СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совесть - клад твоей души.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клубный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Совесть - клад твоей души.»



        

Совесть – клад души твоей.

для учащихся 3 классов

Тема «Совесть – клад души твоей». 3 класс

Цель: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из духовно-нравственных ценностей в обществе.

Задачи:

Обучающая: формировать понятие значения слова «совесть»;

Развивающая: развивать умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, раскаяние, быть в ладу со своей совестью.

Познавательные УУД:  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа в паре, творческая работа.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, сердечки из цветной бумаги, игрушка «Сердце», карточки для работы в паре, группе, маркеры.        

Ход занятия:

1.  Организационный момент (эмоциональный настрой) 

Учитель:  «Добрый день», – я всем сказала.

Дети: «Добрый день», – ответим мы.        
Учитель:  Как две ниточки связали теплоты и доброты.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение и капельку доброты друг другу. Улыбнитесь. Почувствуйте доброту. Я вижу настроение у вас хорошее, итак, за работу. 

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель:  сейчас мы с вами выслушаем высказывания детей и  попробуем угадать, какое слово они нам объясняют.

Видео 

Учитель: кто догадался? Почему вы так решили? 

3. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: а что такое совесть?  

- Попробуйте объяснить сами значение этого слова (ответы детей).

- Вижу вам трудно ответить на этот вопрос. 

- Сделайте предположение, о чём мы будем говорить?

-  А какое имя у  нашего классного часа вы узнаете, если соберёте слова по смыслу (работа в паре) Приложение 1

-  Прочитайте (Совесть – клад души твоей.) 

- А теперь назовите цель нашего урока, используя слова - я узнаю, - я выясню – я буду учиться развивать в себе…

- Так вот, сегодня во время нашей с вами беседы мы узнаем, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас, почему совесть – клад души  и узнаем, что поможет нам   жить в ладу со своей совестью.

 4. Открытие учащимися нового знания

Учитель: давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Это слово связано:

с растениями

с животными

с человеком

Это слово можно:

-    подержать в руках

-    изготовить

-  потрогать

- почувствовать

Учитель: итак, слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает? (ответы детей).

Ответить на этот вопрос нам поможет видео кино детское 

- Каким был герой? Когда он понял, что совершил неправильный поступок?

- Как мы чувствуем совесть?

А как бы вы объяснили значение этого слова сейчас? (ответы детей).

- Где можно посмотреть значение этого слова?

Работа с дополнительным источником. Работа в группе.

Учитель: предлагаю группам прочитать определения из разных словарей и выделить, что объединяет эти высказывания (подчёркивают одинаковое красным маркером, зачитывают) Работаем дружно, помогаем друг другу разобраться. Время работы  2 минуты.  (Музыкальное сопровождение). Приложение 1

1. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

2. (определение в словаре Ожегова). Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Учитель:  проверим, что у нас получилось. Посмотрите на экран. 

Итак, мы узнали, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. Получается, что совесть – это нравственный закон внутри нас. У каждого из нас наше «я» просто обязано подчиниться этому закону – совести, жить в ладу.

- Посмотрите внимательно на слово с точки зрения словообразования. Разберите по составу.  

- Совесть это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

- С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?(щелчок) С Богом.

- В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.

(щелчок) Совесть – глас Божий.

- Зачем Бог дал человеку совесть? (ответы детей)

Учитель: совесть человека помогает ему отличать добро от зла. Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Видео работа совести 

- Задумаемся на минуточку: часто ли мы испытываем чувство стыда?

- А что происходит с душой? Легко ли жить по правде?

5. Физкультминутка (под музыку) 

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Улыбка» 
      « Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.

Представьте себе, что вы видите перед собой  красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). А теперь попросите свою совесть рассказать вам, какими вашими поступками она довольна?»

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:  в народе  говорят «совесть заговорила».        

- О чём говорит совесть с человеком? (Ответы детей)

Учитель: обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть  много  выражений.

- Вспомните, какие выражения употребляют с этим словом? В каких случаях так говорят? (Ответы детей)

Учитель: люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть». 

- Были ли у вас такие случаи, когда вы не могли заснуть? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Прослушайте рассказ и попробуйте увидеть мысленно, почувствовать работу совести. Аудиорассказ «Совесть» 

- Какие мысли у вас появились? Чем бы вам хотелось поделиться? Какой урок вы для себя вынесли из услышанного? Совесть взывает к чему?

7. Обобщение знаний.  Игра «Найди пару». Работа в группе.

-  Ребята, я даю вам предложения, а вы должны найти вариант как можно его заменить. Работаем дружно. Время работы  1 минута.  (Музыкальное сопровождение). Приложение 3.

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

  • Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью).

  • Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Самопроверка по эталону. 

 Учитель: легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

 (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

- Так давайте сделаем вывод, какой должен быть человек, который живёт по совести? (Отзывчивый, культурный, дисциплинированный, честный, добросовестный, добрый, искренний).

- Как вы  думаете, где в человеке живет совесть? (Сердце, Душа) Сердце – это маленькое солнце, которое живёт в каждом человеке.

- Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 

Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку «Сердечко»)

8. Самостоятельная творческая работа.

Учитель: что значит жить в ладу со своей совестью? ( Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки).

Предлагаю вам записать на наших сердечках правила как жить по совести  (Дети записывают свои правила на сердечках).  Приложение 4.

Ответы детей.

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Это и есть клад вашей души, который надо сохранить на всю жизнь.

Видео притча

8. Итог  (читает стихотворение ученица).               Мама, что такое совесть? 

Совесть, дочка, это повесть 

Про хорошие дела – 

Жизнь их нам с тобой дала. 

Кто по совести живет, 

Никого не подведет. 

Совесть – клад души твоей. 

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет. 

Он спасет тебя от бед. 

Он в тебе всегда горит. 

Он твой самый прочный щит.  (А. Лопатина, М. Скребцова)

Учитель: сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

На этом наше занятие закончено, и я вам желаю всегда жить по совести, беречь Человека в себе.

9. Рефлексия 

Я узнал (а)…

Я понял (а), что…

 Теперь я буду…

 Теперь я не буду….

Мне захотелось….

Выложите вашими сердечками образ человека. (Дети прикрепляют сердечки на доску по контуру фигуры человека)

Учитель: спасибо за занятие. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!