СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная рыночная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современная рыночная система»

Отметка за урок _______________ учитель истории ______________________

(подпись)

Технологическая карта урока

Тема: Современная рыночная система.

(11а класс)


Цель урока: сформировать у учащихся представление о современной рыночной системе.


Планируемые результаты:

- личностные

- Развить познавательный интерес к изучению современной экономики и обществознания в целом.

- Способствовать формированию критического мышления и аналитических навыков учащихся.

- Повысить уровень общей и финансовой грамотности учащихся.

- Развить понимание финансовых институтов.


- метапредметные

- Развивать навыки работы с различными источниками информации (тексты, схемы, видео и тд.) и способность анализировать их.

- Развивать умение сопоставлять различные факты и делать выводы на основе полученной информации.

- Развивать навыки коммуникации и сотрудничества в процессе обсуждения исторических вопросов.


- предметные

- Создать условия для формирования представлений о действии рыночного механизма регулирования экономики, его достоинствах и недостатках

- Основные понятия: Традиционная, командная и рыночная экономика, спрос и предложение, виды конкуренции

- Анализировать экономическую систему для понимая ее важнейшей роли в жизни современного общества и государства.

- Разобраться в законе спроса и предложения и видах конкуренции.


Тип урока: Комбинированный


Образовательные ресурсы:

1 Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций/ [Л. Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021. - 334 с.

2 Презентация по теме: «Современная рыночная система».


Ход урока:

Методические приемы и план изучения нового материала

Организация и управление уроком (введение, переходы, выводы, вопросы и задания)

Деятельность учащихся

УУД
(вид и конкретное действие)

1. Организационный момент

Настрой на

активную

деятельность

Приветственное слово: Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь.

Ответное приветствие. Включение обучающихся в деятельность.


ПО: смысловое слушание.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Проверка знаний и умений

Проверка знаний и умений учащихся.


Фронтальный опрос






На предыдущем уроке вы с Еленой Николаевной изучали экономический рост и развитие в экономике. Сейчас мы проверим ваши знания по пройденной теме.

  1. Для начала сформулируйте что такое «экономический рост»? (количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.)

  2. Какие есть пути достижения экономического роста? (Интенсивный и экстенсивный)

  3. Чем различаются данные пути? Приведи примеры, представь, что ты руководишь промышленным предприятием или даже целой промышленной сферой.

  4. Перечили факторы экономического роста (Это могут быть ресурсы и их накопление, уровень развития технологий, кредитно-банковская и налоговая системы, политическая ситуация в стране, инвестиции.)

  5. Что такое экономический цикл? Cформулируй определение (колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах (рецессии, депрессии) и экономических подъёмах) либо (неизбежный спад и последующий подъем в экономике.

Ученики, закрыв учебники и тетради, отвечают на вопросы учителя

Р: саморегуляция

ПО: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Переход к новой теме.

Отлично, мы с вами закрепили ваши знания об экономическом росте и развитии, а теперь начнем изучать еще более важный аспект современной экономики.

3. Подготовка школьников к восприятию новой темы

Мотивационный компонент. Формулирование

Темы.


Эвристическая беседа.

У слова рынок есть несколько значений, в первую очередь в нашей голове всплывает образ торгового павильона с различными товарами от продуктов питания до одежды, а у кого-то абстрактная и сложная система, регулирующая всю мировую экономику. Вы когда-нибудь слышали фразу: «невидимая рука рынка»? Задумывались ли вы о ее значении? Что стоит за этой фразой?



Определяют тему урока и делают запись в тетрадь.

ПО: смысловое слушание.

Р: прогнозирование, постановка учебной темы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,

К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли.

Переход к изучению нового материала. Постановка цели и плана изучения новой темы.


А теперь подумайте – рынок — это благо или рудимент и зло?

Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить о рынке – современной экономической системе. И в конце урока постараемся дать ответ на этот вопрос.


Запись темы в тетради со слайда презентации

План урока:1 Рынок в жизни общества

2 Закон спроса и предложения

3 Конкуренция и монополия

Определяют цель работы.

кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода.

Формулируют план работы на уроке.


Л.: смыслообразование.

ПО: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание.

