- ПОПС

- Ментальная карта

- Технология «Образ и мысль» (анализ карикатур)

SWOT - анализ Сильные стороны Слабые стороны strengths  weaknesses  Тема/ понятие/ факт Угрозы  Возможности threats  Opportunities

SWOT - анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

strengths

weaknesses

Тема/

понятие/

факт

Угрозы

Возможности

threats

Opportunities

SWOT – анализ на уроке права  Тема «Семейное право» сильные стороны слабые стороны - Заранее определены условия раздела имущества, в случае развода; -  Отсутствие чувств в отношениях между супругами; -Заранее оговоренные обязанности супругов; -Невозможность предугадать всевозможные случаи; -Права на ребенка - Прагматизм Правовые основы брака и семьи -Предвидеть различные варианты событий; -Избежать тяжелого нервного срыва при разводе; -Избежать длительного судебного процесса при разводе. -Меркантильный расчет; -Выбор супруга исходя из его материальных средств; - Быстрый развод. возможности угрозы

SWOT – анализ на уроке права Тема «Семейное право»

сильные стороны

слабые стороны

- Заранее определены условия раздела имущества, в случае развода;

- Отсутствие чувств в отношениях между супругами;

-Заранее оговоренные обязанности супругов;

-Невозможность предугадать всевозможные случаи;

-Права на ребенка

- Прагматизм

Правовые основы брака и семьи

-Предвидеть различные варианты событий;

-Избежать тяжелого нервного срыва при разводе;

-Избежать длительного судебного процесса при разводе.

-Меркантильный расчет;

-Выбор супруга исходя из его материальных средств;

- Быстрый развод.

возможности

угрозы

SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классе  Тема «Типы экономических систем» сильные стороны слабые стороны эффективное распределение ресурсов; стимулирует НТП; создает материальную заинтересованность производить то, создает социальное неравенство; не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)  не развиты такие отрасли как  ЖКХ  в чем есть потребность Рыночная экономика В результате социального неравенства возможны - свободный выбор поставщиков, сырья, социальные потрясения в обществе; товаров и т.п.; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства использование наиболее эффективных технологий; самостоятельность производителей возможности угрозы

SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классе Тема «Типы экономических систем»

сильные стороны

слабые стороны

  • эффективное распределение ресурсов;
  • стимулирует НТП;
  • создает материальную заинтересованность производить то,
  • создает социальное неравенство;
  • не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)
  • не развиты такие отрасли как ЖКХ

в чем есть потребность

Рыночная экономика

В результате социального неравенства возможны

- свободный выбор поставщиков, сырья,

социальные потрясения в обществе;

товаров и т.п.;

Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;

- многообразие форм собственности;

- свободная конкуренция;

Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства

  • использование наиболее эффективных технологий;
  • самостоятельность производителей

возможности

угрозы

SWOT-анализ способствует   - развитию умения анализировать и классифицировать информацию, сравнивать объекты, выявляя их общие черты и различия;   - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками явлений и терминами;   - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. Метод формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД .

SWOT-анализ способствует

- развитию умения анализировать и классифицировать информацию, сравнивать объекты, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками явлений и терминами;

- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

Метод формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД .

Технология позиционного обучен ия   Обучение направлено на формирование   - умения работать в группе   - умения графически оформить текстовый материал   - творчески интерпретировать имеющуюся информацию   - ранжировать информацию по степени новизны и значимости

Технология позиционного обучен ия

Обучение направлено на формирование

- умения работать в группе

- умения графически оформить текстовый материал

- творчески интерпретировать имеющуюся информацию

- ранжировать информацию по степени новизны и значимости

Особенности технологии  обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления. появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин. создаются условия для вариативности и дифференциации. используется положительное стимулирование обучающихся. формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Особенности технологии

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления.
  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин.
  • создаются условия для вариативности и дифференциации.
  • используется положительное стимулирование обучающихся.
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Задачи групп следующие:   «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала.   «Оппозиция»- сформулировать все «недостатки», которые удалось найти при изучении темы.   «Понятие»- указать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

Задачи групп следующие:

«Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала. 

«Оппозиция»- сформулировать все «недостатки», которые удалось найти при изучении темы. 

«Понятие»- указать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

Задачи групп следующие:   «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы виде основных тезисов.  «Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.   «Ассоциация» («Символ») - сделать рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия.  «Прогноз» - на основе данной темы предположить развитие событий.

Задачи групп следующие:

«Тезис» - изложить содержание изучаемой темы виде основных тезисов.

«Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.

«Ассоциация» («Символ») - сделать рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия.

«Прогноз» - на основе данной темы предположить развитие событий.

Задачи групп следующие:    «Альтернатива» - выяснить была ли альтернатива развития. Определить пути.  « Негатив» - сформулировать негативные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.  «Позитив»- сформулировать позитивные моменты в развитии страны, экономики, последствия .  « Схема»- представить схему, отражающую, смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.

Задачи групп следующие:

«Альтернатива» - выяснить была ли альтернатива развития. Определить пути.

« Негатив» - сформулировать негативные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.

«Позитив»- сформулировать позитивные моменты в развитии страны, экономики, последствия .

« Схема»- представить схему, отражающую, смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.

ТПО

ТПО

тпо

тпо

ТПО  «Символ»

ТПО «Символ»

ТПО  «символ»

ТПО «символ»

ТПО  «символ»

ТПО «символ»

ТПО на уроках истории  может быть применена при изучении таких тем, как: - деятельность Ивана Грозного,  - период правления Н.С.Хрущева,  - период правления Л.И.Брежнева,  - распад СССР   то есть в тех темах, где могут существовать противоречивые взгляды на одну и ту же проблему.

ТПО на уроках истории

может быть применена при изучении таких тем, как:

- деятельность Ивана Грозного,

- период правления Н.С.Хрущева,

- период правления Л.И.Брежнева,

- распад СССР

то есть в тех темах, где могут существовать противоречивые взгляды на одну и ту же проблему.

ТПО на уроках обществознания может быть применена при изучении таких тем, как: -Деньги -Глобализация - Государство

ТПО на уроках обществознания

может быть применена при изучении таких тем, как:

-Деньги

-Глобализация

- Государство

Технология позиционного обучен ия способствует формированию навыков ведения дискуссии углублению познавательных мотивов учения формирование направленности на самореализацию формирование УУД высокой мотивация общения возможности выразить личное отношение к учебной информации

Технология позиционного обучен ия способствует

  • формированию навыков ведения дискуссии
  • углублению познавательных мотивов учения
  • формирование направленности на самореализацию
  • формирование УУД
  • высокой мотивация общения
  • возможности выразить личное отношение к учебной информации
Фишбоун  Направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.  Суть приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.  Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Фишбоун

Направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

фишбоун  Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»

фишбоун

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»

Проблема Вывод Фишбоун     причины           факты  На верхней косточке записываются  факты и события,  на нижней –результат этих фактов

Проблема

Вывод

Фишбоун

причины

факты

На верхней косточке записываются

факты и события,

на нижней –результат этих фактов

Проблема Вывод Фишбоун     Факты, события           Результат  На верхней косточке записываются  факты и события,  на нижней –результат этих фактов

Проблема

Вывод

Фишбоун

Факты, события

Результат

На верхней косточке записываются

факты и события,

на нижней –результат этих фактов

при Что такое деньги? Все, что выполняет функции денег Законное платежное средство   Факты, события   Мера  стоимости           Результат Средство сбережения Средство обращения Средство платежа  Оплата отложенных (срочных) Посредник в обмене товаров Ликвидный финансовый актив платежей Измерение стоимости товаров и услуг

при

Что такое деньги?

