СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии применяемые на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии применяемые на уроках ОБЖ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени Героя Советского Союза П.Т.Харитонова» г. Улан-Удэ















Современные образовательные технологии применяемые на уроках ОБЖ





























Подготовил: Учитель ОБЖ

МАОУ «СОШ №31 им. П.Т.Харитонова»

О.Н.Малых

















Современные образовательные технологии на уроках ОБЖ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике. Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

«Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве». Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями

(см. Приложение 1).

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка. Более подробно я остановлюсь на следующих технологиях, которые я использую чаще всего: развития критического мышления, ТРИЗ, проектной деятельности, интегрирования учебных дисциплин, анализ конкретных ситуаций, теория решения изобретательских задач.

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ)  дает возможность разумно разнообразить подходы к решению учебных задач с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения с точки зрения позиции логики и личностно-психологического подхода.  Уроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов (см. Приложение 2).

1 этап – вызов. Предлагаю работу индивидуально, в парах и группах. Обучающиеся получают информацию самостоятельно (в старших классах через лекцию), записывают и обсуждают её, используя такие приёмы и методы, как: кластеры, составление списка информации, ключевые слова, мозговая атака, таблица «Плюс – минус – интересно», ситуационные задачи.

2 этап – осмысление. Предлагаю обучающимся найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов: взаимоопрос, ролевая игра, рисунок, ведение «бортового журнала».

3 этап – рефлексия. На этом этапе анализируется полученная информация, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают. Использую такие приёмы и методы: игра «Да – нет», дискуссиятворческие задания, сочинение синквейнов (пятистиший).

Приёмы и методы ТРКМ позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущие. Приёмы работы в паре или группе позволяют включить в урок всех школьников. Некоторые приёмы применяю для домашнего задания, которое становиться интересным  для ребёнка.

  • Технология проектной деятельности позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. В рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» мои учащиеся выполняют практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде». Перед учащимися ставится задача разработать и представить комплект пособий по данной проблеме. На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащиеся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку, выходят в интернет. Продукты проекта: картотека съедобных и несъедобных грибов и растений, фотоброшюра «Лесные ягоды», комплекс упражнений для снятия тревоги, аптечка природных лекарственных средств, макеты и презентация временных укрытий в лесу. Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.

В рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» выполняется практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени». Перед учащимися ставится задача разработать и представить комплект пособий по данной проблеме. Продукты проекта: тестовый материал, ситуационные задачи, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.

Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Продукт проекта: листовки с призывами беречь природу; карта опасных объектов на территории, где живут дети; плакаты на экологическую тему, презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы.

Проекты на тему «Мы за здоровый образ жизни» выполняются учащимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Продукт проекта: плакаты с призывами к ЗОЖ; видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков; презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек.

Р:азработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

  • Технология интегрирования учебных дисциплин.

Целью данной технологии является интеграция содержания образования: внутрипредметная и межпредметная интеграция. Применяю межпредметную интеграцию по следующим темам: «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» (ОБЖ  и обществознание); «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия» (ОБЖ и география); «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни» (ОБЖ, биологии и физическая культура); «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ» (ОБЖ, история и информатика); «Алкоголь и его влияние на здоровье человека» (ОБЖ, химия, биология); «Первая медицинская помощь при ранениях», «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» (ОБЖ и биология); «Погодные условия и безопасность человека», «Рациональное питание, гигиена питания» (окружающий мир и ОБЖ); «Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности» (география, математика и ОБЖ); «Автономное пребывание человека в природной среде» (литература и ОБЖ); «Чрезвычайные ситуации природного характера» (география, информатика – ОБЖ).

Результат использования технологии - увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - сама по себе очень интересна и многогранна.  Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения. Основной целью обучения школьников ТРИЗ является развитие творческого воображения, творческого мышления. На занятиях ТРИЗ использую мозговой штурм. Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью 7-8 человек.

I этап: Создание банка идей. Главная цель - наработать как можно больше возможных решений.

II этап: Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом в каждой идее желательно найти что-то полезное.

III этап: Обработка результатов.

Пример: Деловая игра «Требуется идея!».

Задание: придумать такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению взрослыми и детьми.

Пример: Упражнение «Ёлочка ассоциаций»

Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Упражнение начинается со стартового слова, в качестве которого берется любое имя существительное. Под этим стартовым словом записываются в столбик слова, которые возникают по самым разным ассоциациям от стартового слова (5-7 слов), затем делается «переключение» - из этого столбика берется какое-нибудь новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик.

Случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать зону областей, из которых черпаются активные слова. На уроках ОБЖ такое упражнение хорошо давать в начале урока в качестве разминки (на 7-10 минут) для настроя класса на тему урока или для закрепления новых понятий.

Например: Составить короткий рассказ по теме «Наводнение».

Стартовое слово – наводнение.

на воднение стихийное помощь спасение

вода разрушение сборы специалисты

затопление эвакуация вещи врачи

половодье страх МЧС палатки

паводок паника транспорт

бедствие

Задание: «Путешествие по жилищу».

Нежелательные явления в своей квартире, которые могут привести к беде: большое количество приборов включено в одну розетку (возможен пожар); ядовитые вещества хранятся под раковиной (могут взять дети, ядовитые испарения); аптечка в столе (могут взять дети). Постройте диаграмму: снизу - нежелательные явления, сверху - как их устранить.

Задание: Проанализируйте как такие черты характера как трусость, хвастливость, грубость и т.д. могут навредить человеку. Постройте диаграмму: снизу - отложите нежелательные явления, сверху - как их устранить.

  • Анализ конкретных ситуаций (АКС)

АКС - это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, и для оптимального и оперативного ее разрешения.

Метод АКС имеет множество вариантов реализации в практике обучения школьников по ОБЖ (см. Приложение 3). Так, например, при изучении темы урока «Наводнения» учащиеся должны знать способы оповещения о наводнениях; основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий; владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений; иметь представление о последствиях наводнений. При организации и проведении данного урока школьникам предлагаю такие задания:

Задание №1. Четверо друзей выехали на рыбалку. Взяли надувную лодку, удочки и запас еды. Река находится в 20км от поселка. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: «Подъем! Вода прибывает». Вокруг места ночлега много воды, река вышла из берегов. Один подросток, не сориентировавшись, сел в лодку и поплыл искать населенный пункт, другой пошел по берегу в сторону от реки. А оставшиеся поднялись на более высокий участок суши, развели костер и оставались на месте ждать помощи. Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?

Задание №2. Администрация Мурманска была предупреждена о приближающемся циклоне. Вследствие чего произойдет подъем уровня моря. В результате чего будут подтоплены близлежащие территории. Предложите схему мероприятий в данной ситуации. Обоснуйте свое предложение.

Задание №3. В результате внезапного наводнения Вам удалось спастись на крыше своего дома. Как необходимо поступить в данной ситуации?

Вывод:

«Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях».

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока. Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий в различных вариантах. Традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Использование современных педагогических технологий дало положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы вышеуказанных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Учащиеся школы  активно участвуют в районных конкурсах и соревнованиях,  олимпиадах, показывая высокую результативность.



Приложение 1

Современные образовательные технологии

Педагогические

технологии

Результативность использования технологии

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Формирование системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач. Способность к анализу жизненных и производственных задач.

Технология уровневой дифференциации

Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости. Повышение качества обученности.

Модульное обучение

Индивидуальный темп обучения. Развитие самостоятельности обучающихся.

Обучение в сотрудничестве

Развитие взаимоответственности, моделирование содержания учебной деятельности, организация активности обучающихся.

Кейс-метод (анализ конкретных ситуаций)

Развитие умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Выработка программных действий по преодолению проблемы.

Технология коммуникативного обучения

Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми. Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров

Концентрированное обучение

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки. Динамика работоспособности обучающихся.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Формирование у учеников способности ставить новые вопросы, предлагать разнообразные способы и приемы, принимать решения. В результате у учащихся формируются универсальные учебные действия.

