Ребёнок ваш стал плохо учиться. Что делать? Необходимо: 1.выяснить, каковы причины плохой учёбы. 2.определить, что делать в запущенных случаях. 3.поговорить о контактах и доверии в семье и о путях установления контакта. 4.поговорить о том, как войти в мир ребёнка, и втянуть его в жизнь семьи. 5.найти меры воздействия на ребёнка в семье. 6.выработать линию поведения родителей в случае срыва. Вопрос родителям: «Как вы думаете , почему ваш ребёнок плохо учится? - он не умеет учиться. – он не желает учиться. Ребёнок не хочет учиться, потому что не умеет это делать. Необходимо вмешательство взрослых. В классе есть ученик. В начале он учился неплохо, выезжая на своей редкой памяти. Что на уроке услышит, всё слово в слово и запомнит. А приёмы учебной работы и навыки учебного труда он не осваивал. По мере перехода из класса в класс объём и трудности материала возрастали, справиться с ними, опираясь только на память, стало невозможно. Родители спохватились поздно. Из первых неудач в учёбе складывается стойкая неприязнь к учёбе. Появились конфликты с роди-телями. Если ваш ребёнок не умеет плавать, то надо учить его этому, а не попрекать его постоянно. Если ребёнок не умеет на лыжах спустить-ся с горы, его надо научить. А что же делают родители, когда ребёнок не может учиться и получает оценки «2», «3». Наказывают, ругают, бьют. Что же делать? Если видно, что у ребёнка отсутствует какой – либо навык (чтение, пересказ, составление плана, выделение главного, вычислительные навыки), надо заняться выработкой этого навыка и ни в коем случае не наказывать за это. Не читать нотации. Ребёнок возненавидит такую пытку, и у него появится неприязнь ко всему, что с ними связано: к школе, к учёбе, к вам лично. И вот тут , потеряв контакт и доверие вы можете «наломать дров». Что можно сделать в запущенных случаях, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер? Вооружиться терпением и помнить, что на исправление ситуации потребуется много времени. И речь уже идёт больше о переделке личности, чем о формировании тех или иных навыков и умений. Обычно он (ученик) оказывает сильное сопротивле- ние попыткам принудить его заниматься. Наказания, скандалы ведут к углублению конфликта, разрыву контакта с семьёй, а не к выработке привычки к регулярным занятиям. Здесь надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной, постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу ученику. Поэтому и появляются такие мысли: «Мне не хочется жить». В такие минуты ученик с радостью готов принять протянутую ему руку. Он готов ухватиться за надежду выйти из тупика. В этот момент он открыт, не пытается отгородиться грубостью, молчаньем, готов поверить взрослым, даже, если он уже разуверился в них и относится к ним (в глубине души), как к какому – то враждебному племени. Вот тут и есть возможность привлечь ученика на свою сторону – установить контакт.
Каковы пути установления этого доверия? 1. Перестать его «пилить», т. е. читать нотации. 2. Отказаться от скандалов и наказаний. К сожалению, некоторым родителям представляется это попустительст- вом, поощрением нежелания учиться. Не надо бояться, что перестав «давить» на школьника, проявляется подобие попустительства. В конф-ликтной ситуации тактика давления не приносит желаемого результата.
3. Начать сдержанно относиться к школьным неуспехам. Достаточно покачать головой, это произведёт большее впечатление, чем скандал, нотации, насмешки. Но прекращение открытых конфликтов – это 1ый шаг к установлению атмосферы доверия. Что дальше? Задайте себе простой вопрос: «Чем живёт ребёнок, как и с кем проводит свободное время, чем интересуется, какие отношения у него с ребятами в классе, как он оценивает самого себя, что считает своими слабыми и сильными сторонами, что его волнует в данный мо- мент. В большинстве случаев родители таких ребят на эти вопросы да-ют бледные, бессодержательные ответы – они не представляют внут- ренний мир своего ребёнка. Сын или дочь болезненно переживает от-чуждённое положение в семье. Необходимо постепенно входить в его мир и в то же время втягивать его в жизнь семьи. Лучше начинать с каких – то общих дел, в которых заинтересованы как родители, так и дети. Например: подготовка к походу, рыбалка, закупка продуктов, ре-монт квартиры, фотография, шитьё, вязанье, шахматы. Да мало ли мож-но найти общих дел! Говорить о прочитанных книгах, о фильмах. Это может иметь успех, если - у ребёнка есть интерес к данному роду деятельности -взрослый владеет этой деятельностью. Сыну необходимо подкрепле- ние успехом, а неуспех может заставить его опустить руки. – родители помнят, что главное в этой деятельности наладить отношения с ребёнком, а не построить лодку. Как поведёт себя сын, если родители (заметив, что у отца получается лучше, чем у сына) отст-ранят его от дела и его роль сведётся к «подай», «принеси», или «посиди», «не мешай». Контакт угаснет, не развернувшись. Постоян- ное проведение каких – то дел способствует сначала установлению кон-такта, затем доверительным отношениям. Ребёнок начинает раскрываться и делиться со старшими тем, что его волнует. Но здесь на-до соблюдать деликатность и осторожность. Нельзя требовать доверия и откровенности, если он сам на это не идёт. Постепенно входя в мир ребёнка, и идти дальше – понемногу втягивать его в мир взрослых, приучать жить заботами и радостями семье. Это могут быть уборка, стирка, ремонт, поход в магазин за продуктами, приготовление пищи, но если ребёнок имел мало обязанностей, не надо пытаться привлечь его сразу ко всем делам по дому. Главное здесь не практический результат, а воспитательный момент. Не забыть отметить, похвалить, добрые слова. Приучать начатое дело доводить до конца. Выявление причин. Теперь можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. 1) Наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. 2)допущенные ошибки воспитания, которые ведут к неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Налаживается совместная деятельность – растёт доверие, исправляются грубые воспитательные ошибки, допущенные в раннем возрасте. В любом случае родители могут перейти на - систему каждодневной проверки приготовленных уроков; - установление контакта со школой; - соблюдение особой тактичности: а) помощь оказывайте тогда, когда ребёнок просит. б) будьте внимательными, чуткими; в) отложите все дела, чтобы оказать помощь ребёнку в учёбе. Благожелательная поддержка любого успеха, выдержка и спокойствие в случае срывов, а они неизбежны – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях