СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная образовательная технология «Мировоззренческое кино»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит общие сведения и описание  современной образовательной технологии "Мировоззренческое кино", а также  примеры применения ее на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Современная образовательная технология «Мировоззренческое кино»»

Современная образовательная технология

«Мировоззренческое кино»



Общие сведения о технологии



В настоящее время происходит кризис гуманитарного образования, связанный с тем, что на смену текстовой (литературной) культуре приходит аудиовизуальная культура. Современные школьники во многом утрачивают навыки и культуру чтения и стихийно приобретают способность самостоятельно получать и создавать информацию в аудиовизуальной среде (кино, телевидение, интернет). Авторы технологии «Мировоззренческое кино» ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю современные средства формирования российской идентичности сознания учащегося.

Нам всем известно, какую большую роль играет в формировании личности искусство кино. Учитель понимает, как важно задействовать его духовный потенциал в процессе учебной и внеурочной деятельности при формировании мировоззрения школьников. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии личности. Очень часто фильмы содержат сомнительные идеи, однако, благодаря умелой подаче, вызывают приятные эмоции и тем способствуют их укоренению в сознании человека. Поэтому очень важной в наше время педагогической задачей является выработка навыка вдумчивого просмотра кино.



Целевые установки



Технология «Мировоззренческое кино» позволяют педагогу решать такие значимые для сегодняшнего образования задачи, как формирование российской идентичности школьников, воспитание их мировоззрения и гражданской позиции. Кроме того, открывается расширение возможности интегративного подхода в образовательном процессе благодаря обращению к аудиовизуальному языку кино и телевидения. Интегративная природа языка кино также позволяет учащимся овладевать в ходе собственной деятельности надпредметными компетентностями, что заложено в требованиях ФГОС.

Кроме этого, использование технологии «Мировоззренческое кино» на уроках литературы решает такие важные задачи:


  • приобщение к русской классике;

  • развитие логического мышления, воображения (творческий потенциал ребят здесь может раскрыться максимально);

  • развитие устной и письменной речи;

  • нравственное воспитание личности;

  • формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном обществе.



Описание технологии

Итоги экспериментальной работы в школе позволяют утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Выделим ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:

  • необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;

  • обсуждение кинофильма или фрагмента должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;

  • читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей;

  • процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:

1) подготовка учеников к восприятию кинофильма;

2) обмен впечатлениями от кинофильма или фрагмента непосредственно после его просмотра;

3) создание установки на чтение литературного произведения;

4) сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.



Алгоритм использования технологии «Мировоззренческое кино» можно представить в виде следующей модели:






С опорой на данную модель, которую можно считать базовой, разработаны еще несколько учебно-игровых процедур просмотра и обсуждения кинофильмов школьниками:


  • учебно-игровая процедура «Поиск позиции»: просмотр фильма - определение «веера» возможных позиций по отношению к нему (от самых простых: нравится - не нравится, понятно - непонятно, «задело» - не «задело», к более сложным: «оптимист» - «пессимист»; «автор», «читатель», «критик», «цензор» и т.п.) - самоопределение в позициях (складывание микрогрупп) - объявление условия: позицию в процессе коммуникации можно менять - «запуск» позиционного общения - организация рефлексии: кто поменял позицию? Почему? Кто был готов поменять позицию? Почему не сделал этого? Кто нашел свою позицию сразу? Вы уверены в своем выборе или есть «тень сомнения»? Достаточно ли одной позиции для полноценного понимания текста? Почему позиции кооперируются или конфликтуют друг с другом? Что дает многопозиционность?


  • учебно-игровая процедура «Автора!»: знакомство «автора» (одного или нескольких членов группы) с предполагаемым к обсуждению кинофильмом - беседа ведущего группы с «автором» (выявление особенностей прочтения и понимания) - знакомство группы с фильмом - выступление «автора» - диалог участников группы с «автором» в форме пресс-конференции - рефлексия: возможно ли понимание читателем авторского замысла? Принадлежит ли текст автору? Есть ли разница между смыслами автора и читателя?

  • учебно-игровая процедура «Пойми меня»: просмотр фильма - высказывание своей точки зрения на фильм первым желающим - установление правила: каждый может высказать свое мнение только после того, как он пересказал идеи, выраженные говорившим до него, так, что тот выразит согласие с пересказом - продолжение дискуссии с соблюдением установленного правила - итоговая рефлексия: легко ли встать на точку зрения другого? Изменилось ли что-либо в вашей позиции после воспроизведения позиции другого? Стали ли вы лучше понимать других?


  • учебно-игровая процедура «Взаимопонимание»: предварительный просмотр фильма потенциальными «смысловыми» лидерами (3-4 человека) - подготовка ими собственных текстов-рассуждений по мотивам увиденного - знакомство всей группы (класса) с текстом - знакомство с текстами-рассуждениями лидеров - складывание микрогрупп вокруг позиций лидеров - диалог микрогрупп (перекрестные вопросы-ответы) - итоговая рефлексия: почему вы объединились вокруг этой позиции? Хорошо ли вы понимали друг друга в микрогруппе? Вы были рядом или вместе? Возникали ли у вас моменты несогласия с микрогруппой? Как вы действовали в этой ситуации?