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое

обучение

У учителя появляется возможность помогать отстающему, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Технология проектной деятельности


Возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов.

Информационно коммуникационные технологии (ИКТ)

Улучшение качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой

Игровые технологии

Возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход.  Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков

Здоровьесберегающие технологии

Позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Технология творческих мастерских

Учит учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности

Технология интегрированного обучения

Повышение мотивации учения, формирование познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрение явления с нескольких сторон. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника

Лекционно-семинарско-зачетная система


Помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое.

Обучение в сотрудничестве


Совместная развивающая деятельность взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Система инновационной оценки «портфолио»


Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.





Приложение 2

Приёмы и методы технологии развития критического мышления

Уроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов.

1 этап – вызов.

а) кластеры – способ графической организации материала, позволяющие наглядно показать мыслительные процессы на ту или иную тему. Посередине тетрадного листа или классной доски рисуется овал, в котором прописывается ключевое слово темы, как спутники у планеты или грозди ягод, затем учащиеся прописывают  идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Таким образом, у каждого «спутника» появляется свой «спутник», и получается у каждого индивидуальная структура, которая графически отображает именно его размышления по данной теме. При этом учащиеся продолжают работу, пока не иссякнут идеи, не боясь записывать всё, что они думают, стараясь построить как можно больше связей. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации и можно применить её для изучения любой темы: 6 класс. Тема « Сигналы бедствия и сигнальные средства»; 9 класс. Тема «Рациональное питание». Даётся задание создать кластер «Режим питания»;  11 класс. Тема: «Заболевания, передаваемые половым путём». Даётся задание создать кластер «Факторы, способствующие возникновению заболеваний».

б) составление списка информации. Например: Тема «Средства бытовой химии». Даётся задание составить список известных вам средств бытовой химии, имеющихся в вашем доме, а затем сообща прописываются опасности каждого вещества. Тема «Опасности в жилище». Задание. Составьте список известных вам опасностей, которые подстерегают вас дома.

в) ключевые слова. Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем  на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника. Например: Тема: «Искусственная вентиляция лёгких». Даётся задание на стадии вызова расположить в определённой последовательности ключевые слова: валик, рот, проводник, инородные тела, выдох, голова, галстук, нос; в части осмысления – прочитав текст учебника, внести изменения или дополнения в свою ранжировку. Тема «Если человек заблудился в лесу». Задание: на стадии вызова составить рассказ с написанными на доске словами;  на стадии осмысления прочитать параграф учебника, внести изменения или дополнения в свой рассказ. Ключевые слова: лес, грибы, заблудился, решение.

г) мозговая атака. Предлагаю работу в паре или в группе. Преимущество этой формы в том, что учащиеся, которым трудно высказать своё мнение перед аудиторией, получают уверенность в своих силах, предлагая свои идеи, работая в паре. Обменявшись мнением с соседом, такой ученик легче выйдет на контакт со всей группой. На этапе осмысления лучшая идея прорабатывается, а на этапе рефлексии может быть получен конечный продукт. Например: Тема «Наводнения» даётся задание разработать памятку для населения по правилам  безопасного действия во время угрозы наводнения. Тема «Электричество». Даётся задание составить совет другу, как уберечься от поражения электрическим током.

д) таблица «Плюс – минус – интересно». Данный приём помогает школьникам прочитать внимательно нудный и скучный текст. Например: Тема «Аварийно опасные химические вещества». Даётся задание для заполнения таблицы: «Плюсы и минусы АХОВ». Тема: «Заболевания, передаваемые половым путём». Даётся задание создать кластер «Факторы, способствующие возникновению заболеваний».

е) ситуационные задачи. Например: Тема «Личная безопасность». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы сели в автобус и увидели под сидением, оставленную кем-то сумку, из которой торчит провод и кусок изоленты. Ваши действия. Тема «Землетрясения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Во время внезапного землетрясения вы оказались в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия.

