СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя»

КОУ ВО "Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья"








Современные педагогические технологии в деятельности воспитателя















Подготовила:

воспитатель

Попова Дарья Сергеевна



















г. Бутурлиновка, 2021

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский


В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о современных технологиях и их эффективном использовании. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Использование современных образовательных технологий в практике воспитательно - образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также при взаимодействии с семьями воспитанников различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы с учётом ФГТ, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности.

Структуру образовательной технологии составляет:

  • концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

  • содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

  • процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

  • физкультурно-оздоровительные;

  • проектной деятельности;

  • исследовательской деятельности;

  • информационно-коммуникационные;

  • личностно-ориентированные;

  • игровую;

  • ТРИЗ;

  • коррекционные и др.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

- физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

- укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

- формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

  • закаливания;

  • дыхательной гимнастики;

  • гимнастики для глаз;

  • пальчиковой гимнастики;

  • точечного массажа и самомассажа;

  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;

  • физкультминуток;

  • релаксаций;

  • динамических пауз;

  • физкультурных занятий;

  • занятий на тренажёрах;

  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

  1. Коррекционные технологии.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

  • арттерапия

  • сказкотерапия

  • психогимнастика

  • музыкотерапия

  • артикуляционная гимнастика

  • су-джок терапия

  • технологии воздействия цветом

  • технологии коррекции поведения

  • тренинги

  • песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

  1. Технологии проектирования.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

  • работы в группах, парах;

  • бесед, дискуссий;

  • активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

  1. Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

  • эвристических бесед;

  • вопросов проблемного характера;

  • наблюдений;

  • моделирования;

  • опытов;

  • фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

  • «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  • подражания голосам и звукам природы;

  • использования художественного слова;

  • дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;

  • трудовых поручений, действий.

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

- расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;

- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

- использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;

  • быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;

  • иметь высокий технический уровень;

  • развивающими детские навыки и представления;

  • носить возрастное соответствие;

  • быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

  • развивающие воображение, мышление, память;

  • говорящие словари иностранных языков;

  • простейшие графические редакторы;

  • игры-путешествия;

  • обучающие чтению, математике;

  • мультимедийные презентации.

Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.

  1. Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

- гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

- индивидуальный подход к воспитанникам.

- приоритет личностных отношений.

Формы организации:

- игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

- гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

  1. Игровые технологии.

Задачи:

- развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия;

- преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

- социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

  1. Технология ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;

  • формирование навыков творческого стиля мышления;

  • систематичности;

  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);

  • не шаблонности;

  • смелости решения;

  • творческой интуиции;

  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,

  • мозговой штурм,

  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!