Обществознание. 10 класс
Современное общество
Михайлова Надежда Михайловна
План урока
- Глобализация как явление современности.
- Современное информационное пространство.
- Глобальная информационная экономика.
- Социально-политическое измерение информационного общества.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вспомним
- Перечислите этапы развития общества.
- Как называется современный этап и почему?
- Что такое глобализация?
- Ученые считают, что глобализация как процесс имеет глубокие корни. Почему же только сейчас, на современном этапе развития, появилось глобальное общество и возникли глобальные проблемы его развития?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Основные факторы единства мира
Единство мира
В единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты
Изменение средств коммуникации
Быстрота перемещения из одной части в другую делает мир доступным для передвижения
Изменение транспорта
Реальная угроза уничтожения всего человечества затрагивает интересы всех людей
Характер современной техники
Производство, рынок стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества
Особенности экономики
Глобальные проблемы
Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Глобализация как явление современности
Сегодня существуют различные толкования соотношения понятий постиндустриального и информационного общества.
Одним из подходов является сближение понятий, рассмотрение их как определений одного и того же этапа общественного развития.
Концепцию перехода западного индустриального общества в постиндустриальное выдвинул
в 1973 г. Д. Белл (США).
Годом ранее в Японии была поставлена задача превращение общества в информационное.
Даниел Белл
1919-2011
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Глобализация как явление современности
Как пишет российский философ В.Г. Федотова, две научные идеи «образовали концепт «информационное общество», который определяет суть постиндустриального общества как общества, в котором определяющую роль играет не индустрия, а информация».
В современной науке распространение получили также термины «экономика знания» и «общество знания».
Федотова Валентина Гавриловна
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Глобализация как явление современности
Постиндустриальное (информационное) общество – это современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.
Развитие постиндустриального общества неразрывно связывают с процессом глобализации
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Глобализация как явление современности
Термин «глобализация»
в середине XIX века использовал Карл Маркс, характеризуя создание мирового рынка.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Глобализация как явление современности
Прочитайте пункт 1 стр. 80 – 81 и ответьте на вопрос.
В чем выражается асимметричность процессов глобализации?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Противоречия (асимметричность) глобализации
Выполните задание 1 на стр. 92
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?»
Больше пользы
2006 г
39
Больше вреда
2007 г.
2010 г.
36
25
Затрудняюсь ответить
38
27
36
30
37
33
- Из данного социологического опроса видим, что в принципе большинство опрошенных проголосовали за пользу от глобализации, но не малый процент людей видит больше вреда в глобализации.
Прослеживается динамика увеличение числа опрошенных, которые считают, что глобализация приносит больше вреда России.
- Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос?
- С чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования?
- Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Задание
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) последствия глобализации
2) доступность товаров
3) интернационализация оказания услуг
4) свобода передвижения
5) обострение проблем нелегальной миграции
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
Символом глобализации стала коммуникация – обмен информацией. Значение информационной сферы настолько велико, что её характеризуют как системообразующий фактор в жизни современного общества. Мы живём в едином информационном пространстве.
Какие же компоненты образуют информационную сферу общества?
Схема на стр. 82.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная сфера
Инфраструктура
Информация
Системы регулирования
Субъекты формирования и использования информационных ресурсов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная сфера - совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информация (разъяснение, изложение, осведомлённость) — сведения независимо от формы их представления.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
Носителем информации является сообщение – устное, письменное, визуальное и т.д. Содержание информации передаётся с помощью различных кодов – знаков или символов, и задача потребителя – расшифровать, раскодировать её.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная безопасность
— это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная
безопасность
Доступность
Целостность
Конфиденциальность
Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
Инфраструктура – совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного взаимодействия.
- вычислительная техника,
- средства коммуникации,
- методическое обеспечение,
- программное обеспечение,
- технологии,
- вспомогательные виды деятельности.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
К информационной сфере относят также субъектов сбора , формирования, распространения и использования информации.
В процессе создания и распространения информации субъекты, социальные группы, социальные институты взаимодействуют между собой.
Многообразные связи приобретают устойчивый характер и могут быть отнесены к разновидности социальных отношений , система регулирования которых является компонентом информационной системы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
Системы регулирования
Изучите материал на стр. 83 и ответьте на вопрос. Нужна ли цензура в сети Интернет?
Около 63 процентов россиян, за цензуру чаще выступают женщины.
Опрос был выполнен 26-29 сентября 2014 г., в опросе приняли участие 1630 человека с 18 до 46 лет.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
Задание 2 стр. 92.
Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
50,9
45,4
29,0
26,6
25,6
1,8
1991
2000
2006
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Современное информационное пространство
online
Ограничение доступа в Интернет используется не только при отсутствии демократии в обществе. Интернет – средство, которое может использоваться в информационных войнах. Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие противозаконную информацию. В целях предотвращения экономического шпионажа, укрепления трудовой дисциплины многие фирмы вводят специальные правила использования сетевых ресурсов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Глобальная информационная экономика
Транснациональные корпорации (ТНК) – это фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах мира.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Количество (ТНК) 2013г.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Сравнение экономической роли некоторых крупных ТНК и ВВП отдельных стран в конце 90-х
ТНК
WAL-Mart
Годовой объем оборота (млрд. долл.)
