СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии – как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии – как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника»


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА



«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай сделать - и я пойму»

китайская притча


Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования, фундаментом для дальнейшего обучения. В начальной школе ребенок наряду с предметными знаниями умениями и навыками должен овладеть универсальными учебными действиями, компетенциями, составляющими основу умения учиться Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. Успешность обучающихся зависит не от обладания информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, мобильности, гибкости учащихся, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания, брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является формирование ключевых компетенций. Названы они так, потому что являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать основные базовые ориентиры основных знаний: развивать познавательные интересы, мотивацию, творческие способности, универсальные учебные действия, необходимые для дальнейшего самообучения и саморазвития

Считаю, учителю начальных классов необходимо помочь детям раскрыть их таланты, сформировать компетентности, которые позволят им быть успешными в жизни.

Существуют следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловая, учебно - познавательня , информационная, коммуникативная,

общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования

Компетенции проявляются в действии. Современный урок – это урок действенный, строится на основе системно – деятельностного подхода: изучать, искать, думать, анализировать, делать выводы.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Трудно переоценить роль деятельности учителя, его влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность

В своей деятельности, формируя универсальные учебные действия, компетенции, применяю современные инновационные технологии

Метод проектовтехнология организации  образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Реализация «метода проектов и исследовательского метода» на практике ведет к изменению позиции учителя, который превращается в организатора самостоятельной деятельности своих учеников исследовательского, поискового, творческого характера.

Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над  формированием у школьников не только коммуникативной и информационной  компетентностей, но и компетентности разрешения проблем, компетенция личностного самосовершенствования. Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы): Постановка проблемы проекта. Тема проекта. Цель проекта.

  1. Задачи проекта

  2. Гипотеза

  3. План работы

  4. Осуществление деятельности

  5. Продукт проекта

  6. Выводы (итог)

Мои первоклассники, знакомясь со звуками и буквами, цифрами и числами, создают монопроекты на материале конкретного предмета по теме: «Звук и буква Аа, Бб, Вв….» , «Число и цифра 1,2,3….» На данном этапе формируется учебно-познавательная компетентность- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Исследовательский проект - это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, сбора информации, умение сотрудничать, создание продукта деятельности.

В рамках работы кружка «Я – исследователь» были созданы проекты: «Соль-друг или враг», «Лук – горькое здоровье», «Цветная помощь», «Волшебные звуки музыки», «Самая полезная вода». Продукт деятельности: презентация, буклет, брошюра.

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя, т.к. учащимся начальной школы собрать всю доступную информацию, обработать ее самостоятельно еще трудно. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы, формирует социально-трудовую компетенцию, компетенцию личностного самосовершенствования Продукт - театрализация сказки «Лесная школа», выпуск газеты «Грамотейка», сочинение» Моя мама», произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства «ТОФИ» Учащиеся принимали участие в операции «Покормите птиц зимой» Продукт деятельности - кормушка из подручного материала.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации применяю на всех уроках. Работа школьников с учебником, справочной и научно-популярной литературой, источниками сети Internet, готовыми справочными электронными пособиями» способствуют самостоятельному поиску и получению необходимых знаний.

Нестандартные, в том числе интегрированные уроки являются средством развития творчества, креативности мышления и социализации личности При проведении интегрированных уроков, являющихся, как правило, нестандартными, выстраивается содержание образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями.

Технологию коллективного способа обучения, как средство развития личности, применяю на уроках познания мира, трудового обучения Цель групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Группы выполняют коммуникативную и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции. Можно выделить следующие виды работы в группе: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового, обучение друг друга, тренировка и проверка.

Индивидуальные образовательные технологии: а) создание ситуации успеха для каждого ученика, б) индивидуальная работа с одаренными детьми. «Дифференцированный подход» к учебно-воспитательному процессу – это признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы. Особая речь об обучении детей с признаками одаренности. Эти дети, как правило, более склонны к исследовательской деятельности.

Технология критического мышления означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Уроки литературного чтения, грамоты строю по плану: стадия вызова, осмысление и стадия рефлексии. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в парах и группе – группы формируются в классе. Это умение анализировать информацию, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к  стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. Важным фактором формирования учебно-познавательных компетенций является «рефлексия». Например, Закончите предложения: Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня… Самым интересным на занятии для меня было… Я научилась… Теперь бы я хотела еще узнать… Мне понравилось… Мне не понравилось… Я считаю полезным… Я хотела бы Вам сказать… Меня удивило….

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько он может их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!