СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в обучении географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются современные технологии, которыми пользуется педагог на уроках географии. Все современные технологии "хорошо забытые старые методы" и добавляем технологии.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в обучении географии.»



Современные педагогические технологии в обучении географии.

С.А.Курий, учитель географии,

высшая категория.

В нашем быстро изменяющемся мире происходит много событий, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся, организация педагогического процесса, который гарантирует достижение поставленной цели обучения и воспитания.

При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Я работаю по УМК серии «Полярная звезда» под редакцией доктора географических наук А.И.Алексеева, 5-11 класс. Использую в своей работе электронный учебник, методические пособия и посещаю вебинары издательства «Просвещения» по данному УМК.

Учебники серии «Полярная звезда» разработаны так, что любые педагогические технологии легко вписываются в технологические карты уроков. Задания, предлагаемые после параграфа уже подразумевают дифференцированный подход дачи домашнего задания, предлагаются проекты для обучающихся как в вопросах, так и в параграфах.

1.Технология критического мышления.

Основу   технологии      развития  критического мышления  составляет базовая модель,    включающая три стадии: «Вызов – осмысление –  рефлексия». Такое построение    учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели и   задачи    обучения,     осуществить    активный   поиск    новой информации, проанализировать     ее    и    соотнести   с собственными  знаниями.

 Происходит  целостное осмысление и «присвоение»    нового      знания,    формирование    собственного отношения к изучаемому   материалу.                Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:

  1. представление информации в кластерах;

  2. верные и неверные утверждения;

  3. «мозговая атака»;

  4. графические приемы.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технология критического мышления развивается постепенно.

Например, задание в 7 классе понятие «выветривание»:

- стр.75 з.7. В задании предложен план работы над понятием, который включает следующие этапы: сбор информации, сравнение, аналогия, резюмирование;

-стр.75 з.9 этапы: оценивание, умозаключение, резюмирование.

Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

2.Метод построения ментальной карты:

Понятия «Миграция населения» и «Производство» Учебник 8 класс, стр. 55,стр.154.

В центре ключевое слово и добавляются основные составляющие понятия, которые входят в термин.

3.Приём «Кластер»: графический систематизатор, схема.

Этот прием используется при объяснении и закреплении нового материала, самостоятельного изучения отдельных вопросов.

Например, тема «Почвы» , 8класс предлагается обучающимся составить схемы (кластер):

- структуру почвы;

- состав почвы;

- типы почв.

4.Метод системного мышления используется в географии при описании географического объекта.

Например, 8 класс:

- Тема «Реки России»;

-Тема: «Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота»

Обучающиеся выполняют практические задания :

1) «Характеристика одной из российских рек (по выбору) по плану» стр.111 з.10.

2) «Описание одного из крупных озер России» стр.115 з.8 (план).

Такую же работу можно использовать при описании рек и озер своего региона, района.

5.Технология дифференцированного обучения.

При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом особенностей школьников, но в каждой группе должен быть как «сильный» обучающийся, так и «слабый». При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. При даче домашнего задания используется такой же принцип, особенно при подготовке к экзаменам, при подготовке проектов.

В учебниках УМК «Полярная звезда», например, предлагается такая дифференциация домашнего задания: 8 класс стр.85 , термины - «Это я знаю», вопросы 1-8 –«Это я могу» , вопросы 9-10- «Это мне интересно». Исходя из подготовки ответов, выводиться оценка каждому опрошенному ученику.

6.Технология проектной деятельности школьников.

Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс узнать из дополнительных источников что-то новое, необычное о своей стране, районе, городе.

Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей.

Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Очень хорошо в этом плане можно использовать задания учебника: 8 класс- §30, §37; 9 класс-§31, 45 и другие.

Начиная работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта.

7. Компьютерные технологии. В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и  представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся. Современность заставляет задуматься каждого педагога над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет обучающемуся находить интересное и новое в обучении и в целом в жизни.

Компьютерные технологии могут быть использованы:

мониторинг качества усвоения материала;

в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ;

при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

в режиме самообучения;

в подготовке презентаций для проектов;

поручить «сильному» обучающемуся объяснение нового материала по презентации учителя или самого ученика.

В своей практике я использую современные компьютерные технологии, сама составляю презентации, тесты. Разработки находятся на моём личном сайте, что очень удобно при подготовке к урокам. Активно использую мультимедийные презентации, подготовленные с помощью программы Microsoft Office Power Point.

С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. В 5-6 классах электронный учебник – помощник учителю и обучающимся при подготовке к тестам, домашнего задания.

Школа оснащена компьютерным оборудованием. В каждом кабинете имеются компьютер либо ноутбук, используется техника на уроках географии по необходимости с соблюдение требований САНПИНа. Обучающиеся представляют свои проекты, выполняют тестирование. На уроках географии, особенно в 5-6 классах ещё уместно проводить физминутки с использованием стихотворений или детских песен, в которых имеется географическое наполнение.

 Результатом использования ИКТ на уроке, считаю повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.



Заключение.

В профессиональной деятельности каждого учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Литература:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г

2.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа,  2006г.

3.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г.

4.Чернявская А.П.Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001г.

5.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000г.

6.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г.

7. Сайт Русского географического общества http://www.rgo.ru/.

8.Географический справочник http://geo.historic.ru/,  Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/.

9. Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru)

10. «Я иду на урок географии» (http://geo.1september.ru/).  

11.Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/.

12. УМК серии «Полярная звезда» под редакцией доктора географических наук А.И.Алексеева, 5-11 класс.

13.Материалы вебинаров Сайта «Издательства Просвещение», «Российский учебник» 2018,2019 гг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!