  • учебно-игровая процедура «Переговоры»: знакомство группы с фильмом - определение полярных, диаметрально противоположных точек зрения на фильм - разделение группы (класса) на три подгруппы: две отстаивают крайние точки зрения, третья пытается организовать их переговоры с целью сближения позиций – рефлексия: возможно ли сближение противоположностей? Какими средствами оно достижимо? В чем можно идти на компромисс, а в чем нельзя уступать ни при каких обстоятельствах? Можно ли одновременно удерживать несколько пониманий? Всегда ли определенность лучше неопределенности, однозначность - неоднозначности? Достижима ли истина или человек всегда в приближении к ней?


Какие фильмы смотреть и обсуждать с подростками? В логике задач гражданско-патриотического воспитания критерии отбора следующие: наличие проблемы, затрагивающей мировоззрение и самосознание современного школьника; наличие российского контекста этой проблемы; определенная парадоксальность, неоднозначность; эмоциональная насыщенность; философичность. У педагога есть возможность привлекать те художественные и документальные кинопроизведения, которые он сочтет соответствующими указанным критериям. Еще лучше, если он привлечет к отбору фильмов школьников. Тогда, вполне вероятно, он не раз услышит от них: «Давайте вместе посмотрим фильм?»

Предполагаемые результаты применения



При обсуждении любого фильма учащиеся делятся впечатлениями и переживаниями, и за разностью мнений, суждений открывается различие взглядов на мир, разнообразие мировоззрений. Например, для кого-то жить – значит, в первую очередь, действовать, для другого – созерцать, для третьего – любить.


Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Характеру человека свойственна романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости от содержания фильма, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакт и ненавязчиво способствовать формированию мировоззрения.


Технические возможности кинематографа обеспечивают особую наглядность информации о событиях, ситуациях, трагедиях и радостях, происходящих в реальной жизни, о которых каждый из нас когда-то слышал, но понять и глубоко прочувствовать смог только, увидев на экране. Кино делает эту информацию максимально доступной для восприятия. Кинокадры вызывают чувственное отображение объектов действительности, информирующее о конкретной ситуации, практических действиях. Документальные кинокадры, благодаря этой функции, служат оптимальным видом доказательства достоверности сообщаемых в устном рассказе фактов и событий, т. е. подтверждают подлинность слов.


А. С. Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество». Это справедливое утверждение, основанное на богатом педагогическом опыте Антона Семёновича. Действительно, трудно воспитать героя в тепличных условиях только на рассказах о подвигах былинных богатырей. С другой стороны, создавать искусственные трудности глупо и нелогично. Возникает противоречие, справиться с которым помогает кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создаёт предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно... чувствовать себя мудрым Фаустом, страстным Ромео... В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение».


Таким образом, кино, подобно фотографическому реактиву, проявляет мировоззрение и гражданскую позицию человека. А значит, у педагога есть шанс с помощью кино влиять на мировоззрение и гражданское самоопределение детей, а также способствовать формированию личности.

Пример применения



Особый интерес у школьников вызывают фильмы про добро и зло, милосердие и сострадание, смирение, совестливость, которые позволяют сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование оказывает благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.

В одном замечательном детском фильме «Щенок» Алеша Пономарев, главный герой, в ответственный момент делает пусть и маленький, но в данный момент, возможно, первый и самый важный нравственный выбор – расстаться с очень дорогим для себя, отдав это нуждающемуся. Став взрослым, он, вспоминая этот эпизод, произносит: «Тогда я не мог понять, что со мной. Но теперь я понял, что вот так просто можно встретиться с самим Богом. В любую минуту. Даже сейчас». Самое интересное, как рассказывают учителя, которые присутствовали на обсуждении фильма, на следующий день они были свидетелями того, что ребята обсуждали этот фильм с одноклассниками. Значит, их это «зацепило»? Важно умело подводить ребят к тому, что очень важно не пропустить эту самую встречу с Человечностью, понять, что такая возможность предоставляется нам часто, нужно только почувствовать её.



Таким образом, задача педагога при организации «Мировоззренческого кино» состоит в том, чтобы помочь ребятам увидеть добродетели в героях просмотренных фильмов, и как бы пафосным это не звучало, помочь направить приобретение этих добродетелей в себе.



При изучении русской классики кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор экранизаций в разных классах:

  • «Отцы и дети» ( режиссер - Авдотья Смирнова, 2008)

  • «Преступление и наказание» (режиссер - Дмитрий Светозаров, 2008)
    «Герой нашего времени» ( режиссер - Александр Котт, 2006)

  • «Война и мир» (режиссер - Роберт Дорнхельм, 2006)

  • «Война и мир» (режиссер - Сергей Бондарчук, 1967)

  • «Доктор Живаго» ( режиссер – Александр Прошкин , 2005)

  • « Мастер и Маргарита» (режиссёр - Владимир Бортко, 2005)

  • «Тарас Бульба» ( режиссер - Владимир Бортко, 2008)

  • «Тихий Дон» (режиссер - С. Бондарчук, Ф. Бондарчук, 2006)

  • «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (режиссер - Никита Михалков,1979)


Все фильмы яркие, зрелищные, хотя иногда и уступают по художественному замыслу более ранним экранизациям, о которых ни в коем случае не следует забывать. Вышло на экраны и огромное количество зарубежных экранизаций. Они будут полезны для сопоставления с нашими, отечественными фильмами для формирования зрительского вкуса, развития навыков критического осмысления действительности.


Заключение


Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.


Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл произведений русской классики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!