Все, что выполняет функции денег

Законное платежное средство

Факты, события

Мера

стоимости

Результат

Средство сбережения

Средство обращения

Средство платежа

Оплата отложенных (срочных)

Посредник в обмене товаров

Ликвидный финансовый актив

платежей

Измерение стоимости товаров и услуг

при Перестройка: причины, суть, последствия Крах перестройки                 Результат Антиалкогольная кампания Политика гласности – негативное освещение событий Отмена 6 статьи Конституции Отставание экономики – хозрасчет, ускорение,выборы директоров Демократизация – ослабление центральной власти  Межнациональные конфликты КПСС потеряла власть, реальная власть – у новых гсструктур Подрыв моральных ценностей, обострение межнациональных противоречий Дефицит, дефицит бюджета Нарушен плановый механизм- спад производства,инфляция, дефицит

при

Перестройка: причины, суть, последствия

Крах перестройки

Результат

Антиалкогольная кампания

Политика гласности – негативное освещение событий

Отмена 6 статьи Конституции

Отставание экономики – хозрасчет, ускорение,выборы директоров

Демократизация – ослабление центральной власти

Межнациональные конфликты

КПСС потеряла власть, реальная власть – у новых гсструктур

Подрыв моральных ценностей, обострение межнациональных противоречий

Дефицит, дефицит бюджета

Нарушен плановый механизм- спад производства,инфляция, дефицит

при Почему  Ближний Восток является проблемным регионом? Ситуация в регион будет оставаться нестабильной   Факты, события              Результат Традиционная модель развития Соглашение Сайкс-Пико – произвольное деление границ Война в Ираке 2003-2011 гг. Разногласия между шиитами и суннитами Арабо-израильский конфликт  Ущемление прав человека Войны и террористические акты Военные конфликты Возникновение ИГИЛ Подъем фундаментализма Территориальные споры

при

Почему Ближний Восток является проблемным регионом?

Ситуация в регион будет оставаться нестабильной

Факты, события

Результат

Традиционная модель развития

Соглашение Сайкс-Пико – произвольное деление границ

Война в Ираке 2003-2011 гг.

Разногласия между шиитами и суннитами

Арабо-израильский конфликт

Ущемление прав человека

Войны и террористические акты

Военные конфликты

Возникновение ИГИЛ

Подъем фундаментализма

Территориальные споры

Прием «Фишбоун» позволяет -  организовать работу участников в парах или группах   - анализировать текст  - развивать критическое мышление   - визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями  - обобщать и делать выводы

Прием «Фишбоун» позволяет

- организовать работу участников в парах или группах

  - анализировать текст

- развивать критическое мышление

  - визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями

- обобщать и делать выводы

«ПАЗЛЫ»

«ПАЗЛЫ»

«Пазлы» (Групповая работа )  Учебный текст с большим количеством терминов, дат, фактов выписывается на карточки.   Задание: прочитав текст, собрать карточки в связный рассказ и записать в тетрадь.

«Пазлы» (Групповая работа )

Учебный текст с большим количеством терминов, дат, фактов выписывается на карточки.

Задание: прочитав текст, собрать карточки в связный рассказ и записать в тетрадь.

«ПАЗЛЫ»

«ПАЗЛЫ»

«Пазлы»  может применяться при изучении следующих тем:    История: -Деятельность Ивана III Обществознание: -Сферы общества - Потребности - Человек, индивид, личность - Познание

«Пазлы» может применяться при изучении следующих тем:

История:

-Деятельность Ивана III

Обществознание:

-Сферы общества

- Потребности

- Человек, индивид, личность

- Познание

Прием «Пазлы» позволяет организовать работу участников в парах или группах проводить письменный и устный опрос   - анализировать текст   - обобщать и делать выводы

Прием «Пазлы» позволяет

  • организовать работу участников в парах или группах
  • проводить письменный и устный опрос

  - анализировать текст

  - обобщать и делать выводы

ПОПС – формула  PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) П- позиция - «Я считаю, что…»  О – объяснение (обоснование) – «Потому что…»  П – пример – «Я могу доказать это на примере…»  С – следствие (суждение, выводы) – «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

ПОПС – формула PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary)

П- позиция - «Я считаю, что…»

О – объяснение (обоснование) – «Потому что…»

П – пример – «Я могу доказать это на примере…»

С – следствие (суждение, выводы) – «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

ПОПС – формула позволяет кратко, логично и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме помогает проверить насколько качественно усвоен новый материал

ПОПС – формула

  • позволяет кратко, логично и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме
  • помогает проверить насколько качественно усвоен новый материал

Ментальные (интеллектуальные) карты (майндмэппинг, maindmapping )  удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Ментальные (интеллектуальные) карты (майндмэппинг, maindmapping )

удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Ментальные (интеллектуальные) карты При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения. Это одновременно метод контроля и коррекции знаний, который в отличие от контрольных работ не является стрессовым.

