Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»
Современные педагогические технологии
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №14
г. Пермь
Казакова Людмила Павловна
2011 год
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках истории
Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Сегодня выпускник школы XXI века должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Вопросы:
- Как учить детей без принуждения?
- Как помочь им раскрыть свои возможности?
- Как сделать предмет интересным для всех?
- Как дать стимул к творчеству?
- Чему я хочу научить своих учеников?
Критическое мышление –
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление
1 стадия
2 стадия
Вызов
- Актуализация имеющихся знаний.
Осмысление
3 стадия
- Получение новой информации, осмысление её.
Рефлексия
- Пробуждение интереса к получению информации.
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
- Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
- Постановка учеником собственных целей обучения.
- Корректировка учеником поставленных целей обучения.
- Размышление, рождение нового знания.
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Инсерт –
маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Делает зримым процесс накопления информации
- «V» – уже знал
- «+» – новое
- «-» – думал иначе
- «?» – не понял, есть вопросы.
Критическое мышление
Инсерт
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем.
«V»
«+»
Уже знал
«-»
новое
«?»
Думал иначе
Есть вопросы, не понял
Чтение с остановками
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
- Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») –
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Алгоритм написания синквейна
Синквейн
1-я строка.
2-я строка.
Кто? Что?
Какой?
3-я строка.
1 существительное
2 прилагательных.
Что делает?
4-я строка.
Что автор думает о теме?
5-я строка.
3 глагола.
Фраза.
Кто? Что? (Новое звучание темы)
1 существительное
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассников за...
- Меня удивило…
- Для меня было открытием то, что ...
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
- На будущее я учту…
Технология развития критического мышления на уроках истории помогает формировать в детях
- самостоятельность,
- коммуникативность,
- толерантность,
- мобильность,
- умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
- ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности,
- самореализоваться и социализироваться в современном мире.