СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы обучения для повышения мотивации учащихся. Лабораторные работы на уроках литературы в 5-ом классе как способ создания ситуации успеха

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное в преподавании литературы на современном этапе- приоритет процесса обучения над результатом- т.е "погружение участников в учебную ситуацию поиска, исследования." Поэтому необходимы активные формы обучения. Таковой является лабораторная работа как один из приёмов технологии развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы обучения для повышения мотивации учащихся. Лабораторные работы на уроках литературы в 5-ом классе как способ создания ситуации успеха»

«Современные методы обучения для повышения мотивации учащихся. Лабораторная работа на уроках литературы в 5-ом классе как способ создания ситуации успеха.» Автор: Учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 43» Сидякина Наталья Евгеньевна.

«Современные методы обучения для повышения мотивации учащихся. Лабораторная работа на уроках литературы в 5-ом классе как способ создания ситуации успеха.»

Автор:

Учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 43»

Сидякина Наталья Евгеньевна.

Технология развивающего обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала. Главная идея развивающего обучения заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает успешным обучение.

Технология развивающего обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала.

Главная идея развивающего обучения заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает успешным обучение.

При использовании на уроках русского языка и литературы развивающего обучения используются следующие подходы: исследовательский подход, коммуникативный или дискуссионный подход, которые предполагают, что ученики на какое-то время становятся авторами какой-либо точки зрения на проблему.  Лабораторная работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения.

При использовании на уроках русского языка и литературы развивающего обучения используются следующие подходы:

исследовательский подход, коммуникативный или дискуссионный подход, которые предполагают, что ученики на какое-то время становятся авторами какой-либо точки зрения на проблему.

Лабораторная работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения.

 Лабораторная работа – один из активных форм обучения, ориентированных на самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.

Лабораторная работаодин из активных форм обучения, ориентированных на самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.

Цели:   - закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;  - привитие навыков и умений самостоятельной и исследовательской работы по учебному материалу;  - ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;  - выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;  - формирование способности интеллектуальных и творческих способностей.

Цели: - закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний; - привитие навыков и умений самостоятельной и исследовательской работы по учебному материалу; - ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа; - выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике; - формирование способности интеллектуальных и творческих способностей.

Структура проведения лабораторной работы Подготовительный этап

Структура проведения лабораторной работы

Подготовительный этап

Форма проведения лабораторной работы. Оценочный лист

Форма проведения лабораторной работы.

Оценочный лист

Оценивание работы Результаты лабораторных работ оцениваются в классе учителем в конце урока. Оценивается деятельность учащихся на разных её этапах. Оценки учащимся выставляются в карту контроля за каждый вид работы, затем подводится итог.  Анализ и обсуждение можно провести на интерактивном уроке.

Оценивание работы

  • Результаты лабораторных работ оцениваются в классе учителем в конце урока.
  • Оценивается деятельность учащихся на разных её этапах.
  • Оценки учащимся выставляются в карту контроля за каждый вид работы, затем подводится итог.
  • Анализ и обсуждение можно провести на интерактивном уроке.
Лабораторная работа № 1. БАСНЯ. Иносказательный смысл басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Лабораторная работа № 1. БАСНЯ.

Иносказательный смысл басни

И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Дано: Справочный материал. Аллегория- иносказание , такое изображение жизни, которое таит в себе скрытый смысл. Мораль - нравоучительный вывод, поучительная часть.

Дано:

Справочный материал.

Аллегория- иносказание , такое изображение жизни, которое таит в себе скрытый смысл.

Мораль - нравоучительный вывод, поучительная часть.

Карточка 1.  «Лебедь, Рак и Щука». Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись  И вместе трое все в него впряглись;  Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!  Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака,  Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.  Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Карточка 1.

«Лебедь, Рак и Щука».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ход работы. 1.  Взять карточку 1. 1)  Прочитать басню. 2)  Что и кого подразумевает автор под персонажами басни Лебедем, Щукой и Раком? 3)  Как автор относится к героям? 4)  На какие части делится басня? 5)  В каких строках содержится нравоучительный вывод? 2.  Познакомиться с понятиями «аллегория» и «мораль» (справочный материал). 3.  Используя справочный материал и анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» И. А. Крылова, подготовить сообщение на тему «Басня» по плану: 1)  Басня - ___________ ___________ _________ какой? (по размеру) (по смыслу) (жанр) 2)  Героями басни чаще всего бывают __________, а подразумеваются ______________. 3)  Автор ______________ их.  (что делает?) 4)  Повествование в басне чаще всего таит в себе иной, скрытый смысл. Это называется _______________. 5)  В басне есть нравоучительный вывод - _________. 4.  Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать самим понятие «басня». 5.  Сравнить свое понятие «басня» с определением в словаре литературоведческих терминов.

Ход работы.

1. Взять карточку 1.

1) Прочитать басню.

2) Что и кого подразумевает автор под персонажами басни Лебедем, Щукой и Раком?

3) Как автор относится к героям?

4) На какие части делится басня?

