СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование техники лепки полой сферической формы через творческое самовыражение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие и создание художественного образа шара в традициях калмыцкого народного промысла.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование техники лепки полой сферической формы через творческое самовыражение»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества


Методическая разработка

Совершенствование техники лепки полой сферической формы через творческое самовыражение

Направление: декоративно-прикладное творчество





Выполнил:

Коноваленко Галина Васильевна,

педагог дополнительного образования











г. Городовиковск, 2016 г.

Пояснительная записка

Современная модернизация образования, осуществляемая в России, связана с проблемами глобализации мира, созданием единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного. Она ставит перед современной Россией задачу достойно и своевременно войти в это культурное пространство, при этом не утратить своего культурного своеобразия. Решение этой сложнейшей по исполнению задачи выдвигает проблему гармоничного сочетания поликультурности, возрождения и использования в воспитании подрастающего поколения богатого культурного наследия народов России и мира. Решить поставленную задачу и достичь положительных результатов можно через декоративно-прикладное творчество.

Диагностирование в объединении «Амрита» прошлых выпусков показали недостаточное владение детьми приема лепки предметов полых сфер (самого сложного из приёмов в скульптуре). Возникла необходимость отработки и совершенствования этого навыка. Проблема стояла актуально и повлекла проведение дополнительных занятий направленных на выявление, изучение, практическое применение дополнительного материала и опыта наших предков. Так появились занятия:

1. Шары народов мира.

2. Лепка сувенира - бортхо.

3. Выполнение творческих лепных работ на основе полого шара.

Цель занятий:

- привитие интереса к декоративно-прикладному творчеству, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность, содействие становлению личности путем создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребенка.

Задачи:

- формировать культуру взаимодействия с миром природы, людей, вещей, создающую благоприятную атмосферу для раскрытия и реализации ребенка как личности;

- включать учащихся в различные виды познавательной, обучающей, творческой деятельности, требующей проявление инициативы, самостоятельности, удовлетворение художественно-эстетических потребностей путем приобщения к народным ремеслам;

- изучать основы изображения (технические приёмы лепки, законы композиции орнамента, цветоведение);

- формировать умения и навыки самостоятельного выполнения работ;

- воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность.

Реализуемая программа «Калмыцкий народный орнамент» имеет раздел: «Основы художественного изображения», где усвоение знаний и навыков важны для других частей курса обучения. Так как формируется умение выполнять пластическую форму, получать навыки рисования .

В результате дети приобретают навыки:

  • Творчески подходить к созданию художественных изделий;

  • Владеть основами изобразительной деятельности;

  • Уметь анализировать орнамент, декоративный предмет с описанием особенностей вида и жанра изобразительного искусства;

  • Передавать в рисунке и объеме простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • Строить простейшую композицию, передавать смысловую связь элементов передачи содержания сюжета;

  • Знать и применять приемы декоративного изображения растительных, геометрических и зооморфных мотивов в традиционных материалах народного искусства;

  • Знать и применять такие понятия как «высота горизонта», «точка зрения», «свет и тень», «символика цвета», «канон»;

  • Выполнять перспективные и объемные изображения фигур.

По итогам овладения этих приемов, если будет недостаточен результат, то программа предусматривает трансформацию дополнительных занятий: например, фигурки животных в «часах кочевника», можно сделать не из подручного материала, а из глины на основе полого шара. Также , возможно, выполнение прорезных шаров, где креатив учащихся не перестает удивлять. И не желательно сокращать занятия по усвоению пластических свойств глины и по усвоению графических элементов орнамента и цветовых гармоний.

Занятия построены на овладении приёма лепки в скульптуре – выполнение полых сферических форм. Я учу учащихся выполнять его в следующей последовательности:

  1. Круговыми движениями раскатываем шар



  1. Вдавливаем указательным пальцем середину шара





3.Проворачивая шар по кругу двумя пальцами, растягиваем и выравниваем стенки шара


4.При этом уменьшаем (путем смещения глины) дырочку

5. Смещаем глину или накладываем дополнительный кусочек, примазываем

6. Круговыми движениями, не сдавливая, выравниваем полый шар


Выполняя его, у детей шар получается не сразу:

1. Не держат форму шара, а вытягивают его в чашку, блюдца;

2.Недостаточно равномерно расплющивают толщину стенок;

3.Не могут закрыть шар.

Иногда, если не получается ребенок лукавит и делает не полую форму. Предлагаю детям себя проверить: резко нажать пальцами на шар. Он издаст тихий хлопок или шипение. Дети получают удовольствие от результатов своего труда, но разочарованы от того, что шара нет. Вот тут и появляется элемент соревнования: «кто сделает больше?».

Научившись делать шары и выполнив достаточное их количество, возникает вопрос: - Что с ними дальше делать? Ответ : - В чем, в каких предметах вы видите шар? Задание : Сделайте их. Вот тут и требуется реализация этого и других навыков изобразительного творчества. Процесс обучения строится от простого к сложному ,от колобка, смешарика к чайнику, прорезным шарам.

В своей работе использовала такие методы и формы обучения :

Для организации учебного процесса используются методы:

а) по способу подачи материала: словесный ( рассказ, беседа, объяснение, инструктаж), наглядный ( показ, демонстрация образцов), практический (выполнение работ с применением полученных знаний).

б) по характеру деятельности учащихся: объяснительно- иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

При работе основной акцент переносится на восприятие росписи шара (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композицию), которая усиливает его выразительность. Рассматривая элементы орнаментов в росписях , относящихся к разным промыслам, предлагаю детям дать им образные названия, а затем попытаться вместе “расшифровать” их смысл (особенно заметна прочная связь декора с древними мотивами ).

Перед выполнением практического задания учащиеся внимательно рассматривают знаки орнамента, осваивают принцип их построения, обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности шара, который гармонично дополняет сплошную окраску отдельных ее частей, как органично взаимосвязаны форма и декор.

Учащиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной акриловой краской поверхности. Работу ведут по принципу “от общего к частному”, распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации. Украшая свой шар декоративными элементами, учащиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла. По окончании работы устраиваем праздничный вернисаж и здесь же проводим обсуждение работ. Важно, чтобы учащиеся видели результаты труда своих товарищей, и могли оценить в какой мере каждый смог приблизиться к народной традиции и сохранить при этом свою индивидуальность.

Промежуточный мониторинг показал хороший уровень усвоения знаний, умений и навыков:

- Основные исторические сведения о происхождении и истории трансформации шаров народов мира.

- Знакомы с основными законами композиции и усвоены основы графических элементов орнамента промыслов.

- Владеют техническими приёмами лепки шара и его росписи.

- Творчески выполняют лепные работы.









Занятие 1

Тема: Шары народов мира.

Цель: выполнить полый сферический шар используя опыт наших предков.

Задачи: - отрабатывать основы изобразительной деятельности в лепке и рисунке;

- развивать навыки композиционного мышления учащихся;

- воспитывать уважение к народному декоративно-прикладному искусству и традициям народов мира.

Зрительно-информационный ряд: интернет-ресурсы, таблицы, иллюстрации, музыкальное сопровождение .

Оборудование: глина, доски, стеки, чашечки, кисти, краски, бумага, карандаши, лак, мультимедиапроектр.

План занятия:

1. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж по технике безопасности, организация рабочего стола.

2.Краткие исторические сведения о появления шаров у разных народов , их отличительные особенности.

3. Лепка полого шара.

4. Рассматривание и анализ орнаментальных композиций , их соотношение с шарами .

5. Выполнение схемы - наброска орнаментальной композиции для шара.

6. Перенос схемы на шар. Работа в цвете.

7. Анализ работ детей и занятия.