2 этап – осмысление

а) взаимоопрос. Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

 б) ролевая игра. Например: Тема: «Экологическая безопасность». Определяются роли для проведения суда над металлургическим комбинатом, загрязняющим окружающую среду - судья, адвокат, директор комбината, больной, свидетели, эксперт.

в) рисунок. Данный приём помогает учащимся лучше усвоить тему урока,   особенно тем, у кого есть проблемы с устными ответами, т.е. происходит самовыражение через рисунок. Например: Тема «Средства пожаротушения». Даётся задание нарисовать средства пожаротушения, которые  встретились в тексте. Затем ученики обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга.

г) ведение «бортового журнала». Этот метод можно использовать не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой - обучающиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках. Например: Тема: «Съедобные и ядовитые ягоды и грибы». Даётся задание заполнить таблицу. Левую часть до прочтения текста, правую - после прочтения.

3 этап – рефлексия.

а) игра «Да - нет». Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно. Например: Тема: «Ядерное оружие».

Вопросы:  - Это оружие массового поражения?

                  - Является ли ударная волна основным поражающим фактором?

                  - Электромагнитный импульс способен вызвать ожоги?

                  - Скорость ударной волны 100 м/с?

                  - Подвальные помещения могут служить преградой от светового излучения?

                  - Древесина толщиной 30 см. ослабляет интенсивность гамма-лучей в два раза?

б) дискуссия.  Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Например: Тема «Здоровый образ жизни»; Тема: «Брак и семья». Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна создать памятку подростку и защитить её.

 в) творческие задания. Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы на заданную тему.  

г) сочинение синквейнов (пятистиший).

Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах.  Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях. Например: Тема: «Пожары и взрывы»:

Взрыв

Опасный, смертоносный.

Разрывает, поджигает, отравляет.

Без паники покинуть здание.

Пожар.

Один из приемов технологии развития критического мышления составление «тонких» и «толстых» вопросов. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему. На «тонкие» вопросы должны быть однозначные короткие ответы, а на «толстые» необходимы осмысленные, продуманные ответы, как правило, с аргументацией.

К примеру«тонкие вопросы»:

Смотрите ли вы программы с криминогенной тематикой?

Согласны ли вы с утверждением, что объектом преступных посягательств может стать каждый из нас?

Были ли вы когда-нибудь в роли потерпевшего или свидетеля преступления?

Учат ли вас родители как избежать преступных посягательств?

Можно ли при встрече с преступником не стать его жертвой? ……… и т.д.

Толстые вопросы:

Объясните, почему преступники не нападают на каждого прохожего, а целенаправленно выбирают свою жертву?

Как вы считаете, всегда ли короткий маршрут будет безопасным? Обоснуйте свой ответ.

В чем на ваш взгляд разница между матерым преступником (рецидивистом) и начинающим преступником?

Что может случиться, если вы примите предложение сесть в машину к незнакомому вам человеку?

Перечислите условия, которые на ваш взгляд могут обеспечить вашу безопасность.

При подготовке урока количество и суть вопросов необходимо подбирать с учетом конкретной темы и времени, которое вы предполагаете выделить на вводную часть, но в любом случае толстых вопросов должно быть немного (не более 2-х, 3-х вопросов), т.к. на их обдумывание и обсуждение уходит много времени.

Эффективно использование таблицы « Верные и неверные утверждения»

№ п/п

Утверждения

До

чтения текста

После

чтения текста

1.

……………………….

+ (согласен)

……….

2.

…………………………..

- (не согласен)








Таким образом, можно проработать каждый пункт в любой изучаемой на уроке ситуации. Главное преимущество - материал не просто заучивается, а осмысленно воспринимается, осознается логика действий в той или иной ситуации при непосредственном участии в этом процессе обучаемых.



