Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.
Признаки технологической организации урока географии:
- чёткое видение деятельности ученика (проектирование урока)
- создание мотивационной установки деятельности.
- чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач.
- организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы).
- организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации.
-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач.
- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)
- применение различных форм контроля диагностика результативности
Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология развития критического мышления.
Технология проектной деятельности.
Технология дифференцированного обучения.
Информационные технологии.
Технология проблемного обучения.
Технология здоровьесбережения.
1.Технология учебно-игровой деятельности.
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации
1.«Третий лишний» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.
2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?
3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река - это…, Криками называют ….
4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.
2.Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации
Составление перепутанных логических цепочек
Слова-ассоциации
Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,
Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,
Ключевые термины.
Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала, учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова, которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Физическая, экономическая
Описывает, исследует, прогнозирует
Наука о прекрасной планете
Земля
3.Технология проектной деятельности
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)
Положительные аспекты дифференциации:
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
4.ИКТ - технологии.
Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д
5.Проблемное обучение
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос. Почему?
Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.
6.Здоровьесберегающие технологии
В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии
- Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику
результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;
- значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;
- вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формируется социальный опыт к труду в общении;
- способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.
- помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.
«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).