Ход занятия:

1часть занятия

- Издревле наши предки очень любили забавы ради играть в различные сферические предметы. И у каждого из нас был мячик. Маленький, большой ли – не важно. Но он был и есть. Круглый, постоянно укатывающийся. Его приятно держать в руках, а как резво он скачет по дорожке! А ведь давным-давно ребенку и прикоснуться к нему не дали бы, потому что мяч издревле считался священной вещью. Мяч имеет сферическую форму – шар, ему поклонялись ,с ним совершали обрядовые действия , мячи несли глубокий магический смысл.

Ребята , скажите ,а с чем у вас ассоциируется сферическая форма, назовите. (Ответы детей)

- На нашей земле живет много народов и каждого есть свой шар, со своей историей ,своей легендой, присущей своеобразной техникой и материалом выполнения, его использование. И сейчас мы познакомимся с историей возникновения шаров, их характерными особенностями и попробуем их выполнить.

-Самые необычные, фантастически красивые и сложные в выполнении это китайские «дьявольские шары», изготавливались в 16-18 веках. Они представляют собой шары из слоновой кости, вырезанные из цельного куска, по типу матрешки, только не разборные. Через отверстия в наружном шаре видны внутренние шары, количество которых могло доходить до двадцати. Все они могли вращаться один в другом, так как были отделены друг от друга.

«Дьявольскими» их прозвали в Европе, в самом же Китае их называли шарами счастья. Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика». Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие своего резака, так как проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Изначально шары были весьма примитивными, в искусство это превратилось, когда из Европы в Китай попали стальные инструменты для резьбы.

- Конечно , это сделать невероятно сложно и мы поищем более доступные варианты.

- У калмыцкого народа есть своя подвижная, с большим количеством участников игра с мячом и называется «белая битка или белый мяч». Это обрядовая сезонная игра. Во время линьки животных девушки собирали белую шерсть и скатывали в форме мяча, заполняя внутри его сырой глиной. После долгого катания на гладком месте этот мяч становился ровным и круглым. Так как он имел значительный вес, его можно было забросить очень далеко .

- На Руси у предков тоже есть опыт изготовления и применения шаров. Например, история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому приурочивали изготовление шаров и их продажу. Шары, или «шарыши» сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин. Е.Н.Хитрово пишет: "В этот день жители Вятки, помолившись утром у деревянной часовни за усопших, посвящают весь день прогулке и увеселениям. Народ собирается на городских валах и, запасшись свистками, целый день свистит, бросает с вала в ров глиняные шарыши и продает, якобы в честь вдов, оставшихся после сражения, глиняные куклы, расписанные разными красками и раззолоченные". Предполагают, что такие мячи делали и для земледельческих обрядов: катали по земле, стараясь пробудить её от зимнего сна или увеличить плодородие. Чёрный цвет фона означал землю, а цветные мазки - зёрна или семена. На "полюсах" узор образует крест - и знак солнца и блага, и знак повсюдности, распространения "на все четыре стороны". Покатаем этот мячик весной по земляничным полянкам и посмотрим на урожай .

- Обряд катания шаров, связанный с земледелием, на Руси получил большое распостранение. Сродни дымковским шарам филимоновские. Форма шара оставалась неизменной ,а вот цветовая гамма и узоры были выполнены по канонам промысла своей местности. Перед вами образцы: Жостово, Пермогорья, Городца, Хохломы, Федоскино, Гжели, Палеха. Давайте рассмотрим их характерные особенности на основе изображений растительного узора с птицами.

- Нельзя не сказать и о многовековой традиции мастеров – плетения шаров «темари». Этот вид рукоделия появился много веков назад в стране Восходящего Солнца – Японии. Изначально, появилась игра под названием «кемари», в которую играли только аристократы. Кемари – это небольшой кожаный мяч, без украшений и прочих изысков, который подбрасывали ногами. Чуть позже, появилась и новая игра – «темари», в которую уже играли с помощью рук. Как утверждают историки, именно с появлением ручных мячей и начался рассвет этого рукоделия, ведь красивый, оригинально украшенный мячик, гораздо приятнее держать в руках, чем простое кожаное изделие, тем более, если этой игрой увлекаются знатные люди, просто обожающие все красивое и необычное. Как всем известно, один из главных символов Японии – это хризантема, от которой по легенде и ведет свой начало японский народ. Нашла свое отображение эта легенда и в темари: узор, выполненный из символа хризантемы «кику», стал самым популярным и распространенным, причем он не должен быть обязательно вышит сложными переплетениями нитей, пусть будет простым, но сделанным от души.

- Наверное, всем знакомы китайские шары здоровья. Появившиеся в четырнадцатом веке были доступны лишь  избранным: ими пользовались в обучении боевым искусствам, достигая невероятной силы рук и способностей, позволяющих накапливать и сохранять энергию. Вскоре было замечено, что ежедневные упражнения с китайскими шарами здоровья, улучшают кровообращение, нормализуют давление, стабилизируют работу нервной системы и, в целом, благоприятно сказываются на психологическом и физическом состоянии человека. Воздействие на активные точки ладоней оказывает оздоровительное влияние на работу всего организма, раскрывает творческий потенциал и стимулирует мозговую деятельность, не говоря уже о том, что способствует предотвращению самых тяжелых недугов. Их приятно катать в руках и они издают мелодичный звон.

- Говорить о шарах интересно и можно бесконечно , но всё же подведём итог:

- Из какого материала могут быть сделаны шары ?

- Какое имеют предназначение ?

- Какую играют роль в жизни человека ?

-Выберите понравившийся вам вариант шара, подумайте каким будет ваш и давайте по уже знакомой нам технологии сделаем заготовки полых шаров.

Физпауза (игры с шарами).


Самостоятельное выполнение учащимися лепки шаров (по необходимости используют шерсть , горох, бубенцы, колокольчики).

Проверка выполненной работы. Сушка шаров.


2 часть занятия.

Просушенные шары грунтуются и белятся, просыхают.

- А пока ребята, вспомним варианты шаров и подуем, как правильно их выполнить максимально соблюдая каноны изготовления шаров нашими предками . На каждом из шаров свой рисунок, имеющий свою символику и значение. Ведь не даром говорят, что шар без узора мёртв – шар с узором живой , в нём есть душа. Именно в узоре, орнаменте народ передаёт своё миропонимание через знаковое изображение.

- Давайте посмотрим на знакомый нам калмыцкий орнамент. Он представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.

Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.

Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра. На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

- Подумайте, какой узор взять для шара? Наверное ,можно изобразить лотос –символ чистоты помыслов; розетки с символическим изображением креста-огонь и человек; и конечно, меандр –ниточка счастья в разнообразной цветовой гамме.

- Просты и доступны узоры дымковские: где точки – звёздочки, круги-солнышки ,волнистые линии –родничок, дорожки в ярких красках.

Филимоновские узоры отличаются насыщенностью линий разных направлений –составляют зигзаги, ёлочки, колоски, ромбы, лучи солнца. Круги-солнце.Всё это несёт в себе понятия о самом главном – о связи человека с природой ; что она приносит в дом счастье, удачу, благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар . Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

- Используя при рисовании шара росписи других промыслов удобнее всего использовать поясной вариант узора на криуле с растительными элементами.

Возможны изображения птицы счастья. (Зарисовка схем)

- Шары-темари выполняются в технике вышивки , вполне доступно сделать рисунок на глиняном шаре используя схемы изображения «георгин»

Физпауза.

- Возможны и другие варианты росписи шаров поэтому предлагаю выполнить схему- набросок своего шара . Проверить правильность композиционного построения.

Перенести его на шар. Выполнить в цвете, соблюдая гамму. По окончании работы шары сушатся ,лакируются .

