СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная русскоязычная литература Беларуси: портретные очерки А.П.Александрович

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы выступления на III научно-практической конференции «Филологическая наука  в школе: современное состояние и перспективы развития»  (с международным участием)

 

Просмотр содержимого документа
«Современная русскоязычная литература Беларуси: портретные очерки А.П.Александрович»

III научно-практическая конференция

«Филологическая наука в школе: современное состояние и перспективы развития» (с международным участием)

Шифр секции С1 Головнева И.Б. тезисы

Название доклада Современная русскоязычная литература Беларуси: портретные очерки А.П.Александрович

Головнева Ирина Борисовна,

учитель русского языка и литературы гимназии № 15 г.Минска

ТЕЗИСЫ

Современная русскоязычная публицистика Беларуси на уроках литературы может быть представлена в 11 классе портретными очерками лауреата премии Белорусского союза журналистов «Золотое перо», Международной ассоциации писателей и публицистов, Литературной премии федерации профсоюзов Беларуси Анны Петровны Александрович.

Поэтика художественной публицистики А.П.Александрович характеризуется специфичным авторским «я», эскизностью, документальностью, малым объемом, предельным сокращением дистанции «автор – читатель», что обусловливает интимизацию повествования и вызывает искренний интерес со стороны учащихся. Её авторская манера узнаваема, неповторима, притягательна.

Очерки А.Александрович побуждают учащихся к размышлениям о предназначении человека в жизни, о его желании при всех обстоятельствах оставаться человеком и гражданином. 

Герои очерков не вымышленные персонажи, а реальные люди с реальными жизненными историями, у которых главные жизненные ценности: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и СОЗИДАНИЕ – ценности, востребованные читателем во все времена, особенно нужные сегодня.

Автор представляет галерею настоящих героев нашего времени, у которых можно учиться выполнению своей главной миссии на земле – Быть Человеком!

Очерк «Встань …И иди». Его героиня – слепая белорусская девушка Ирина Федотова, ставшая неоднократным золотым призером паралимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по велоспорту. Автор очерка показывает жизненную позицию своей героини: « Не надо полагаться на то, что кто-то сделает что-то за тебя. Человек всего должен достичь сам». Чтобы читатель составил об Ирине полное впечатление, автор дает слово её тренеру: «…Пусть ей не так много лет, но она и есть «соль» нашей белорусской земли, ее гордость».

Очерк «Сенсей из 2 «Б». Юная минчанка Оля Лазуркина после награждения медалью за международную победу в соревнованиях по карате, получив приглашение выступить за другую страну, отчетливо произнесла: «Буду выступать только за Беларусь. За Родину». Портретный очерк автор заканчивает словами президента Федерации традиционного карате Германии Михаэля Бока, присутствовавшего на этих соревнованиях в Сочи: «Восхищён патриотизмом Оли Лазуркиной. Люблю Беларусь и белорусов ещё больше!»

Характерные особенности очерков А.П. Александрович

1) Оригинальные приемы вступления.

2) Лаконичность в описании внешности героев.

3) Предоставление читателю возможности «услышать» голос героя: активное включение в очерк интервью и монолога, как средств индивидуализации героя.

6) Авторское понимание жизни, отношение к изображаемому герою звучат отчетливо, но в то же время ненавязчиво для читателя. Автор сохраняет за читателем право на собственное видение и суждение.

7) Раскрытие характера героя очерка (подчеркивание его духовно-нравственных качеств), показ его сущности через отзывы других людей.

8) Афористичность языка.

9) Связь с библейскими ценностями.

10) Гражданская и патриотическая направленность.

Достоинством художественной публицистики Александрович, несомненно, является её умение ярко закончить свой очерк, поставить точку в повествовании. Обычно это лаконичное описание чувств, впечатлений самого автора, светлые и добрые пожелание своим героям – нашим современникам, «скрытое» побуждение читателя переосмыслить прочитанное. 

В отзывах учащиеся пишут: «Такие произведения может написать только умнейший, добрейший и мудрейший человек, который хорошо знает жизнь, людей и главное – для чего человек пришел в этот мир и как сделать этот мир лучше».

Учителю, которому учебная программа предоставляет право выбора изучаемого произведения, стоит обратить внимание на публицистику А.П.Александрович.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрович, А.П., Антология «Современное русское зарубежье», М.,

«Серебряные нити», 2008 (очерк «Встань и….иди!»)

2.Александрович, А.П., очерк «Сенсей из

2-го «В» в журнале «Гаспадыня», № 9, 2015, cтр.38-39

4.Карлюкевич, А., Журнал «Неман», №5, 2008.

5.Шиманский, М.,Н.,Побратимы., Мн., Мастацкая литература, 2015



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!