ПЛ: анализ, сравнение, классификация, синтез.

Р: целеполагание, планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие.

К: умение задавать вопросы при их возникновении, построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли..

4. Изучение нового материала

1. Рынок в жизни общества

Сжатое информативное сообщение


Работа с учебником.




Аналитическая беседа

Рынок складывался на протяжении всех тысячелетий истории человеческой цивилизации – от первых обменянных орудий труда из бронзы до крупных слияний транснациональных корпораций. Рыночная экономика же считается наиболее эффективным рынком на данный момент. Давайте запишем термин:

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, свободного рыночного ценообразования при минимальном государственном регулировании экономики.

Рыночная экономика – гарантирует свободу потребителя.

Подумайте, рыночная экономика развивается для всех стран по единым правилам? Или какое-то государство может пренебречь принципами построения свободного рынка и построить его?


Слушают учителя, читают учебник выделяя и анализируя необходимую информация для составления таблицы, делают записи в тетрадях, отвечают на поставленный вопрос грамотно строя ответ

ПО: смысловое слущание

К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли.

2. Закон спроса и предложения

Сжатое информативное сообщение



Просмотр видео:



Работа с учебником и в рабочей тетради










Аналитическая беседа



Равновесие рынка, обеспечивают спрос и предложение.

Спрос – это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене.

Предложение - готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене.



Видео-эссе: «Спрос, предложение и рыночное равновесие по Адаму Смиту»

Зарисуйте схему в свои тетради – стр. 34 учебника:

Ребята, как вам кажется, что случилось бы с рынком не будь «системы противовесов», которыми выступает закон спроса и предложения?

Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения

Анализируют текст, выдвигают свои предположения.

ПО: поиск и выделение информации, анализ, структурирование знаний

Р: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие.

К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли


3. Конкуренция и монополия


Сжатое информативное сообщение


Работа с учебником и в рабочей тетрадью

























Аналитическая беседа

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.


Монополия — это рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта. Он единолично производит и реализует товар или оказывает услугу. Доступ для других участников рынка оказывается закрыт (Примеры: РЖД, Росатом в России)


Заполнение таблицы: «Виды конкуренции» в рабочих тетрадях:

Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения. Слушают.

ПО: поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей.

К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли

Вывод

Рыночную экономику считают одним из главных двигателей технического прогресса в 21 веке. Данное обоснование весьма понятно, ведь высокий уровень конкурентности, который гарантирует хорошее качество производимого продукта, не допустит на рынок некачественные товары и услуги, но с другой стороны рыночная система нестабильна и способствует дальнейшему расслоению общества и даже целых государств и регионов мира по финансовому благополучию и развитию.

5. Закрепление

Закрепление пройденного материала. Заключительная беседа.

В качестве проверки того, как вы усвоили материал, предлагаю прочитать высказывания некоторых предпринимателей и определить к какому типу конкуренции относится их фирма.


Предприниматель №1: «Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.»

Ответ: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара.

Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения.


Предприниматель №2: «У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.»

Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии. Для этой рыночной структуры характерна манипулирование ценой, пользуясь ограниченым кол-вом предложения.


Предприниматель №3: «Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.»

Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену.

Участвуют в беседе. Структурирование изученного материала для ответа на вопрос.

Л: формулирование собственного мнения (позиции)

ПО: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков.

ПЛ: становление причинно-следственных связей.

К: использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания.

6. Организация домашнего задания


Читать параграф 4 (стр. 32) – прочитать таблицу в р. тетради. Найти конкретные пример к каждому виду конкуренции на примере конкретных компаний. Выполнить письменно!


Записывают домашнее задание. Уточняют при необходимости.


7. Оценвание


Оценивание происходит на основе: выполнения учеником всех требований и заданий, предъявляемых учителем, активной работы на уроке (устной и письменной), выполнения домашнего задания, изложения верных ответов на поставленный вопрос, верных логическим умозаключений ученика



7. Рефлексия

Оценка психологического комфорта на уроке.

Учитель раздаёт листочки с предложениями всему классу.

Подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось…


оценивание качества и уровня усвоения. Самоконтроль. Самооценка.

Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания».

Р: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, самоконтроль, самооценка






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!