СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современная образовательная технология ТОГИС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная образовательная технология ТОГИС

Просмотр содержимого документа
«"Современная образовательная технология ТОГИС"»

Характеристика основных параметров ТОГИС как образовательной технологии пятого поколения

«Эффективность процесса образования

находится в прямой зависимости от той

педагогической технологии, которую мы

применяем для реализации педагогической задачи

и достижения поставленных целей»

Беспалько В.П. Педагогические и прогрессивные

технологии обучения

Интернет-образование в современной школе нуждается в специальной педагогической технологии, основанной на системно-деятельностном подходе к обучению и ценностных ориентаций в воспитании. И здесь педагогам-практикам помогут фундаментальные работы Рубенштейна С.Л., Бабанского Ю.К. Именно эти ученые разработали организационные начала деятельности участников образовательного процесса; систему учебных задач, обеспечивающих развитие обучающихся в открытом образовательном пространстве; перечень умений, который поможет взаимодействовать с внешними источниками информации, друг с другом; систему личностных ценностей, необходимых для успешного функционирования в социокультурной среде. Среди современных разработок отмечается технология обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС). Это авторская технология Гузеева В.В. (доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой образовательных технологий Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва) является развитием его же Интегральной образовательной технологии (ИОТ). Фундаментальные отличия заключаются в том, что ИОТ строится на основе информационно-деятельностном подходе, а ТОГИС – на основе деятельностно-ценностного подхода. Как связаны понятия «деятельность» и «ценность»? Ценности каждого человека – это целый, сложный, динамичный, противоречивый мир. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Деятельность школьника не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка. Таким образом, ТОГИС как технология ценностно-деятельностного обучения – это средство реализации идеологии лично-ориентированного обучения.

Характеристические параметры технологии:

• целевые установки – деятельностно-ценностные;

• целевое назначение – универсальное;

• основная структурная единица – блок уроков;

• преобладающие методы обучения – эвристический, проблемный, модельный;

• типовые средства обучения – информационные и коммуникационные сети компьютеров;

• ресурсная база – Интернет, библиотека;

• организационные формы итогового контроля – защита проекта.

Изучение темы системы блока урока начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы. После этого изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач, данные для которых извлекаются из книг и информационной сети. Затем учитель переходит к развивающему дифференцированному закреплению, когда отдельные группы учеников решают задачи разных уровней сложности. Учитель может осуществлять организацию групповой формы работы на свой выбор: по интересам, по знакам Зодиака, с помощью считалочки и т.п. После решения каждой задачи она обсуждается классом или частью класса. Группы учащихся динамичны, время их существования – решение и обсуждение задачи. После итогового контроля и урока коррекции – переход к следующей теме. Есть интересный опыт проведения ТОГИС уроков (г. Москва) не одним учителем, а группой (2-3). Тогда легче сдваивать – страивать уроки, дискуссия получается более захватывающая. Если в обычных образовательных технологиях задачи нужны для закрепления знаний и умений, то в ТОГИС – сами знания и умения являются результатом деятельности в ходе решения задач. Центральный акцент в ценностно-деятельностных задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Для выполнения на практике таких условий учебной деятельности необходимы новые пособия не как носители содержания, а как организующее начало проектной и исследовательской деятельности учащихся. Сравнительный анализ информации таблицы на факт совпадения основных элементов организации учебного процесса на основе ТОГИС и новых требований школьного образования указывает на целесообразность и перспективность технологии ТОГИС в современной школе.

Среди ожидаемых результатов реализации ТОГИС можно выделить три группы:

• личностные – осознание ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать, планировать и осуществлять решения возникших задач; создание собственного интеллектуального или материального продукта, сравнение его с имеющимися культурными образцами;

• метапредметные – умение свободно работать с информацией;

• предметные – хорошие предметные знания вследствие работы над решением задач

Деятельностно-ценностная задача как основной процессуально-содержательный элемент технологии

Деятельностно-ценностная задача включает (объединяет) три компонента или типа задач. Первый – это собственно познавательная задача (содержание, условие, цели, требования). Второй ведущий компонент задачи – компонент информационной задачи (поиск, обработка информации по ключевым словам и представленным источникам небольшого количества). Третий – компонент коммуникационной задачи (указания коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей). Таким образом, структурная модель деятельностно-ценностной задачи имеет следующий вид

Структура деятельностно-ценностной задачи близка к полноформатному проекту задания и включает:

- условие задачи;

- требования задачи (предполагаемый результат);

- комментарий к условию или требованию;

- справочные стартовые данные;

- возможные информационные источники;

- культурные образцы для сопоставления;

- рекомендации или форматы для окончательного оформления решения.

Для успешного выполнения задачи разработан алгоритм действий учащегося:

1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.

2. Найдите и соберите необходимую информацию.

3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

4. Сделайте выводы.

5. Сравните ваши выводы с выводами известных людей (фактами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов).

Суть культурологической составляющей этого этапа деятельности учащегося объясняется тем, что «существование в культуре есть не что иное, как непрекращающийся диалог с теми, кто жил и творил до тебя» (Ямбург Е.А., доктор пед. наук, российский педагог и общественный деятель). Из опыта педагогов-практиков (Клуб творческих учителей ТОГИС) по составлению задач ТОГИС можно сформулировать следующие рекомендации:

1) нахождение в Интернете всех возможных материалов, которые есть по темам планирования уроков или раздела учебника;

2) копирование на свой компьютер материалов вместе со ссылками, данными статей, иллюстрациями;

3) сопоставление с тематическим планированием и заключение к какой теме урока можно отнести тот или иной материал, который станет классическим образцом;

4) из этого образца и формируется задача ТОГИС или блок задач к разделу учебника.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!