СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические/образовательные технологии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность использования данных технологий или их элементов на уроках истории и обществознания проявляется на улучшении знаний обучающихся и их успеваемости

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические/образовательные технологии»

Педагогические/ образовательные технологии


В своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание формированию у обучающихся следующих компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования.

Каждый учитель находится в постоянном поиске ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?". Ученые и практики попытались "технологизировать" учебный процесс и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Одним из весомых факторов успешности своей педагогической деятельности считаю применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Считаю, что на уроках истории и обществознания использование современных образовательных технологий улучшает мотивацию и эффективность обучения. Я убедилась, что процесс обучения истории и обществознанию можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. На своих уроках я использую следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей: здоровьесберегающая, игровые технологии, проектную деятельность, технологию исследовательского обучения, тестовые технологии, ИКТ, проблемное обучение.

Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумеваю системную организацию следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание моих учебных занятий (коэффициент сложности предмета), физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебном помещении, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

Применение здоровьесберегающих технологий - это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (5-6 классы).

Чтобы уроки истории и обществознания были увлекательные и результативные, я использую на уроках игровые технологии. Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. В процессе работы я убедилась, что такие уроки необходимы, и они особенно нужны не только на начальном этапе изучения предмета. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. На уроке – игре дети должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе. В практике я часто использую игровые ситуации, игры-тренинги, игры в случайность, как на уроках так и во внеклассной работе. Я заметила, что ролевая игра повышает активность учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Игры по истории и обществознанию часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску.

Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у них определённые качества личности и учебную мотивацию, является фактором повышения качества образования в школе. Данная технология нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Инновацией своего опыта считаю применение технологии исследовательской деятельности в системе, через различные формы организации педагогического процесса в условиях современной школы.

Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях. Меняется моя роль: я, из всеведущего, непререкаемого наставника, постепенно превращаюсь в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении тестовой технологии. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах: -применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ.

- возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной.

-систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

В своей работе я использую тестовые тренажеры в электронных учебниках, тесты при подготовке к ЕГЭ и ГИА, тесты олимпиадных заданий (для одаренных детей) и, конечно же, тесты из методической литературы и тестовых сборников. Я понимаю, что результаты стандартизированных тестов выхолащивают основную суть процесса обучения, превращая его в обычную лотерею: угадал - не угадал. Нет таких тестов, которые проверяли бы умение рассуждать, логически мыслить. Поэтому применение тестового контроля знаний возможно только в виде промежуточного контроля. Контроль по разделу, а тем более, итоговый контроль проводится мной в письменной форме, и включает в себя только элементы тестирования.

В модернизации системы исторического и обществоведческого образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. Современная школа оснащена компьютерной техникой и поэтому на уроках появилась возможность показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, тесты, схемы, иллюстративного  материала. В своей работе я использую электронные учебники «Кирилл и Мефодий», «1С»: «История 5-10кл», « История России. 6-7 кл.» (электрон. учебники), «Уроки истории 10-11кл»; «Обществознание 6-7 кл.» (электрон. учебники), «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.», DVD « История государства Российского» ( золотое издание в 4-х томах), « История Нового времени. 8 кл.», Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия, DVD «Детская энциклопедия», «BBC», « История в картах и иллюстрациях. Подготовка к ЕГЭ. 9, 11 кл.» и др.

Системно и целенаправленно в практике использую ИКТ для оптимизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности. Универсальность использования заключается в том, что ИКТ возможно использовать на любом этапе обучения. На этапе изучения нового материала возможны использования опорных схем и таблиц, на этапе закрепления – широко применяю коллекцию интерактивных тестов, использование ИКТ при тематическом и итоговом контроле.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!