СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии: «Личностно-ориентированный подход к обучающимся на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлена разработка применения личностно-ориентированного подхода на физкультуре

 

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии: «Личностно-ориентированный подход к обучающимся на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности».»

Современные педагогические технологии :«Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».


В наш век, в век высоких технологий меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, новые технологии обучения, но самой главной формой обучения остается УРОК.

Многие из нас по-прежнему предпочитают традиционную, классическую форму урока. Может быть это привычка, может быть так проще…..у каждого своя причина. Но нам нельзя забывать, что дети в нашем 21 веке чуть другие, чем были те, которые учились 8,  10, 15 лет назад. Современные дети намного лучше разбираются в технике, быстрее нас находят информацию, но, к сожалению, не могут ее как следует переработать, осмыслить, поэтому наша задача остается прежней: помочь, научить, систематизировать, реализовать. 

 

           Работа любого преподавателя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье обучающихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье обучающихся, но и привить основы здорового образа жизни- главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

В своей работе я применяю личностно – ориентированный подход.  Для этого использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, использую метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений по овладению двигательными действиями, развитие физических способностей с учетом типа телосложения, физической и технико– тактической подготовленности , учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Я строю урок так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включить в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого  результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого- победа на районных соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культуры, способствует движению вперед и развитию ребенка.

За годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов. Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты.

А как способствовать тому, чтобы учащийся стремился быть гармонически развитой личностью?  Ведь не секрет, что некоторые школьники идут на урок физкультуры далеко не с удовольствием, боясь, что чего-то не смогут выполнить, думая, что будут смешны и т.д. Задача учителя найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного подхода к обучающимся на уроке физкультуры.

 

 А реализую  я его через следующие методические приёмы:

 

владение учителем чувством педагогического такта, чувством меры в поведении и действиях, которые включают в себя уважение достоинства ученика, справедливость по отношению к нему, выдержку и самообладание в отношениях с детьми.

обладание чувством толерантности (терпимости), в основе которой лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно – ориентированного обучения.

использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний психологии). «Доброе слово, что дождь в засуху.»  Похвала пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, она укрепляет их волю. Средствами могут служить ( видеоуроки о спортсменах – параолимпийцах, олимпийских чемпионах, и др). Конечно, особую роль в реализации личностно- ориентированного подхода играет знание учителем основ психологии. Учитель не сможет построить свою работу в нужном русле, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы с дисциплиной и тд. Поэтому необходимо  – использование адаптированной таблицы нормативов. Что это значит? Нынешняя нормативная система оценки уровня физической подготовленности безнадёжно устарела. Поэтому, целесообразно искать какие-то свои методы, критерии оценки, внедрять свой индивидуальный подход к детям. Можно на основе тестирования определить уровень физической подготовленности среднего ученика и адаптировать существующую нормативную программу к возможностям каждого ребёнка, приходящего в спортивный зал. Такой подход будет более прогрессивен, потому что норматив плох тем, что есть группа детей – хорошо физически развитых, имеющая хорошую генетическую наследственность, и им не составляет труда сдать эти нормативы, и есть группа детей практически здоровых, но имеющих какие-то физиологические особенности, и им эти нормативы не по силам. Поэтому, получается  – одним сдавать их легко, другим сложно и оценка абсолютно не объективна, а вклад в работу на уроке одинаков, а порой, наоборот, более слабый ученик затрачивает намного больше сил и энергии.

деление детей на медицинские группы. Всем известно, что существуют группы, на которые медицинские работники школы делят учеников: основная, подготовительная, специальная медицинская группа(СМГ) и освобождённые от урока физкультуры на весь учебный год. На группы дети делятся по заболеваниям. Такие дети должны находиться в зале, но заниматься физкультурой им нельзя. Что делать? В этом случае на помощь приходит учебник по физической культуре, а также разнообразные методические пособия. Освобожденный обучающийся во время урока не сидит без дела, а изучает теоретический материал, может получить на дом задание – подготовить доклад или описание выполнения того или иного упражнения, которое на этом уроке проходили одноклассники. В конце концов, в спортивном зале всегда найдется посильная работа для ученика – разложить мячи, распутать скакалки и т.д. На уроке физкультуры все работают!!!

индивидуальный подход по видам программы.

Программа по физкультуре для общеобразовательных школ разделена на IV основные вида: лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и спортивные и подвижные  игры. И здесь так же учитель должен знать у какого ученика ограничения и в каком виде двигательной деятельности и, исходя из его индивидуальных возможностей и медицинских показаний давать ему определённый режим нагрузки с определённой дозировкой.

работа по тестам (карточкам). Перед началом каждой новой темы провожу теоретический курс, отражающий необходимый для обучащихся материал. В процессе урока ученики, по какой-то причине не занимающиеся, могут «заработать» оценку, ответив на вопросы, прописанные в тестах. Так же карточки используются и в практической части урока. Например: есть дети с диагнозом НШОП (нестабильность шейного отдела позвоночника) и им, соответственно, противопоказано выполнение кувырков. Для таких детей отводится отдельное рабочее место и раздаются карточки с графическим изображением рабочего материала, который они должны отработать. При этом обязательно назначается ответственный за эту группу детей (можно из

освобождённых от практических занятий), который следит за дисциплиной и выполнением задания.

индивидуальная работа для временно освобождённых от урока физкультуры. Практически на каждом уроке есть временно освобождённые по каким-либо объективным причинам, но, как правило, с огромным желанием заниматься. Таких ребят можно привлечь к помощи в организации урока. Это может быть и подготовка инвентаря и оборудования и контроль за определённой группой учащихся и помощь в оценивании и даже помощь в процессе проведения урока. Такой способ работы очень мобилизует ребят и даёт им возможность с пользой отработать урок, не занимаясь практикой.

личностно-ориентированный подход в виде реферата. Этот метод применим к обучащимся среднего и старшего звена. Некоторым из ребят, особенно старшим девушкам, с трудом «даются» некоторые виды программы. Почему бы не дать таким ученикам возможность «заработать» оценку за знание теоретического материала по программе и умение отстоять свою точку зрения, т.к. реферат не просто сдаётся учителю на проверку, а защищается его автором. Что касается морально-этической стороны проблемы, думаю, что личностно-ориентированный подход предполагает от учителя создать в классе атмосферу хорошего настроения.

оценивание обучающихся с учетом их способностей.  Всегда помню: то, что является для одного, другой пока сделать не может, поэтому даю одним детям меньше заданий, повышая их сложность постепенно, другим – больше и сложнее. Это помогает слабому ребенку поверить в собственные силы. Уверенность в успешных действиях делает ребенка жизнерадостным, добрым, ведет к повышению его активности. Вся организация жизни детей в группе стимулирует стремление детей активно двигаться.

 

Урок – основная форма физической деятельности в школе. «Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».

Прежде чем говорить о контроле и оценке успеваемости по физической культуре нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное  выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной. 

        Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Я  похвалила ученика за хорошее выполнение упражнения.  Сделала  замечание  рассеянному ученику за невнимательность. Я не поставила за это никакой отметки, но я  его оценила. Постоянно используются на уроках и словесные на самооценку  выражения: «Как считаешь, ты справился с заданием?» И если наше определение совпадает с мнением ученика, что он справился с заданием, то какой восторг можно увидеть . А когда ученик начинает справляться с ранее очень трудными для него физическими упражнениями, то просто его  подбадриваю: «Вот видишь, успех есть! Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!»      

        Знак внимания. Да, это тоже вид оценки.  Жестом похвалила  игрока за хорошо выполненное действие, погрозили пальцем. Этим  также не оставляю  без внимания деятельность ученика. 

         Анализ. В короткой беседе с учеником  подчеркиваю его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываю  на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше. 

         Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный! 

 

             В процессе работы с учениками с целью формирования их потребности в личном физическом совершенствовании, я использую методику индивидуальной оценки умений и навыков, которая является одним из критериев выставления цифровой отметки.

Поскольку при занятиях физической культурой оценивание основ знаний, освоенных учащимися, несколько проще, чем по другим предметам («знает – не знает»), так же как и оценивание умения осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность («умеет – не умеет»), то, исходя из личного опыта, я считаю, что основными критериями при оценивании, которые более весомы по сравнению с двумя другими, являются многочисленные двигательные умения и навыки, изучаемые в процессе уроков.

В настоящее время для оценивания двигательных умений и навыков созданы многочисленные оценочные таблицы, которые вызывают многочисленные нарекания и острую критику у преподавателей физической культуры.

Действительно, таблицы учебных нормативов, или оценочные таблицы (измерительные материалы), созданы для гипотетического среднего ученика, который из года в год в основном справляется с требованиями по развитию двигательных качеств. В итоге выпускник 9  класса обязан продемонстрировать приобретенные в процессе обучения умения и навыки согласно требованиям государственного стандарта образования по предмету «Физическая культура». При этом учитель несет ответственность за выполнение этих требований, что не всегда представляется возможным по целому ряду причин, число которых постоянно увеличивается.

Во – первых, несоответствие метрического возраста учащихся биологическому. По этой причине ребенок с недостаточными для его возраста антропометрическими показателями не может выполнить нормативы учебной программы на положительную отметку, даже в том случае, если он достаточно добросовестный, ответственный и с удовольствием занимается физическими упражнениями.

Во – вторых, слабая дошкольная физическая подготовка, избыточная масса тела, не обусловленная патологией. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.

В – третьих, нарушение течения нервно – психических процессов в организме ребенка:  заторможенность, резкие изменения степени физической активности и работоспособности, не обусловленная реальными обстоятельствами стеснительность, недооценка либо переоценка собственных реальных способностей. Среди поступающих в школу с каждым годом увеличивается количество детей, у которых совершенно не развит игровой, соревновательный и состязательный азарт.

Для того, чтобы объективно оценить каждого учащегося , я использую «Метод прироста результата от ранее достигнутого». Эта методика применима к упражнениям, которые оцениваются цифровыми  показателями. Согласно этой методике отметка ребенку выставляется с учетом лучшего результата при троекратной демонстрации приобретенных в процессе обучения навыков. Этот результат является его личным достижением на данный момент и оценивается отметкой. 