Ментальные (интеллектуальные) карты

  • При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения.
  • Это одновременно метод контроля и коррекции знаний, который в отличие от контрольных работ не является стрессовым.
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, то есть вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, то есть вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Технология «Образ и мысль»   Специфика технологии: обсуждение начинается не с рассказа педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном . Преподаватель не даёт предварительной информации, избегая ситуации, когда ученик смотрит глазами педагога. фотоквест

Технология «Образ и мысль»

Специфика технологии:

обсуждение начинается не с рассказа педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном .

Преподаватель не даёт предварительной информации, избегая ситуации, когда ученик смотрит глазами педагога.

фотоквест

Принципы технологии - Педагог является тьютором, «облегчающим понимание»; - Не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; - Не навязывает своего мнения; - Не высказывает оценок; - Обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию. -  Ученик свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны .

Принципы технологии

- Педагог является тьютором, «облегчающим понимание»;

- Не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;

- Не навязывает своего мнения;

- Не высказывает оценок;

- Обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию.

- Ученик свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны .

 Вопросы «открытого характера»: - Кто? Что (кого) вы видите? Когда? Где? Как? Зачем? - А что еще? Кто видит что-то другое? - Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать? - Кто главный герой картины? - Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? - Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? - Каков смысл происходящего? - Как бы вы назвали эту картину?

Вопросы «открытого характера»:

- Кто? Что (кого) вы видите? Когда? Где? Как? Зачем?

- А что еще? Кто видит что-то другое?

- Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

- Кто главный герой картины?

- Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете?

- Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

- Каков смысл происходящего?

- Как бы вы назвали эту картину?

 Результатом применения технологии авторы видят: - развитие самостоятельности суждений, - повышение самооценки студентов, - развитие речи, - развитие умения слушать и слышать, - развитие мышления: образного, абстрактного, логического;

Результатом применения технологии авторы видят:

- развитие самостоятельности суждений,

- повышение самооценки студентов,

- развитие речи,

- развитие умения слушать и слышать,

- развитие мышления: образного, абстрактного, логического;

 В курсе новейшей истории применение карикатур на занятиях является особенно эффективным

В курсе новейшей истории применение карикатур на занятиях является особенно эффективным

  Темы:  история «Холодная война» «Перестройка»

Темы:

история

«Холодная война»

«Перестройка»

"Модели демократии на постсоветском пространстве«

По этим темам сделаны подборки карикатур

Темы Обществознание «Общение» «Молодежь как социальная группа» «Глобализация» «Массовая культура»

Темы

Обществознание

«Общение»

«Молодежь как социальная группа»

«Глобализация»

«Массовая культура»

Согласны вы с автором в оценке возможностей телевидения?

Согласны вы с автором в оценке возможностей телевидения?

Изобразительная наглядность,  в частности, карикатура, помогают успешно осваивать учебный материал, -развивают наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, -поддерживают интерес к предмету.

