Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrb.ru
Доклад на тему:
«Современные формы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в общеобразовательной организации»
Выполнила: Халудорова Галина Шойжинимаевна
с. Новая Брянь
2023
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. В национальной доктрине образования РФ сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Общаясь с детьми, учитель имеет возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом.
Реализация духовно-нравственного воспитания как одного из направлений воспитательной работы в моем классе осуществляется по программе «Планета добра».
Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» и плана воспитательной работы школы. Программа рассчитана на 4 учебных года.
Содержание программы разделено на 6 связанных между собой основных направлений:
Направление 1. «Спортивно-оздоровительное».
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Направление 2. «Учебно-познавательное».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Направление 4. «Правовое воспитание».
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Направление 5. «Гражданско-патриотическое».
Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Направление 6. «Художественно-эстетическое».
Цель: воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса. В рамках военно-патриотического месячника в прошлом учебном году, мы с классом посетили музей. Цель экскурсии: способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, таких как:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Также был проведён открытый классный час по теме: «Великая Отечественная война». Целью классного часа было расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне через знакомство с историческим прошлым, на примере истории одного из учеников о своём прадеде. В ходе классного часа, дети рассказывали стихи, работали в парах с определением лексического значения слов - война и мир.
Учащиеся 1 «В» класса принимали участие в конкурсе чтецов и вокальном конкурсе, которые также были направлены на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника.
На уроках технологии выполняли поздравительные открытки ветеранам.
В классе была представлена выставка рисунков на тему «Война глазами детей».
Осознанная важность духовно-нравственного воспитания личности, я, как учитель начальных классов, веду систематически беседы, цель которых научить детей жить среди людей, управлять своими эмоциями и поведением. Достаточно назвать темы некоторых мероприятий: «Мы и родители», «Честность по отношению к себе и другим», «Дружба крепкая не расклеится», «Моя малая Родина: культура и традиции».
Большое значение для духовно-нравственного воспитания имеют пословицы и поговорки, которые раскрывают этические нормы русского народа: «На добрый привет – добрый и ответ», «За худым пойдёшь – худое и найдёшь», «Бог правду любит» и т.д., с которыми работаем как на уроках, так и на классных часах и кружках.
Работа по направлениям духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся продолжается. В текущем учебном году ученик Сухов Лев принял участие во Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей», где поделился своим видео-рассказом о своём прадедушке и о его наградах.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение, которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному воспитанию в целом.
«Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский