СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные интерактивные технологии в работе с детьми "Бизиборд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время Бизиборд является одним из эффективных и резуль-тативных вариантов психокоррекционной работы, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Современные интерактивные технологии в работе с детьми "Бизиборд"»

ОГКОУ «Кинешемская коррекционная школа-интернат» Г. Кинешма ул. Сеченова д.26 Современные интерактивные технологии в работе с детьми  с ОВЗ  БИЗИБОРД   Подготовила: Сидорина Алёна Николаевна, учитель-дефектолог

ОГКОУ «Кинешемская коррекционная школа-интернат»

Г. Кинешма ул. Сеченова д.26

Современные интерактивные технологии в работе с детьми с ОВЗ БИЗИБОРД

Подготовила: Сидорина Алёна Николаевна, учитель-дефектолог

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2

адаптированной основной общеобразовательной

программы, характерно интеллектуальное

и психофизическое недоразвитие в умеренной,

тяжелой или глубокой степени, которое может

сочетаться с локальными или системными

нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного

аппарата, расстройствами аутистического спектра,

эмоционально-волевой сферы, выраженными в

различной степени тяжести.

У таких детей происходит задержка процессов становления сенсорики. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват пишущего предмета, шнурование ботинок, застегивание пуговиц и др. Этим объясняется необходимость в интенсивных занятиях сенсорным воспитанием на протяжении всего периода обучения в школе.

В настоящее время Бизиборд является одним из эффективных и резуль-тативных вариантов психокоррекционной работы, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ.

Бизиборд – это сенсорная доска, с расположенными на ней различными деталями и элементами, которые способны передвигаться, открываться и закрываться, щелкать, вращаться, светиться и мигать, издавать звуки.   Бизиборд не просто развивает мелкую моторику, но и позволяет ребёнку ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания.   За бизиборд стоит поблагодарить известного итальянского педагога Марию Монтессори, которая обозначила влияние игр с бытовыми предметами на мелкую моторику.

Бизиборд – это сенсорная доска, с расположенными на ней различными деталями и элементами, которые способны передвигаться, открываться и закрываться, щелкать, вращаться, светиться и мигать, издавать звуки. Бизиборд не просто развивает мелкую моторику, но и позволяет ребёнку ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания.

За бизиборд стоит поблагодарить известного итальянского педагога Марию Монтессори, которая обозначила влияние игр с бытовыми предметами на мелкую моторику.

Задачи бизиборда

Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через

тактильное восприятие.

Также есть и ряд других задач, а именно:

  • развитие мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей, несущих функциональную нагрузку, мозг ребенка активно развивается.
  • развитие координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
  • развитие логического мышления. Здесь работают дверцы, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, звонок зазвенел, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.
  • формирование усидчивости. Ребёнку с ОВЗ трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может концентрировать и удерживать внимание на интересующих его элементах.
  • развитие воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
  • формирование когнитивных функций.
Бизиборд как инструмент в руках педагога  Использование бизиборда в коррекционной работе позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно- развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на дефектологических занятиях.  Во время игры с многофункциональным пособием детям с ограниченными возможностями здоровья легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются ВПФ (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).  Развивающая доска может стать незаменимым инструментом для обучения в руках учителя-дефектолога.

Бизиборд как инструмент в руках педагога

Использование бизиборда

в коррекционной работе

позволяет эффективно решать

образовательные, коррекционно-

развивающие, воспитательные

задачи, разнообразить виды

деятельности на

дефектологических занятиях.

Во время игры с многофункциональным пособием детям с ограниченными возможностями здоровья легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются ВПФ (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).

Развивающая доска может стать незаменимым инструментом для обучения в руках учителя-дефектолога.

Соответствие требованиям ФГОС, предъявляемым к организации предметно-пространственной среды

насыщенность.  Разнообразие материалов и элементов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, экспериментирование с доступными детям материалами.

трансформируемость . Данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в классе но в тоже время в   комплексе выполняю образовательную, воспитательную и развивающую функцию Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться детьми с ОВЗ с разным уровнем психофизического развития.

безопасность.  Дидактическое пособие изготовлено из экологически чистых материалов и соответствуют нормам СанПиН

вариативность.  Бизиборд можно использовать в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Его можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях.

—  полифункциональность.  Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.