Приложение 3

Анализ конкретных ситуаций

Анализ конкретных ситуаций (АКС) – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод АКС развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Метод АКС выполняет множество различных функций, служит инструментом исследования и изучения, оценки и выбора, обучения и воспитания. Под конкретной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает (вступило, находилось) в противоречии с окружающей средой.

Методика организации и проведения предметного урока с использованием метода АКС структурно может быть разных типов и включает следующие этапы:

I этап – введение в изучаемую проблему;

II этап – постановка задачи;

III этап – групповая работа над ситуацией;

IV этап – групповая дискуссия;

V этап – итоговая беседа.

Ученые выделяют около 35 модификаций метода АКС. Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации.

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

В практике встречаются также ситуация-проблема, живая ситуация.

Ситуация-проблема – проблема реальная, требующая оперативного решения. Ситуация способствует выработке умений в поиске решения.

Живая ситуация – ситуация, которая взята из жизни школьников, но решение ее неизвестно изначально. Решение надо найти, а ситуацию следует описать в такой последовательности, в которой она происходила. Здесь применим метод разыгрывания ролей.

Примеры ситуаций

Ситуация-проблема

1. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

2. Вы часто работаете на компьютере. Перечислите основные правила работы, которые помогут вам сохранить здоровье.

3. Вы путешествуете на пароходе и видите утопающего, которому необходимо спасение с помощью спасательного круга. Ваши действия по спасению утопающего?

4. "Вы стоите на автобусной остановке в ожидании транспорта. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке растет. Автобус подъезжает. Как вы поступите?

Живая ситуация

1. Играя в волейбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой помощи до приезда «скорой помощи»?

2. На пляже в солнечный день девочка побледнела, появилась головная боль, шум в ушах, головокружение, слабость, тошнота. Что случилось с девочкой?

а) Пищевое отравление; б) Обморок; в) Солнечный удар.

Выберите правильный диагноз и окажите первую помощь.

Целесообразно применение классических ситуаций, взятых из жизни. Обучающиеся самостоятельно конструируют ситуацию (например, пожар в доме, дом попадает в зону объявленного затопления), комментируют свои действия по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации или сохранения жизни и здоровья.

Ситуация-оценка.

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

Ситуация-иллюстрация.

Найдите пешехода-нарушителя (по рисунку или слайду). Какие ошибки он допустил? Кто правильно переходит дорогу? Объясните, почему.

Варианты решения ситуационных задач могут быть разные:

  1. В виде таблицы «ЗХУ»

«З» - что мы знаем

«Х» - что хотим узнать

«У» - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Главные слова

(категории информации, которыми намерены воспользоваться……..)

Откуда узнал

Источники, из которых мы намерены получать информацию)………………………………….



2. SWOT-анализ.

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы (риски)

Это - замечательный прием для разбора способов защиты в определенных ситуациях. Тем более что идеальных способов не существует, у каждого из них есть сильные и слабые стороны. Данная структура анализа позволяет выбрать какой из рассматриваемых приемов защиты наиболее подходит к смоделированной опасной жизненной ситуации, кроме того позволяет определить уровень риска в этой ситуации.

При выборе методики решения задач имеется большая вариативность. К примеру:

- один ученик отвечает, остальные работают в качестве экспертов. Происходит разбор ошибок, таким образом, материал усваивается гораздо качественнее, эффективно используется отведенное время, осуществляется полный охват, происходит не автоматическое заучивание;

- работа в группе: 4 группы, 4 задачи (по одной для каждой группы). Каждая группа презентует свой вариант, другие группы дополняют, делают замечания, т.е. идет перекрестное обсуждение с участием всей аудитории, кроме того, включается развитие коммуникативных навыков.

Заключительная часть урока должна включать рефлексию. Возможно, кто-то из них пересмотрел свои прежние взгляды и т.д. Получается обратная связь, как один из способов оценить выполнение поставленной цели.

Таким образом, влияние ситуационных задач на практическое умение обучающихся велико. Основной смысл ситуационной задачи заключается в том, что она выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится ситуационная задача по принципам создания исследовательской модели. Главной задачей при осуществлении ситуационного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!