5) В каких строках содержится нравоучительный вывод?

2. Познакомиться с понятиями «аллегория» и «мораль» (справочный материал).

3. Используя справочный материал и анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» И. А. Крылова, подготовить сообщение на тему «Басня» по плану:

1) Басня - ___________ ___________ _________

какой? (по размеру) (по смыслу) (жанр)

2) Героями басни чаще всего бывают __________, а

подразумеваются ______________.

3) Автор ______________ их.

(что делает?)

4) Повествование в басне чаще всего таит в себе иной, скрытый смысл. Это называется _______________.

5) В басне есть нравоучительный вывод - _________.

4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.

Сформулировать самим понятие «басня».

5. Сравнить свое понятие «басня» с определением в словаре литературоведческих терминов.

Карта контроля № П/П 1 Виды деятельности учащихся. (Теория) Определение понятия «басня», «аллегория», «мораль». Оценки учеников Параметры оценивания. 2 Определение частей басни. Нахождение морали. 3 4 Анализ басни. Формулирование понятия «басня» Ф.И. Ф.И. Ф.И.  Итоговая оценка

Карта контроля

П/П

1

Виды деятельности учащихся.

(Теория) Определение понятия «басня», «аллегория», «мораль».

Оценки учеников

Параметры оценивания.

2

Определение частей басни. Нахождение морали.

3

4

Анализ басни.

Формулирование понятия «басня»

Ф.И. Ф.И. Ф.И.

Итоговая оценка

Лабораторная работа № 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО «СРАВНЕНИЕ» И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.  Дано: Справочный материал.  Сравнение - художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Часто выражается сравнительным оборотом с союзами КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.

Лабораторная работа № 2.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО «СРАВНЕНИЕ» И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.

Дано:

Справочный материал.

Сравнение -

художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Часто выражается сравнительным оборотом с союзами КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.

Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в тёмной высоте, Как тени, ходят, развеваясь.  ( А.С. Пушкин  «Руслан и Людмила»).

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в тёмной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

( А.С. Пушкин

«Руслан и Людмила»).

Карточка 1.  Где подушка, как лягушка , ускакала от меня.  К. Чуковский «Мойдодыр»  Как чёрная железная нога , побежала, поскакала кочерга.  К. Чуковский «Федорино горе»

Карточка 1.

Где подушка, как лягушка , ускакала от меня.

К. Чуковский «Мойдодыр»

Как чёрная железная нога , побежала, поскакала кочерга.

К. Чуковский «Федорино горе»

Карточка 2. 1. В болоте целый день ухлопав,  Наткнулся я на кулика.  Он из гнезда, как из окопа,  Следил за мной издалека. 2. … Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной 3. …лишь страшная смотрит со дна образина:  Два огромные глаза горят, как два изумруда; Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами…

Карточка 2.

1. В болоте целый день ухлопав,

Наткнулся я на кулика.

Он из гнезда, как из окопа,

Следил за мной издалека.

2. … Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

3. …лишь страшная смотрит со дна образина:

Два огромные глаза горят, как два изумруда;

Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда

Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами…

Ход работы . 1. Определить, что такое сравнение (смотри справочный материал) 2.  Взять карточку 1. 1)  Указать предмет сравнения. 2)  Указать образ сравнения. 3)  Почему Чуковский сравнивает подушку и лягушку, ногу и кочергу? 3.  Взять карточку 2. Найти сравнения в стихотворениях. Указать предмет и образ сравнения 4.  Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.

Ход работы .

1. Определить, что такое сравнение (смотри справочный материал)

2. Взять карточку 1.

1) Указать предмет сравнения.

2) Указать образ сравнения.

3) Почему Чуковский сравнивает подушку и лягушку, ногу и кочергу?

3. Взять карточку 2. Найти сравнения в стихотворениях. Указать предмет и образ сравнения

4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.

Карта контроля № 1 П/П Виды деятельности учащихся. Оценки учеников 2 Параметры оценивания.  (Теория) Определение понятия «сравнение»   Карточка 1. Нахождение предмета и образа сравнений 3 Карточка 2. Нахождение сравнения Итоговая оценка Ф.И. Ф.И. Ф.И.

Карта контроля

1

П/П

Виды деятельности учащихся.

Оценки учеников

2

Параметры оценивания.

(Теория) Определение понятия «сравнение»

Карточка 1. Нахождение предмета и образа сравнений

3

Карточка 2. Нахождение сравнения

Итоговая оценка

Ф.И. Ф.И. Ф.И.

Лабораторная работа № 3.  ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО «ЭПИТЕТ» И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.  Дано: Справочный материал Эпитет - художественное образное определение,  выраженное чаще всего прилагательным.

Лабораторная работа № 3.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО «ЭПИТЕТ» И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.

Дано:

Справочный материал

Эпитет -

художественное образное определение,

выраженное чаще всего прилагательным.

Могучий дуб Свинцовые тучи

Могучий дуб

Свинцовые тучи

 Карточка 1. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный , И лучезарны вечера..  Карточка 2. Ночевала тучка золотая На груди утеса- великана ; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя

Карточка 1.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный ,

И лучезарны вечера..