119
Страна, примерно соответствующая данной ТНК
Volkswagen AG
Годовой объем ВВП (млрд. долл.)
Греция
65
Royal Dutch-Shell
119
172
IBM
Новая Зеландия
Mitsubishi Corp.
79
65
Гонконг
171
129
Sony
Египет
GEC
55
ЮАР
76
129
91
Чехия
55
Израиль
92
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Сетевая структура информационной экономики
Информационное
общество
Информационная
экономика
Информационные
технологии
Информационные
ресурсы
Информационные системы
Информационный менеджмент
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационные ресурсы
Архивные
ресурсы
Научно-
техническая
информация
Библиотечные
ресурсы
Правовая
информация
Информация
предприятий
Финансовая и
экономическая
информация
Отраслевая
информация
Информация
государственных
органов
Информация
о природных
ресурсах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Инновационная экономическая политика государства
Модель
Роль государства
Последствия для экономики
Социальные последствия
стр. 85.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1
- Развитие информационных технологий
- Развитие информационных технологий
2
- Увеличение доли информационных отраслей в ВВП, в общей численности рабочих
- Увеличение доли информационных отраслей в ВВП, в общей численности рабочих
3
- Сетевая структура в организации производства и труда работников
- Сетевая структура в организации производства и труда работников
4
- Новые требования к работнику, формирование интеллектуального капитала
- Новые требования к работнику, формирование интеллектуального капитала
Информатизация глобальной экономики
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Глобальная информационная экономика
Понятие «интеллектуальный капитал» ввел в научный оборот Томас Стюарт, который определил его как сумму знаний работников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность. Более того, по мнению Т. Стюарта, интеллектуальный капитал включает в себя не только знания, но и объекты интеллектуальной собственности, зарегистрированные в виде патентов и авторских прав, компьютерные сети, позволяющие быстро передавать информацию внутри и вне компании, деловое сотрудничество и обмен опытом между компанией и ее клиентами, упрочивающие связи между ними. Иначе говоря, под интеллектуальным капиталом следует понимать все, что позволяет создавать ценности. Это коллективная энергия.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Структура интеллектуального капитала. (Т. Стюарт)
Интеллектуальный капитал – это сумма того, что знают работники компании: патенты, процессы, управленческие навыки, опыт и информация о потребителях и поставщиках, т.е. всё, что формирует конкурентоспособность организации.
Интеллектуальный капитал
Человеческий
Потребительский
Организационный
капитал
капитал
капитал
Знания
Навыки
Творческие
способности
Техническое
Связи с клиентами
и программное
Информация
о клиентах
обеспечение
Торговая марка,
Оргструктура
бренд
Патенты
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Глобальная информационная экономика
Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания.
При оценке человеческого капитала специалисты по менеджменту учитывают параметры, среди которых – не только знания, навыки и творческие способности, но и моральные качества работника.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Глобальная информационная экономика
Прочитайте раздел параграфа стр. 84 – 86 и составьте сложный план по теме раздела.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-политические изменения информационного общества
Может ли существовать информационное общество без государства?
Информационное общество не может существовать без государства, так как в современном мире формирование информационного общества является одним из направлений государственной политики. Государство на уровне законодательства регулирует информационное общество.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-политические изменения информационного общества
В 2000 году
в Российской Федерации
была принята
«Доктрина информационной безопасности»
для защиты национальных интересов в информационной среде.
Прочитайте стр. 89 и скажите в чём заключаются интересы государства
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-политические изменения информационного общества
Каковы социальные и политические критерии развития информационного общества?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-политические изменения информационного общества
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Социально-политические изменения информационного общества
Книга: «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» 1999г.
«Изменился мир в целом, потому что информационные технологий усилили и увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. В этой ситуаций иначе действует государство и СМИ, меняется роль социальных институтов».
Мануэль Кастельс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Выводы:
1. Знания о современном этапе развития общества позволяют лучше ориентироваться в повседневной жизни.
2. Основная задача: научиться перерабатывать и использовать новейшую информацию, стремиться к расширению знаний. Это залог эффективной профессиональной деятельности.
3. Используя Интернет, можно выполнять бытовые операции.
4. Увлекаясь Интернетом не забывайте о том, что ничто не заменит реального человеческого общения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Цитатник
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
У. Черчилль
«Интеллектуальный капитал — это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям». Кит Брэдли
«Интеллектуальный капитал — это активы, стоимость которых согласно балансовому отчету равна нулю».
Стивен Уоллман
«Информация и обмен информацией имели критическую важность на протяжении всей истории человечества»
Американский социолог Мануэль Кастельс
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 8, вопросы 1 – 9 стр. 91.
Задание на выбор:
- Документ и вопросы к нему стр. 90 – 91.
- Составить расширенный план по пункту «Глобальная информационная экономика»
- Эссе на тему: «Может ли существовать информационное общество без государства?» или «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (У. Черчилль)
- Заполнить таблицу на слайде 26.
- Проекты: «Я в информационном обществе», «Образование (школа)в информационном обществе», «Плюсы и минусы интернета», «Интернет в нашей жизни».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»