Мбоу «ачакасинская основная школа им. А.П.Петрова» канашского района Чувашской республики
Педагогический совет на тему:
«Современные подходы к проблеме одаренности»
Васильева Елена Вячеславовна,
учитель химии и биологии
Цели:
1. Проанализировать сложившийся опыт работы педагогического коллектива с учащимися, имеющими повышенный интеллектуальный потенциал в плане развития личности;
2. Акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость осуществления отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов;
3. Выявить наиболее важные проблемы , с которыми сталкивается коллектив, сформировать определенное мнение о вероятных путях и средствах их преодоления, предсказать, какая из этих проблем останется нерешенной, выявить причины.
Задачи:
1. Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы одаренности на основе критического осмысления собственных представлений по данному вопросу;
2. Проанализировать имеющийся психолого-диагностический аппарат, методики для научно обоснованного и квалифицированного отбора детей, относящихся к этой категории, чтобы ответить на вопрос «Сколько, кто и какие вундеркинды садятся на парты».
3. Проанализировать результаты работы и обобщить материал на предмет соответствия общих интеллектуальных способностей детей и специальных способностей в той, либо иной области.
История
А что такое одаренность? Возможность спасения общества Платон видел в учете индивидуальных различий способностей людей.
Собственная мудрость-дар богов.
Гипотеза- генетический фонд, наследуемый детьми,-главный источник. Френсис тальтон
«Одаренными и талантливыми детьми являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как способные к высоким достижениям в силу выдающихся талантов.»
1971 год. Доклад Конгрессу Сша
1. Приспособление – значит человек меняет что-то в своем поведении, чтоб «подходить» окружению.
2. Изменение – в идеальных для себя условиях не живет никто. Человек легко изменяет окружение вокруг себя.
3. Выбор – человек не может приспособиться, изменить вокруг себя. Начинается поиск нового окружения.
ХОВАРД ГАРДНЕР.
7 ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА, СООТНОСЯЩИХСЯ С ВИДАМИ ОДАРЕННОСТИ.
- лингвистический
- музыкальный
- логико-математический
- пространственный
- телесно-кинестезический
- межличностный
- внутриличностный
«Именно учитель создает ту атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушить его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить творческое начало, стимулировать или выхолащивать критические мысли, облегчать или тормозить успехи».
«Подумай и согласись! Подумай и отвергни»
- признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей;
- уважение желания ребенка работать самостоятельно;
- представление ребенку свободы выбора;
- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
- оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
- быть доброжелательным и чутким;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер.
Рекомендации педагогам по выработке в детях исследовательских наклонностей
- Не занимайтесь наставлениями: помогите детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- Определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения;
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
- Подходите ко всему творчески.
Решение педагогического совета:
1. Признать, что проведенный педагогический совет явился поисково-познавательным инструментом, с помощью которого можно сверить, определить, уточнить свои позиции.
2. Согласиться с точкой зрения, что только учитель создает условия и атмосферу для развития вдохновения, поощрения, стимулирования, облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике. Каждому учителю целенаправленно создавать эту атмосферу в процессе преподавания своего предмета.
3. Разработать целевую программу работы педагогического коллектива по созданию многоуровневой социокультурной и психолого-педагогической системы развивающих сред, позволяющих целенаправленно и непрерывно решать задачи обучения и воспитания одаренных детей.
Спасибо за внимание!