Доска Бизиборд не имеет возрастных ограничений. Заниматься бизибордом на коррекционных занятиях с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР можно на протяжении всего периода обучения в школе, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.

Данный авторский бизиборд предназначен для работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, ТМНР).  Бизиборд выполнен из фанеры размером 100 см на 60 см. Дизайн исполнен в технике «Декупаж», которая выполняет не только декоративную функцию, но и защищает поверхность, делает изделие долговечным, пригодным для влажной уборки, не накапливающим пыль, а также исключает вероятность отщепления и появления заноз.  Всё наполнение бизиборда объединено в единый сюжет «Городок умельцев». Каждый элемент несёт функциональную нагрузку. Включатель зажигает свет, кнопка дверного звонка включает мелодию, замочки запирают и отпирают дверцу и т.д.

Данный авторский бизиборд предназначен для работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, ТМНР).

Бизиборд выполнен из фанеры размером 100 см на 60 см. Дизайн исполнен в технике «Декупаж», которая выполняет не только декоративную функцию, но и защищает поверхность, делает изделие долговечным, пригодным для влажной уборки, не накапливающим пыль, а также исключает вероятность отщепления и появления заноз.

Всё наполнение бизиборда объединено в единый сюжет «Городок умельцев». Каждый элемент несёт функциональную нагрузку. Включатель зажигает свет, кнопка дверного звонка включает мелодию, замочки запирают и отпирают дверцу и т.д.

застежки: шнурки, липучки, молнии, прищепки замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты, шестерёнки счеты, часы, лабиринты, геоборд выключатели, кнопки, розетки, световые и звуковые элементы Необходимые элементы каждого бизиборда

застежки: шнурки, липучки, молнии, прищепки

замочки: замки

с ключом, дверные цепочки, шпингалеты,

шестерёнки

счеты, часы, лабиринты, геоборд

выключатели, кнопки, розетки, световые и звуковые элементы

Необходимые элементы каждого бизиборда

Дверцы с разными типами замков, цепочками, шпингалетами, крючками. Ребёнок учится открывать и закрывать замки, тренируя координацию движений, мелкую моторику и логическое мышление. За дверцами размещены прозрачные кармашки для ярких картинок (букв, цифр, животных и др.). Это стимулирует ребенка быстрее освоить принцип работы запоров, чтобы открывать заветные дверцы.

Дверцы с разными типами замков, цепочками, шпингалетами, крючками.

Ребёнок учится открывать и закрывать замки, тренируя координацию движений, мелкую моторику и логическое мышление. За дверцами размещены прозрачные кармашки для ярких картинок (букв, цифр, животных и др.). Это стимулирует ребенка быстрее освоить принцип работы запоров, чтобы открывать заветные дверцы.

Выключатель и дверной звонок. Эти элементы способствуют развитию логического мышления и восприятия ребёнка. Нажимая на клавишу загорается свет и звучит мелодия. В дверном звонке 50 мелодий, которые ребёнок может выбирать по своему желанию и настроению. 8

Выключатель и дверной звонок.

Эти элементы способствуют развитию логического мышления и восприятия ребёнка. Нажимая на клавишу загорается свет и звучит мелодия. В дверном звонке 50 мелодий, которые ребёнок может выбирать по своему желанию и настроению.

8

Муляж розетки и штепселя. С их помощью ребенок учится безопасно пользоваться электроприборами. А благодаря доступу к игрушечной розетке он не проявляет активного интереса к настоящим источникам опасности.

Муляж розетки и штепселя.

С их помощью ребенок учится безопасно пользоваться электроприборами. А благодаря доступу к игрушечной розетке он не проявляет активного интереса к настоящим источникам опасности.

Счеты, часы и порядковый счёт Эти элементы бизиборда помогают: вырабатывать понятие о порядковом счете; обучать, как верно использовать порядковые и количественные числительные; учить, как верно отвечать на такие вопросы, как «Сколько?» и «Который?»; формировать умение равнять между собой объекты, когда они размещены не рядом, а на разной дистанции.

