СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы в организации слушания музыки у детей дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для молодых педагогов, как организовать слушание музыки дошкольников правильно и интересно, учитывая возрастные особенности и возможности детей

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в организации слушания музыки у детей дошкольного возраста»

Современные подходы в организации слушания музыки у детей дошкольного возраста


Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия.

   Восприятие–это процесс целостного, образного, осознанного, эмоционального, личностно – окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Простыми словами - это процесс становления в сознании слушателя музыкального образа.

Развитие восприятия музыки у дошколят происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Существует четыре вида восприятия музыки:

Образность - то есть средства выразительности для создания музыкального образа.

Целостность - Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи.

Эмоциональность - Переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка.

Осознанность - т. к. восприятие тесно связано с мышлением, оно невозможно без осознания воспринимаемого нами содержания музыки.


  Задачи музыкального восприятия:

  1. Формирование способности сопереживания образу;

  2. Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, музыкального мышления и музыкальной памяти);

  3. Обогащение слухового опыта;

  4. Формирование знаний о музыке.


«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно! К ней надо сначала привыкнуть!» Писал Одоевский.


Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий.

1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе. Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, выразить своё отношение к прослушанному.

2 стадия процесс повторного восприятия и углубления в содержание произведения. При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. Таким образом, у детей накопится запас любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.

3 стадия – узнавание и осознанное восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении.


Методы восприятия музыки:

При восприятии музыки используются методы: наглядный, словесный, практический.

  Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Главное и основное требование – качество исполняемой музыки.

  Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки. Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.

   Практические методы - показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения.

Слушая музыку, мы должны знакомить детей с разными стилями, жанрами и направлениями (народной, композиторской и современной музыки). Главные критерии это -доступность, т.е. соответствие возрасту, протяжённость звучания, привлекательность детям тем и соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников.

Для того, чтобы слушание и восприятие было интересным, увлекательным используются: беседы, стихи, загадки, иллюстрации, придумывается что –то интересненькое, опираясь на опыт самих ребят, интересные и увлекательные приемы, проблемные ситуации в зависимости от возрастных особенностей детей.


Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников

   Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу,  может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).

   К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

   На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

   Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).  Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).  

   Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:  развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка.  Но музыкальное  восприятие  ребенка  не  будет   развиваться   и совершенствоваться в полной мере,  если  оно  основано  только  на  слушании музыкальных  произведений.  Важно  для  развития   музыкального   восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.  


Существует несколько способов активизации слушания музыки:

1. Отгадываем

Перед тем, как слушать музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые-самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы. А могут быть и очень простые вопросы, для ответа на которые не нужно иметь музыкального образования, например:

• сколько раз прозвучали музыкальные тарелки

• в какой части зазвучали колокольчики

• когда музыка носила веселый характер, а в какой — грустный и так далее.

2. Сравниваем

Задача детей услышать изменения в музыке.

Можно сравнивать самые разные характеристики:

• громкая музыка и тихая

• высокий регистр и низкий

• мужской голос и женский

• звучание различных музыкальных инструментов и так далее

3. Сюжеты и образы

Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка.

4. Фантазируем

Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нем нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и здорово развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.

Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Где происходит действие? Это бал или старый замок с привидениями, или, может быть, это музей? Кто герой в этом небольшом спектакле — принцесса или приведение? А, может быть, это котята играют с клубочком ниток?

Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

5. Визуальная картинка

Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку и взрослому.

В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. И здесь на помощь приходит ИКТ, которое может быть использовано только со среднего возраста дошколят.

Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.

Важно знать, что время концентрированного слушания — это тоже навык, который нарабатывается.

С совсем маленькими детьми — это 20 секунд, а где-то к возрасту 5-ти лет может достигать 2-3-х минут (без остановок, но не более!)

Проблема воспитания слушателя с ранних лет очень актуальна!

Вот почему нельзя несмотря на частую нехватку времени на занятии исключать именно слушание музыкальной пьесы.

Во второй половине дня тоже нужно прослушивать музыку с детьми, использовать ее в режимных моментах, а изученную и знакомую детям музыку необходимо применять во время зарядки и в качестве заставок на праздниках и развлечениях.

На современном этапе меняются подходы к организации восприятия музыки.

Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно.

Сейчас же на современном этапе слушание от пассивного перешло в активное, важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества при восприятии музыки. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя».

Это производит неизгладимое впечатление на маленького слушателя, ему словно открывается дверь в иной мир, он ощущает себя посвященным в какую-то тайну, а имя этой тайны – Искусство.

Как же все- таки сделать процесс слушания и восприятия интересным и увлекательным? На помощь приходит активное слушание музыки.

То есть активное проживание музыки через действие.

Практический метод - один из эффективных в развитии музыкального восприятия, заключается в передаче характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений, оркестровка, пластическое интонирование, песочная терапия).

Зная потребность ребенка в движении можно способствовать эмоционально –образному восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально –двигательные импровизации, позволить детям делать, то что подсказываем им сердце и конечно музыка.

Мы создаем дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры и зрительными анализаторами. Таким образом и происходит активное восприятие музыки каждым ребенком по – своему, т. е. происходит процесс «освоения» музыки.

Мотивом т.е. побуждением к деятельности может стать целевая установка. Например, «Слушай и смотри»«Слушай и танцуй»«Слушай и отдыхай»

И как пишет О. П. Радынова «Интерес детей к музыкемузыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»

В непринуждённой игровой форме накапливается больше знаний в таком сложном разделе «Восприятие музыки».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!