Рефлексия: «Говорящие шары» (дети от имени шара представляются и рассказывают о его значении).

Устраивается мини - выставка работ.



Занятие 2

Тема: Лепка сувениров – бортхо.

Цель: совершенствовать пластический приём лепки шара и изобразительные навыки.

Задачи: -  расширять знания детей о народном искусстве, познакомить детей с предметом народного быта и его декором;

- развивать чувство пропорций и композиции объёмной формы, формировать графические умения в рисованию кистью;

- воспитывать чувство национального сознания, любовь к своему народу.

Зрительно-информационный ряд: интернет-ресурсы, таблицы, иллюстрации , музыкальное сопровождение.

Оборудование: глина, доски, стеки, чашечки, бумага, карандаши, кисти, краски, лак, мультимедиапроектор.

План урока:

1 . Сообщение темы и цели урока.

2.Краткие сведения о жизни кочевников . Истории появления и процесса изготовления бортхо; её характерные особенности.

3. Зарисовка формы сосуда.

4. Лепка объёмной формы бортхо .

5. Просмотр и анализ узоров на сосуде из кожи.

6. Выполнение схемы - наброска орнаментальной композиции для бортхо

7. Перенос схемы на форму. Работа в цвете.

8. Декорирование и оформление работ.

9.Анализ работ детей и урока.

Ход занятия: 1часть.

- Часть предметов декоративно-прикладного искусства является сувенирами-подарками и получить подарок конечно же приятно. И будет вдвойне хорошо ,если он несёт в себе народный колорит. В котором. отражена культура и быт народа. Я думаю ,что достойным сувениром будет бортхо. Используя знакомый приём лепки пустотелого шара, мы выполним его объёмную форму.

- Прикоснёмся к истории: калмыцкий народ вел кочевой образ жизни. И он определил появление прочного, небъющегося сосуда хранившего температуру жидкости. Давайте рассмотрим две фотографии из прошлого.

- Из шкур животных мастера-умельцы делали замечательную посуду . Шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части - половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно и прочно сшивали, в сшитый сосуд в тугую набивали сырой глиной. Потом делали на улице земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держали бортхо. Мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры. От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали глину, наполнявшую его. Сушили на солнце в течение четырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо воду, проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце. Горловину, бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлось серебряным.

- Ребята давайте рассмотрим : форму ,цвет , детали бортхо.

- Теперь определим пластическое построение: основа сосуда –шар; горлышко-трубочка .Выполним набросок –схемы бортхо.

Физпауза (игра: «Продай, бортхо»).

- И приступим к лепке, используя знакомый приём: выполняем незакрытый шар из половины куска глины.

От оставшейся глины отделяем треть.


Из большей части раскатываем столбик - высотой как и шар.














На палочку - кисточки, смоченной водой, вращательными движениями надеваем столбик.

Не снимая столбик с кисточки кладём на край доски,так чтобы один край его не находился на доске (примерно 1 см).

Раскатываем выравнивая столбик и одновременно формируем горловину

Придерживая на кисточке горлышко примазываем к шару.

Вращая кисточку, осторожно снимаем бортхо.


Формируем основу сосуда: оставляем шарообразным, приплющиваем или вытягиваем края.

В зависимости от выбранного варианта выполняем детали: имитируем швы, крепления из двух-трети оставшейся глины.


Если рисунок будет прорезной , то выполняем узор стекой.








Из проволоки скручиваем петельку.

Из остатка глины делаем конус.

Приложив к горлышку формируем пробку, вставляем петельку.


Осторожно снимаем крышку, заглаживаем и отправляем на просушку.



2 часть занятия:

Высохшие работы грунтуются и белятся.

