СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Сущность понятия «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающие технологии».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Сущность понятия «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающие технологии».

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Сущность понятия «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающие технологии».»

Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Сущность понятия «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающие технологии».

Вопросами проблемы формирования здоровьесберегающей среды занимались такие учёные как, Брехман И.И, Виленский М.Я, Вишневский В.А., Зайцев Г.К., Ирхин В.Н., Казин Э.М., Калачёв Г.А., Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г.

Изучив и проанализировав их работы, можно сделать вывод, что термин «здоровьесберегающая педагогика» собирательный. Он включает в себя:

  1. Педагогическую систему, основанную на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовывать при организации учебно-воспитательного процесса;

  2. Образовательную систему, провозглашающую приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающую его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;

  3. Область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учётом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Осво­ение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье - через образование.

Здоровьесберегающая среда – среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающих удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал человека1. На первый план выходят личностные достижения каждого ребенка.

Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий:

  • социально-педагогических – вариативность содержания образования, выбор здоровьесберегающей образовательной технологии, создание комфортных условий жизнедеятельности ученика с учетом его социального статуса;

  • медико-педагогических – обеспечение физической, физиологической, психической и психологической адекватности ребенка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе, обучение познанию детей самих себя, своего здоровья, умению проводить профилактику собственных заболеваний;

  • санитарно-гигиенических – создание и соблюдение правил режима питания, труда и отдыха, содержания помещений в чистоте;

  • организационных – разработка и реализация содержания и структуры управления образовательной и оздоровительной работой в школе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи)1.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — сово­купность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:

- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;

- здоровьесберегающие образовательные технологии;

- здоровьесберегающие медицинские технологии;

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выгля­дит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание педагогами школы своей солидарной ответ­ственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими техно­логиями;

4) реализация полученной подготовки на практике, в тес­ном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими уча­щимися и их родителями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В основе здоровьесберегающих технологий в образовании лежит идея сбережения здоровья обучающихся, что само по себе является элементом права на здоровье.

Сбережение здоровья обучающихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в законе РФ «Об образовании». Жизнь и здоро­вье человека рассматриваются в качестве приоритетных напра­влений деятельности государства. Охрана здоровья обучаю­щихся относится к компетенции государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, осуществляющих Управление в сфере образования.

Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответ­ственность за создание в образовательном учреждении необхо­димых условий для работы подразделений организаций обще­ственного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения. К ним можно отнести Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, утвержденный Приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322.

Документ определяет существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:

— установление единого максимально допустимого количе­ства часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения;

— включение в максимально допустимую нагрузку обучаю­щихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обяза­тельная нагрузка не может превышать предельно допустимую;

— построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;

— планирование факультативных занятий в дни с наимень­шим количеством обязательных уроков;

— организация 40-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;

— ограничение продолжительности уроков в школах до 40 минут;

— соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведе­ния;

— ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до устано­вленных норм (в среднем 15-20 минут);

— обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;

— применение методов профилактики утомляемости, нару­шения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;

— удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;

— организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Для осуществления эффективной реализации данных про­грамм необходима целенаправленная подготовка высокопро­фессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием. Соблюдение таких принципов как здоровое воспитание, здоровое обучение, здоровая организация, здоровое развитие выявило сегодня развитие процесса сохранения здоровья в образовательной среде по двум направлениям: создание школ здоровья, где средства здравоохранения являются частью системы образовательного учреждения и создание школ со здоровьесберегающими технологиями, где, опираясь на воз­можности самого образовательного учреждения, происходит выявление путей, способов, методик поддержки и охраны здо­ровья учащихся.

Противоречие, которое выявилось в ходе анализа возросших учебных нагрузок, уменьшения двигательной активности детей, приводящей к гиподинамии и нарушениям осанки, между приоритетом здоровьесберегающей педагогики и нераз­работанностью в педагогической науке и практике здоровьесберегающих технологий, указывает на необходимость расши­рения исследований в этой сфере, обобщения опыта примене­ния таких технологий в сфере образования и выработку норма­тивных положений их реализации.

Разработка здоровьесберегающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности, создание условий для достижения душевного комфорта) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов, связанных с недостатком средств существования, социальная комфортность).

Грамотное решение этой задачи позволит решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

Таким образом, вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!