Счеты, часы и порядковый счёт

Эти элементы бизиборда помогают:

  • вырабатывать понятие о порядковом счете;
  • обучать, как верно использовать порядковые и количественные числительные;
  • учить, как верно отвечать на такие вопросы, как «Сколько?» и «Который?»;
  • формировать умение равнять между собой объекты, когда они размещены не рядом, а на разной дистанции.
Геоборд  Геоборд  представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленными друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять  резинки . Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).  Основные функции  геоборда : 1.Развивает когнитивные способности ребенка: мышление, внимание, память. 2. Способствует развитию мелкой моторики рук. 3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка. 4. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач. 5.Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь. 6. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа).

Геоборд

Геоборд  представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленными друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять  резинки . Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).

Основные функции  геоборда :

1.Развивает когнитивные способности ребенка: мышление, внимание, память.

2. Способствует развитию мелкой моторики рук.

3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.

4. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.

5.Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.

6. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа).

Колокольчик, велосипедный звонок, клаксон, тренерский свисток  Данные звуковые элементы направлены на развитие слухового восприятия, умения выделять различные качества звуков, сравнивать их.  Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах. Через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных развивается музыкальность.

Колокольчик, велосипедный звонок, клаксон, тренерский свисток

Данные звуковые элементы направлены на развитие слухового восприятия, умения выделять различные качества звуков, сравнивать их.

Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах. Через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных развивается музыкальность.

Шнуровка, молния, застёжка, прищепки Основные функции этих элементов бизиборда: -развивать мелкую моторику рук; -развивать сенсорные навыки; -развивать память, внимание, логическое мышление; -формировать навыки самообслуживания.

Шнуровка, молния, застёжка, прищепки

Основные функции этих элементов бизиборда:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать сенсорные навыки;

-развивать память, внимание, логическое мышление;

-формировать навыки самообслуживания.

Дорожки: волны и зигзаги   Эти элементы бизиборда способствуют подготовке руки к рисованию и письму, развитию моторики кисти руки, зрительно-моторной координации, наблюдательности, пространственного мышления, зрительного восприятия.

Дорожки: волны и зигзаги

Эти элементы бизиборда способствуют подготовке руки к рисованию и письму, развитию моторики кисти руки, зрительно-моторной координации, наблюдательности, пространственного мышления, зрительного восприятия.

 Обилие объектов для исследования: различных функций, форм, фактур и цветов стимулирует развитие ребенка с ОВЗ. Современная наука доказала пользу тактильных и визуальных стимулов для развития мозга ребенка. Развитие мелкой моторики формирует нейронные связи в мозге, что ускоряет развитие речи, памяти, логики. Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у обучающихся с ОВЗ формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.  Наблюдаемая динамика в развитии школьников с ОВЗ свидетельствует об эффективности использования бизиборда и необходимости дальнейшего применения данного дидактического пособия в коррекционном процессе.

Обилие объектов для исследования: различных функций, форм, фактур и цветов стимулирует развитие ребенка с ОВЗ. Современная наука доказала пользу тактильных и визуальных стимулов для развития мозга ребенка. Развитие мелкой моторики формирует нейронные связи в мозге, что ускоряет развитие речи, памяти, логики. Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у обучающихся с ОВЗ формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

Наблюдаемая динамика в развитии школьников с ОВЗ свидетельствует об эффективности использования бизиборда и необходимости дальнейшего применения данного дидактического пособия в коррекционном процессе.

Литература и интернет источники

  • Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей в специальных коррекционно образовательных учреждениях: [учеб. пособие] / М.: Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2013. — 96 с.
  • Демурова Н. А., Затынайко О. А. Использование игр «бизиборд» в коррекционной работе с детьми с ОНР. https:// docplayer.ru/54031012-Ispolzovanie-igr-bizibord-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-onr.html
  • Марченко, Н. В. Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ / Н. В. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58608/
  • Рогалева Э. Проект «Бизиборд в индивидуальной работе с детьми с ОНР». https://www.maam.ru/detskijsad/-bizibord-v-individualnoi-rabote-s-detmi-s-onr.html
  • Хабибрахманова Э. Р. «Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста». https:// nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/04/15/bizibord-kak-sredstvo-razvitiya-detey-mladshego
  • Челышева, А. А. Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников / А. А. Челышева, О. П. Степанова, О. Н. Смирнова, Л. А. Болотина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 167-169. — URL: https:// moluch.ru/archive/273/62220
  • Бабкова С.А. Мастер класс на тему «Развивающие бизиборды по познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» https://педакадемия.рф/бабкова-с-а-развивающие-бизиборды/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!