- А пока вернёмся к наброскам –схемам и выполним рисунок декорирования бортхо. Вспомним знакомые орнаменты и рассмотрим новые элементы. Сложность, надёжность и в тоже время доступность изготовления удобной в кочевой жизни утвари превратили бортхо в уникальное произведение, что отразилось на орнаментике этих сосудов. По сути трудно найти две одинаковые ,так они индивидуальны. Узор подчинялся не образцу или установленному шаблону, а свободно и прихотливо заполнял кожаную плоскость . В основном это элементы растительного мира, стебли, листья в сочетании с геометрическими полосками, спиралями, волнистыми линиями и другими элементами.

Вкус и художественное чутьё авторов проявлялись свободно: одни щедро заполняли всю плоскость, изобретательно используя в декоративной фантазии свою наблюдательность, чувство ритма. Другие - ограничивались небольшим набором условных линий и обозначений. Имело место незначительное употребление ломаных линий, острых углов. В основном же узор строился на овальных, закруглённых мягких линиях.

Пробки для бортхо также украшались двумя-тремя нарезками на верхней видной части или обрабатывались металлом. Причём украшалась не только сама пробка, но значительная часть горла, которая имела разнообразные формы от прямой, кольцеохватывающей, до зубчатовидной в виде удлинённых или коротких листьев. А кожаные пробки комбинировались из кожи разных цветов с вырезанными фестонами, зубцами, и с декоративными отверстиями, дырочками круглой формы, создающими своеобразный узор и нарядность этих сосудов.

Физпауза.

- Используя понравившиеся элементы выполните схему узора бортхо ; просмотрите.

- Переносите на форму. Приступайте к работе в цвете, используя задуманную цветовую гамму.

- Проверьте рисунок на форме , при необходимости подправьте. Дайте просохнуть. Декоративным шнуром соедините пробку с горлом , прикрепите шнур –ручку. Пролакируйте.

Рефлексия: - Что удалось выполнить ? Что вызвало затруднения?

- Сувенир готов , дарите с радостью и благопожеланием.


Занятие 3

Тема : Выполнение творческих лепных работ на основе полого шара.

Цель: используя технический приём лепки шарообразной полой формы выполнить творческую работу.

Задачи: - самостоятельно выбирать тему работы.

- лепить по представлению передавая характерные особенности формы , деталей; с соблюдением пропорций .

- передать пластичность формы предмета и его красоту используя изобразительные навыки.

Зрительно-информационный ряд: интернет-ресурсы, иллюстрации, эскиз-набросок выполненный дома.

Оборудование: глина, доски, стеки, чашечки, кисти, краски, лак.


План занятия:

1. Сообщение темы и цели занятия.

2. Выполнение лепки полого шара.

3.Лепка задуманной формы на основе шара.

4.Работа в цвете.

5.Анализ занятия и работ детей .


1.Вступительная беседа: просмотр –анализ выполненных дома эскизов-набросков задания – творческой лепной работы по замыслу. Используя технику выполнения шара выполнить объёмную форму предмета или фигуры.


2.Самостоятельно выполняют полый шар .

Здесь руководство более общее, все выполняет одну модель, поэтому легче следить, насколько изделие каждого учащегося соответствует натуре и таким образом легче корректировать процесс лепки. После того как все учащиеся правильно начали работу, в основном передали конструкцию и пропорции модели, предоставляю им большую самостоятельность, прибегая в основном к индивидуальной помощи. При этом следует постоянно побуждаю детей к восприятию предмета ,чтобы они сверяли ход работы с моделью.


3.После выравнивания шара учащиеся переходят к выполнению творческих задуманных работ на основе шара: будь это чайник или курица.