Карточка 2.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана ;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя

Зимнее утро Мороз и солнце; день…! Еще ты дремлешь, друг …— Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На …небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи … желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:  Под голубыми небесами … коврами, Блестя на солнце, снег лежит; … лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.  Вся комната … блеском Озарена. … треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?  Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег,… для меня. Слова для справок: чудесный, мутный, мрачный , веселый, прелестный, янтарный, милый, великолепные, прозрачный.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день…!

Еще ты дремлешь, друг …—

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На …небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи … желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната … блеском

Озарена. … треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег,… для меня.

Слова для справок: чудесный, мутный, мрачный , веселый, прелестный, янтарный, милый, великолепные, прозрачный.

Зимнее утро Вся комната янтарным блеском Мороз и солнце; день чудесный ! Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Кобылку бурую запречь?  Звездою севера явись!  Скользя по утреннему снегу, Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня На мутном небе мгла носилась; И навестим поля пустые, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:  Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Зимнее утро

Вся комната янтарным блеском

Мороз и солнце; день чудесный !

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Кобылку бурую запречь?

Звездою севера явись!

Скользя по утреннему снегу,

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

На мутном небе мгла носилась;

И навестим поля пустые,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ход работы . 1.  Взять карточку 1. 1)  Прочитать фрагмент стихотворения. 2)  Какие слова помогают поэту создать образ золотой осени и выразить своё отношение к ней?  (Карточка 2.) Какие слова помогают поэту создать образ тучки и утёса? 3)  Какое значение имеют выделенные слова? Какими членами предложения являются выделенные слова? Какой частью речи выражены выделенные слова 2. Взять карточку 2. Выполнить задания по алгоритму зад .1. 3.  Подготовить сообщение на тему «Эпитет» по плану: 1)  Эпитет - ___________ __________________ .  (какое ?) (член предложения) 2)  Отвечают на вопросы ______________________. Эпитеты чаще всего выражены _____________, которое несёт в себе _______, ______, ______. 4.  Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать самим понятие «эпитет». 5.  Взять карточку 3. Подобрать эпитеты. (Смотреть слова для справок.) 6. Сравнить со стихотворением «Зимнее утро» А. С. Пушкина . 7. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие «эпитет» 8. Сравнить свое определение «эпитет» с определением в словаре.

Ход работы .

1. Взять карточку 1.

1) Прочитать фрагмент стихотворения.

2) Какие слова помогают поэту создать образ золотой осени и выразить своё отношение к ней?

(Карточка 2.) Какие слова помогают поэту создать образ тучки и утёса?

3) Какое значение имеют выделенные слова?

  • Какими членами предложения являются выделенные слова?
  • Какой частью речи выражены выделенные слова

2. Взять карточку 2. Выполнить задания по алгоритму зад .1.

3. Подготовить сообщение на тему «Эпитет» по плану:

1) Эпитет - ___________ __________________ .

(какое ?) (член предложения)

2) Отвечают на вопросы ______________________.

  • Эпитеты чаще всего выражены _____________, которое несёт в себе _______, ______, ______.

4. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод.

Сформулировать самим понятие «эпитет».

5. Взять карточку 3. Подобрать эпитеты. (Смотреть слова для справок.)

6. Сравнить со стихотворением «Зимнее утро» А. С. Пушкина .

7. Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие «эпитет»

8. Сравнить свое определение «эпитет» с определением в словаре.

Карта контроля № 1 П/П Виды деятельности учащихся. Параметры оценивания.  2 (Теория) Определение понятия «эпитет» Оценки учеников  3  Определение членов предложения и частей речи Ф.И Ф.И. Ф.И. Формулирование понятия «эпитет» 4   Карточка 3. Подбор эпитетов Итоговая оценка

Карта контроля

1

П/П

Виды деятельности учащихся.

Параметры оценивания.

2

(Теория) Определение понятия «эпитет»

Оценки учеников

3

Определение членов предложения и частей речи

Ф.И Ф.И. Ф.И.

Формулирование понятия «эпитет»

4

Карточка 3. Подбор эпитетов

Итоговая оценка

Вывод При проведении уроков в форме лабораторной работы у учащихся формируются навыки устной и письменной речи, которые способствуют активной самостоятельной и исследовательской работе, повышают у школьников мотивацию к изучению учебного материала. В заключение хочется отметить, что, применяя на уроках литературы технологии развивающего обучения, педагоги у учащихся развивают навыки анализа поэтического текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания, и главное- способствуют созданию ситуации успеха.

Вывод

При проведении уроков в форме лабораторной работы у учащихся формируются навыки устной и письменной речи, которые способствуют активной самостоятельной и исследовательской работе, повышают у школьников мотивацию к изучению учебного материала.

В заключение хочется отметить, что, применяя на уроках литературы технологии развивающего обучения, педагоги у учащихся развивают навыки анализа поэтического текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания, и главное- способствуют созданию ситуации успеха.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!