СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках географии»

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС



Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона

Учитель, готовясь к уроку должен разработать  чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Признаки технологической организации урока географии:

- чёткое видение деятельности ученика (проектирование урока)

- создание мотивационной установки деятельности.

- чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач.

- организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы).

-  организация деятельности с  учебно-методическим комплектом как с источником информации.

-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач.

- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)

- применение различных форм контроля диагностика результативности


Современные образовательные технологии,  которые я применяю на своих уроках географии:

  1. Технология учебно-игровой деятельности.

  2. Технология развития критического мышления.

  3. Технология проектной деятельности.

  4. Технология дифференцированного обучения.

  5.  Информационные технологии.

  6. Технология проблемного обучения.

  7. Технология здоровьесбережения.

1.Технология учебно-игровой деятельности.


В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации

1.«Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов,  например Амазонка, Байкал, Лена.

2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева,  Париж – Сена и т.д…?

3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река - это…,   Криками называют ….

4.«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.


2.Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника:
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры,  принимать решения на основе анализа информации

  1. Составление перепутанных логических цепочек

  2. Слова-ассоциации

  3.  Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,

  4.  Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,

  5.  Ключевые термины.

  6.  Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала, учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова, которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.


Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Физическая, экономическая

Описывает, исследует, прогнозирует

Наука о прекрасной планете

 Земля


3.Технология проектной деятельности

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации:  

-появляется уровень мотивации учения;

-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

-повышается уровень  Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

4.ИКТ - технологии.

Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д

5.Проблемное обучение

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998). 

Основной вопрос на уроках  географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос. Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

6.Здоровьесберегающие технологии

В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии

- Частые смены одной деятельности  на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- Наличие на уроке эмоциональных разрядок:  улыбок, афоризмов.

- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.


Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику

результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;

- значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

- вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формируется социальный опыт к труду в общении;

- способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

- помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

     «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

     умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении роботы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!