Изобразительная наглядность,

в частности, карикатура,

  • помогают успешно осваивать учебный материал,
  • -развивают наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, -поддерживают интерес к предмету.
Активные методы обучения формируют умение работать в группе, графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости; создаются условия для вариативности и дифференциации; используется положительное стимулирование обучающихся; формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Активные методы обучения

  • формируют умение работать в группе, графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации;
  • используется положительное стимулирование обучающихся;
  • формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

показателем сформированности метапредметных результатов является умение выполнять комплексные задания на межпредметной основе. Такие как, например, работа с информацией, умение сопоставить различные мнения и позиции, слушать собеседника.
  • показателем сформированности метапредметных результатов является умение выполнять комплексные задания на межпредметной основе. Такие как, например, работа с информацией, умение сопоставить различные мнения и позиции, слушать собеседника.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Метапредметные результаты 1 ) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;  самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;  использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;  выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Метапредметные результаты

1 ) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Метапредметные результаты  4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать иинтерпретировать информацию, получаемую из различных источников;  5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и  этических норм, норм информационной безопасности;

Метапредметные результаты

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать иинтерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

этических норм, норм информационной безопасности;

Метапредметные результаты 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точкузрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Метапредметные результаты

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точкузрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные 1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.  

Предметные

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

 

Метапредметные результаты:  это умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение четко определять области знаемого и незнаемого; умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты своей работы, умение анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией. Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки, рефлексии в процессе коммуникативной деятельности. Способность использовать ИКТ.
  • Метапредметные результаты:  это умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение четко определять области знаемого и незнаемого; умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты своей работы, умение анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией. Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки, рефлексии в процессе коммуникативной деятельности. Способность использовать ИКТ.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Оценивать метапредметные результаты мы можем с помощью разнообразных приемов и методов. При этом необходимо помнить, что оцениваем мы уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий. Основным способом оценивания считается подготовка и защита ребенком своего индивидуального проекта. Мы оцениваем умения ребенка принять и решить поставленную задачу, спланировать свою деятельность по ее решению. Умение проявить инициативу, самостоятельность, сделать выводы, обобщения. Происходит анализ умения сотрудничать с учителем и другими учащимися в ходе выполнения проекта.
  • Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные.
  • Оценивать метапредметные результаты мы можем с помощью разнообразных приемов и методов. При этом необходимо помнить, что оцениваем мы уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий.
  • Основным способом оценивания считается подготовка и защита ребенком своего индивидуального проекта. Мы оцениваем умения ребенка принять и решить поставленную задачу, спланировать свою деятельность по ее решению. Умение проявить инициативу, самостоятельность, сделать выводы, обобщения. Происходит анализ умения сотрудничать с учителем и другими учащимися в ходе выполнения проекта.
  • огласно методике Долженко Ю.А. метапредметные результаты можно проверить с помощью специальных диагностических задач, которые направлены на диагностику определенного вида УУД. Это могут быть проверочные работы (тематические), текущая или промежуточная аттестация, мониторинг, стартовая диагностика и т.д.
  • В зависимости от того, насколько хорошо ученик выполняет те или иные учебно-практические задачи, допускает или же нет ошибки и какого рода, мы впоследствии сможем сделать вывод, успешно или же нет, учащийся овладел определенными метапредметными результатами. Насколько хорошо сформированы познавательные и регулятивные действия.
  • Кроме этого, показателем сформированности метапредметных результатов является умение выполнять комплексные задания на межпредметной основе. Такие как, например, работа с информацией, умение сопоставить различные мнения и позиции, слушать собеседника.
  • Основным  объектом оценки  метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основное содержание оценки находится рядом с умением учиться.
  • Оценивая метапредметные результаты, их необходимо фиксировать в портфолио учащихся в виде оценочных листов, карт мониторинга, листов или дневников самооценки. Формы контроля при этом могут быть как индивидуальными, так и групповыми, фронтальными, устными, письменными и т.д. При этом не нужно забывать, что такие умения, как уровень «включенности» детей в учебную деятельность, самостоятельность, умение сотрудничать и т.д. оцениваются в форме неперсонифицированных процедур.
  • роли метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
  • 1. Универсальные учебные действия – это система, в которой каждый вид учебного действия имеет определенное положение в структуре остальных универсальных учебных действий и определяется логикой возрастного развития.
  • 2. Оценка метапредметных результатов осуществляется в границах психологической характеристики личности учащегося и его познавательной сфере.
  • 3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;  -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;  -умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;  -логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям; -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • -умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • -логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!