При работе по представлению, когда каждый учащийся лепит изделие по собственному замыслу и здесь больше необходима индивидуальная помощь со стороны педагога. Окончательный образ изделие после вступительной беседы еще не сформировался. Беседа дает толчок, идею, а сам замысел перед началом работы будет еще очень туманным, что, однако, нельзя считать недостатком. Это, скорее, общее правило в творческом создании нового образа, который становится тем яснее, чем больше над ним работаешь. Дети, приступая к творческой работе, могут пока иметь, лишь самое общее представление о том, что должно получиться. Они будут творить уже в процессе работы головой и руками. Получится какая-то интересная деталь — и она повлечет за собой новые находки, замысел может уточняться, даже меняться «под руками». Поддерживаю это начало, заставляя детей искать все новые и новые решения, обогащающие образ в процессе его создания. Сами учащиеся могут иной раз и не заметить, что начинает получаться что-то интересное, упустить хорошую находку. Но следя за работой каждого школьника, замечаю все повороты в разработке изделия и на каждой оригинальной идее обязательно останавливаю внимание самого автора, а иногда и всей группы. Иногда бывает нужно подсказать детям какие-то интересные решения, изменения в форме изделия или в отдельных его деталях. Делаю это ненавязчиво, тактично, в форме совета, а не указания, побуждая ребенка к творчеству.

В ходе работы делаем перерыв на отдых.

Просматриваем работы, по необходимости поправляем ,сушим.


2 часть занятия.

Работы грунтуем, белим.


4.Останавливаемся и обговариваем композиционный колорит работ, уточняем цветовую гамму. Вспоминаем приёмы заливки цветом, прорисовывание деталей. При выполнении обращаю внимание на ошибки.

Исправить ошибку в практической работе — значит устранить ее причины. Наиболее часто встречающиеся причины недочетов в изделиях, выполняемых ребятами, следующие: недочеты в восприятии натуры, недостаточный запас впечатлений, недостаточность технических умений.

Поэтому смысл каждого замечания педагога должен быть объяснен учащимся повторным показом натуры , либо ссылкой на содержание беседы по теме занятия со словесными и предметными или изобразительными иллюстрациями и пр.


5. Подведение итогов проделанной работы.

Оценка производится с учетом тех требований, которые были поставлены перед детьми в начале занятия. При лепке с натуры, изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные ее черты: общий характер предмета и его строение. Для того, чтобы образ получился более выразительным, можно и даже желательно утрировать некоторые наиболее характерные черты. То есть требуется не буквальное следование натуре, не ее бездумное воспроизведение, а понимание самого существенного в ней. При этом обычно требую, чтобы второстепенные детали вообще не изображались, это приучает детей более вдумчиво выявлять главное. Следует помнить, что у любого предмета одни и те же детали могут быть главными или второстепенными — в зависимости от характера изображения. При оценке изделий, выполненных по представлению, основное внимание обращается на оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия. Отмечаю для себя наиболее типичные недостатки, которые проявились в работе учеников, и выявляю их причины.

Устраиваем выставку ,где дети сами определяют достоинство и недостатки в работах.







Используемая литература:

1. Н. Величко, Энциклопедия «роспись» , 2010, Москва

2. Л.В. Шевчук , «Дети и народное творчество» , 1995, Москва

3. С. Газарян , «Прекрасное своими руками»,1995, Москва

4. Д.В.Сычев, Калмыцкое народное искусство,Элиста,1970-

5. И.Г.Ковалев, Калмыцкий народный орнамент,Элиста,1970-197с,

6. В.А.Яблонский, Рисунок и основы композиции,Москва,1996-342с,

7. И.Н.Михайлов, О калмыцком прикладном искусстве, Волгоград, 1978

8. С.Г.Батырева, Старокалмыцкое искусство, Элиста, 1991-71с.

9. К.Э.Эренженов, Золотой родник, Элиста, 1990-128с.

10. У.Э.Эрдниев, Калмыки, Элиста, 1985-264с.

11. Н.Г. Федотов , «Послушная глина» , 1999, Москва,

12. Бесчастнов Н.П. ,Основы изображения растительных мотивов. М.; 1989

13. Бесчастнов Н.П. ,Художественный язык орнамента., М.; 2010.

14. Бардина Р. А. ,Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!