Совершенствуем технику чтения
Одной из актуальных задач начального образования является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Научить детей читать – значит привить любовь к чтению, подготовить к самостоятельной работе с текстом, помочь познавать окружающий мир. Следовательно, овладение навыками чтения – это и средство, и одно из условий общего развития младших школьников. Чтение обогащает: расширяется словарный запас, помогает установить причинно-следственные связи между событиями, развиваются логические операции – анализ, синтез, обобщение. Инструментами для работы над совершенствованием техники осмысленного и выразительного чтения мне помогают пособия «Читалочка» издательства «Просвещение»:
«Читалочка», авторы Абрамов Андрей Васильевич, Самойлова Марина Ивановна;
«Читалочка», автор Климанова Людмила Фёдоровна.
Для совершенствования техники чтения предлагаем воспользоваться следующими упражнениями из данных пособий:
«Речевая разминка», куда входит работа над артикуляцией.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Пример:
Как погоняют лошадь?
Как выходит воздух из шарика?
Как квакает лягушка?
«Слог и слово».
Отрабатывается навык быстрого чтения: читают сначала медленно, потом быстро, читая целыми словами.
Пример:
Пол – бор – бурав – пила
Хлоп – лоб – клоп – раб
«Имена».
Чтение сначала по слогам, потом целыми словами. Многоточие означает, что можно продолжить ряд имен с данной буквы. Формируется логическое мышление.
Пример:
Рита – Рая – Рома – ...
«Чистоговорки».
Читаются медленно, потом быстро.
Отрабатывается навык правильного и чёткого произношения слов.
Пример:
Бы-бы-бы – ищем мы в лесу грибы
Бе-бе-бе – в гости мы идем к тебе
Би-би-би – поскорей дрова руби.
«Скороговорки».
Дети читают, чётко проговаривая слова, сначала медленно шепотом, потом медленно вслух, затем быстро, далее ещё быстрее. Когда ученики читают вслух хором, учитель задает ритм, например, хлопая в ладоши, после чего можно спрашивать индивидуально. Важно, чтобы дети читали, а не произносили по памяти.
Способствует совершенствованию дикции, формирует правильное произношение звуков и слов.
Пример:
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
«Считалочки».
Читаются медленно – быстро, с чётким произношением всех слов, их можно учить и проговаривать наизусть.
Развивают память, внимание. Тренируется артикуляционный аппарат.
Пример:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
«Кто больше?».
Предлагается игра: из одного слова составить как можно больше новых слов. Проводится в паре или группе.
Расширяется кругозор, пополняется словарный запас.
Пример:
Колесо: сокол – лес – и т.д.
«Наоборот»
Знакомство с палиндромами – словами и предложениями, которые читаются слева направо и справа налево.
Развитие внимания, умения видеть слова целиком.
Пример:
Но ты меньше ешь, не мыт он.
Игра «Чудесные превращения слов».
Нужно выбрать общую часть в словах.
Расширяет словарный запас, формируются умения мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.
Пример:
Усики – усищи – усы
Дом – домище – домик
Кот – котище – котик
Бык – бок – ток
Мох – мех – смех
Мел – мёл – мал – мил – мыл
Сыр – сыт – сын – сон
Лук – сук – бук – жук – тук – ток.
В эти пособия включены разнообразные упражнения, в которых предусмотрена серьезная работа с текстами детских произведений известных русских писателей и поэтов. Так же представлены упражнения на постановку правильного ударения в словах, в которых часто делают много ошибок наши учащиеся в повседневной речи.
Материал предложен в фиксируемом формате, поэтому пособия можно использовать с учебно-методическим комплексом «Школа России».