1.если  улучшается, выставляется отметка «5»;

2.если  остается прежней – «4»;

3.ухудшение  оценивается отметкой «3».

Совершенно очевидно, что во всех трех случаях оценка положительная.

  1. Разноуровневая система оценивания.

В этом году начала практиковать разноуровневую систему оценивания. Пока только с мальчиками в одной параллели.( в 7 классах).

Я начала  строить его на основе результатов тестирования учащихся и сдаче норм ГТО. Ведь результаты тестов в первую очередь должны быть нужны нам, учителям физкультуры. Кроме того, между уровнем физической подготовленности и способностями детей к обучению, освоению двигательных навыков существует тесная связь.

Я создала  рейтинг физической подготовленности учащихся: выписала все результаты детей в параллели по проводимым в школе тестам,  а затем составила  рейтинг тестирования. Принцип был самый простой – по наименьшей сумме мест, занятых учащимся в каждом тесте. Занятые места по всем показателям суммировались, и тот, у кого сумма была наименьшей, занимал первую строчку в рейтинге. Остальные места распределялись по возрастанию суммы набранных мест. 

Затем все мальчики   двух объединенных классов  делились на 4 группы (отделения). Группу «А» составили сильнейшие ребята, занимающие места с 1-го по 6-е. Группу «Б» – мальчики, занимающие места с 7-го по 12-е, группа «В» – для мальчиков, занимающих места с 13-го по 20-е, и в группе «Г» – замыкающие список рейтинга. В своей работе  практически постоянно использую  метод круговой тренировки.

Такое деление по группам  очень помогает  в работе.  Не приходиться  теперь каждый раз делить детей на подгруппы. Каждый из них знает свою группу и занимается  с ней. А я благодаря такому делению стала использовать различные упражнения для групп на каждой «станции». Естественно, что группе «А» упражнения подбирались с опережением программы, а для других  групп наоборот, облегченный вариант, да и дозировка упражнений у них была меньше. Вы бы видели, как загорелись глаза детей при появлении рейтинга! Дети с большим  усердием стали  относиться к тестированию, которое  проводится два раза в год.   Все хотят  добиться лучшего результата по сравнению с предыдущим тестированием и повысить свой рейтинг.

А как же оценивание? Такое деление детей на группы позволило  не только подбирать разноуровневые задания, но и соответственно оценивать детей внутри своих групп. При таком подходе выполнение разных упражнений разными детьми не создает никакой дискомфортной ситуации на уроке. Никто не посмеется над твоей ошибкой, и в то же время все упражнения становятся доступными, и у ребят появляется желание добиться большего и перейти в другую группу.  В дальнейшем думаю продолжить эту работу и с другими классами, не только с мальчиками , но и с девочками. 

  Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно, же физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Наш спортивный зал открыт с 9 часов утра до 20 часов вечера, как для школьников, так и для сельской молодежи.

 

Школьные соревнования – самая действенная мера повышения физической подготовленности школьника. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и черт характера. Спортивные мероприятия используются для проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

Формы внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе:

  1. Оздоровительные мероприятия.

  2. Активный отдых в выходные дни(туристические походы, прогулки, игры на свежем воздухе и т.д)

  3. Оздоровительно-спортивные пришкольные лагеря.

  4. Занятия в группах ОФП, спортивных секциях, спортивных клубах, ДЮСШ.

  5. Спортивные соревнования ( матчи, встречи, турниры, первенства, спартакиады)

  6. Спортивные встречи, праздники, показательные выступления.

Задачи спортивно-массовых мероприятий:

– осуществлять пропаганду ФК и спорта

– способствовать выявлению желающих заниматься различными видами спорта

– дать возможность определить свой уровень физического развития 

– выявить сильнейших спортсменов

– способствовать патриотическому воспитанию

– подведение итогов работы школы по ФВиС

В нашей школе каждый учебный год проходит круглогодичная Спартакиада среди 3х – 9х классов. В соответствии с положением и календарным планом, утвержденным советом КФК (коллективом физической культуры). Сложилась и отработана определенная система как в отборе видов соревнований, так и в сроках их проведения. Данная Спартакиада проводится по восьми видам спорта:

  1. Осенний легкоатлетический кросс.

  2. Первенство школы по баскетболу.

  3. Первенство школы по мини – футболу.

  4. Первенство школы по волейболу.

  5. Первенство школы по пулевой стрельбе.

  6. Первенство школы по лыжным гонкам.

  7. Первенство школы по пионерболу.

  8. Легкая атлетика.

Также традиционными стали спортивные мероприятия:

  1. Веселые старты.

  2. День знаний.

  3. Зарничка.

  4. Спортивный туризм.

  5. День здоровья.

  6. А ну кА парни!

  7. «Неделя физической культуры», которая оснащена различными спортивными соревнованиями и мероприятиями, где задействованы все классы.

Ведется работа спортивных секций. Основная задача спортивных секций является: воспитание интереса и потребности к занятиям спортом , повышение двигательной подготовленности, совершенствование двигательных умений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!