СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные информационные технологии – полезный ресурс или опасность? Группы смерти: как не попасть в их сети.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на все преимущества, которые предоставляет нам Интернет, он может быть использован для нанесения вреда вам, вашим близким и вашему имуществу. Различного рода мошенники, преследователи, разнообразные вирусы – все это представляет угрозу для каждого пользователя сети Интернет. Более того, количество подобных угроз постоянно растет.

Просмотр содержимого документа
«Современные информационные технологии – полезный ресурс или опасность? Группы смерти: как не попасть в их сети.»

Осипова М.И., зам. директора по МР МОУ СОШ №5

Январь 2020 года


Современные информационные технологии – полезный ресурс или опасность? Группы смерти: как не попасть в их сети.


Нельзя отрицать того факта, что информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» все теснее проникает в нашу с вами жизнь. Для одних он стал источником знаний, для других используется в работе, кто-то нашел с помощью Интернета друзей, а кто-то даже смог наладить свою личную жизнь. Большинству из нас достаточно сложно представить день без онлайн-общения с друзьями, просмотра свежих новостей или новых роликов. Это подтверждается и результатами социальных исследований. Если сравнивать с данными на 2014 год, во всем мире число интернет-пользователей увеличилось более чем на 1,9 миллиарда, то есть на 75% за 5 лет. Россияне проводят в сети 6 часов 29 минут, это на 2 минуты больше прошлогоднего значения.

Вместе с тем следует помнить, что, несмотря на все преимущества, которые предоставляет нам Интернет, он может быть использован для нанесения вреда вам, вашим близким и вашему имуществу. Различного рода мошенники, преследователи, разнообразные вирусы – все это представляет угрозу для каждого пользователя сети Интернет. Более того, количество подобных угроз постоянно растет.

Интернет убивает. И это не просто слова. Ваш ребенок не пришел домой вовремя, а его телефон недоступен. Вы не находите себе места и вот – ребенок дома, в своей комнате – уединился с планшетом или ноутбуком. Можно, наконец, успокоиться. Однако в этот самый момент, когда вам кажется, что все хорошо, против вашего ребенка, возможно, совершается самое настоящее преступление.

Уже не первый год в социальных сетях детей вовлекают в «суицидальный квест» -виртуальную игру, финалом которой становится самоубийство. Тысячи страниц в интернете наполнены фотографиями, видео-и аудио-контентом, убеждающим, что жизнь – бессмысленна, любовь –безответна, предательство –обратная сторона дружбы, и только смерть имеет значение. Сотни людей, скрытых под фальшивыми именами, выдают нашим детям задание за заданием, внушая им уверенность в том, что по-настоящему счастливое существование откроется только в «тихом доме» – месте, куда эти наставники «пропишут» их после суицида.

Социальные сети удовлетворяют сразу несколько потребностей подростков:

  • потребность в общении,

  • в познании,

  • в отдыхе и развлечении,

  • в принятии

  • психологическом комфорте.

Наибольшую опасность социальные сети представляют для тех подростков, которые не могут удовлетворить ни одну из перечисленных выше потребностей в реальной жизни. Взрослым часто бывает сложно принять тот факт, что современное поколение постепенно «оцифровывается», но это реальность, с которой нужно научиться жить дальше и извлечь оттуда как можно больше полезного для формирования личности.

«Группы смерти» – групп в социальных сетях, в которых подростки играют в своеобразную игру, итогом которой является подготовленный суицид. Обычно в названиях этих групп присутствуют метафоры про китов, а в содержании находятся депрессивные песни, мрачные картинки с порезанными венами или изображением китов, а также грустные цитаты. Рисунки китов и бабочек выбраны в качестве своеобразной символики «групп смерти» неслучайно, поскольку киты часто выбрасываются на берег, а бабочки живут всего один день.

Ребенок может общаться со злоумышленниками с помощью таких ресурсов как «ask.fm» http://ask.fm/, инстаграм https://www.instagram.com/, а также мессенджеров Viber http://www.viber.com/ru/, whatsapp https://www.whatsapp.com/ или по Scype - https://www.skype.com/ru/. Вызывающие тревогу признаки можно, в принципе, обнаружить в любой социальной сети, в которой имеет страницу ваш ребенок: от Моймир@mail.ruhttps://my.mail.ru/my/welcomeдо «Одноклассников» https://ok.ru/. Необходимо понимать, что основной площадкой для вовлечения в «игру», доводящую до самоубийства, является социальная сеть «ВКонтакте», однако этот «квест» распространяется и в других социальных сетях. Так, в 2017 году для вовлечения в «игру» стал активно использоваться Инстаграм, поэтому на активность ребенка именно в этих социальных сетях следует обратить особое внимание.

Сегодня, правда, нет того накала, как в 2014–2016 годах, количество вовлеченных детей стало в разы меньше. Но сказать, что все закончилось, было бы неправильно. Несколько изменилась тактика поведения создателей групп, но принцип остался тот же, а контент стал распространяться на другие соцсети. Схема такая: в группах теперь пишут, что «сообщество ни в коем случае не призывает к суициду, администрация не несет ответственность за ваши поступки». Или: «Мы против суицида, группа ничего не пропагандирует» — и этого бывает достаточно, чтобы контент не блокировали. А вот в постах можно найти ссылки на другие ресурсы, где уже фильтруют участников и дают дальнейшие ссылки на страницы, чаты, на которых непосредственно идет раздача «заданий».

Чаще всего доведение до суицида состоит из трех этапов. На первом подростка вовлекают в сообщества, где у него вызывают либо усиливают депрессивное состояние. Пробуждают интерес к "игре", суть которой состоит в выполнении ряда заданий, связанных с тематикой суицида: чтении специализированной литературы, изучении угнетающих видео- и аудиоматериалов. Вступив в группу, подросток размещает у себя на странице специально разработанный в сообществе стих-шаблон, где просит разбудить его в определенное время или дать ему задание. Запись подкрепляется набором хештегов, по которым детей и находят.

На втором этапе подростков вовлекают в "игру".

Как только администраторы получают необходимую информацию о своей жертве, ее приглашают в "игру" и начинают давать различные задания. Поначалу они относительно безобидные: подросткам предлагают присылать рисунки или стихи с подписью "Ня. Пока" (фраза, которую сказала Рената Паленкова перед тем, как расстаться с жизнью, незадолго до этого она начала прямую трансляцию в интернете, а после смерти стала очень популярна среди некоторых молодых людей). Также предлагают присылать рисунки китов и бабочек, выбранных в качестве своеобразной символики "групп смерти", поскольку киты часто выбрасываются на берег, а бабочки живут всего один день.

Кроме того, на этом этапе подростки начинают изучать фото-, видео- и аудиоматериалы, оправдывающие суицид и способствующие деформации инстинкта самосохранения.

Стоит отметить, что вставать для получения нового задания необходимо очень рано, помните стих про 04:20 утра? Подобный ритм жизни не только отстраняет ребенка от родственников, поскольку он живет по отдельным биочасам, но и еще сильнее притупляет сознание.

Тревожными сигналами являются:

картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся популярными). На картинках – слова «одиночество», «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.

подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности, например:

«Я перестал верить в любовь»

«Влюбленных много, счастливых мало»

«Счастливые люди не курят»

«Скажи, как мне быть жизнерадостным?»

«Пора завязывать с дерьмом. Я про людей»

«Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»

«Недосып как стиль жизни»

«Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»

«Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»

«Ничего не радует»

«Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь».

«Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»

«Любовь - медленный суицид»

изображения китов;

изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.;

изображение знака со словами «ОНО» и «АД» (этот знак был разработан как символика «суицидального квеста»);

изображение часов, показывающих время 4:20;

изображения пачек с сигаретами с акцентом на надписи «курение убивает» (часто сопровождаются четным числом роз);

изображения подростков-самоубийц Рины Паленковой, псковских «Бони и Клайд»;

изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотых булавками губ и т.д.

Обратите также внимание на тех, кто «лайкает» фотографии на странице вашего ребенка и на разительное несоответствие числа его «друзей» количеству «лайков», поставленному множеством других пользователей.

Как только злоумышленники видят, что ребенок готов к самоубийству, его переводят на третью стадию, где молодой человек, участвуя все в той же "игре", начинает получать специфические задания, связанные с "селфхармом" (причинением себе вреда).

Задания могут быть совершенно жуткими: например, сфотографировать свою руку с порезами. После прохождения таких заданий ребёнку присваивается номер, а также сообщается дата и способ самоубийства. Дети начинают вести обратный отсчёт на своих страницах в социальных сетях (50 дней).

Что делать, если опасения подтвердились и Вы обнаружили, что Ваш ребенок в «игре»? Если «игра» только началась и ребенок на первом этапе, если у него наблюдается 3 и более признака суицидального поведения, то Вам необходимо срочно обратиться за консультацией к опытному психологу.

Если Ваш ребенок уже прошел несколько этапов, выполнив задания, то без помощи невролога и психиатра обойтись будет сложно. Обратитесь за консультацией к данным специалистам незамедлительно. Поговорите с ребенком, постарайтесь успокоить его. Помните, он будет выполнять все задания «куратора» сначала из любопытства и интереса, а потом из страха за Вашу жизнь! Сообщите в полицию о том, что Ваш ребенок вовлечен в «группу смерти» и ему угрожают. Для этого необходимо сфотографировать страницу и написать заявление. Договоритесь с ребенком о том, что доступа в Интернет у него не будет минимум 2 недели. При наличии медицинских показаний не сопротивляйтесь госпитализации. Обязательно обратитесь к опытному психологу для организации дальнейшей длительной психолого-педагогической помощи и сопровождения.

Куда обратиться, если вы обнаружили «группу смерти»?

Если вы обнаружили в Интернете группу или сайт, призывающий к самоубийству, то можете сообщить об этом в Роскомнадзор.

Чтобы сделать это, нужно зайти на сайт https://eais.rkn.gov.ru/feedback/ и заполнить все необходимые графы.

По закону Роскомнадзор не может осуществлять самостоятельный мониторинг, но должен реагировать на обращения граждан, поэтому безопасность наших детей – в наших руках.

Можно обратиться к специалистам из Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru/hotline/suicide.php

Современное общество очень любит перекладывать ответственность на Интернет в общем и на социальные сети в частности. На самом же деле, проблемы кроются гораздо глубже. Запомните, не информация находит ребёнка, а ребёнок – информацию. Общение в виртуальной реальности может послужить триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка – преступления или суицида, но винить в этом лишь социальные сети не стоит. Проблема всегда кроется в семье и семейном воспитании. Открытость в обсуждении проблем, тёплые дружеские отношения, доверие, уверенность в близких – всё это базис, на котором должна строиться семья. Если в семье этого нет, то, разумеется, ребёнок будет искать это в социальных сетях. А вот что он там найдёт и на чём остановится – это вопрос его самосознания, наличия критического мышления и чёткого представления о понятиях «хорошо»/«плохо».

«Группы смерти» мимикрируют, меняют названия, адреса страниц, сайты, хэштеги. Поэтому будьте бдительны, интересуйтесь реальной и виртуальной жизнью своих детей, любите их безусловной любовью, прощайте, хвалите, содействуйте, поддерживайте, подбадривайте, учитесь слушать и слышать, дружите с ними. Будьте с ними «ВКонтакте» и в контакте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!