СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование техники чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить детей читать – значит привить любовь к чтению, подготовить к самостоятельной работе с текстом, помочь познавать окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование техники чтения»

Совершенствуем технику чтения

Одной из актуальных задач начального образования является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Научить детей читать – значит привить любовь к чтению, подготовить к самостоятельной работе с текстом, помочь познавать окружающий мир. Следовательно, овладение навыками чтения – это и средство, и одно из условий общего развития младших школьников. Чтение обогащает: расширяется словарный запас, помогает установить причинно-следственные связи между событиями, развиваются логические операции – анализ, синтез, обобщение. Инструментами для работы над совершенствованием техники осмысленного и выразительного чтения мне помогают пособия «Читалочка» издательства «Просвещение»:

«Читалочка», авторы Абрамов Андрей Васильевич, Самойлова Марина Ивановна;

«Читалочка», автор Климанова Людмила Фёдоровна.

Для совершенствования техники чтения предлагаем воспользоваться следующими упражнениями из данных пособий:

«Речевая разминка», куда входит работа над артикуляцией.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

Пример:
Как погоняют лошадь?
Как выходит воздух из шарика?
Как квакает лягушка?



«Слог и слово».
Отрабатывается навык быстрого чтения: читают сначала медленно, потом быстро, читая целыми словами.

Пример:
Пол – бор – бурав – пила
Хлоп – лоб – клоп – раб









«Имена».
Чтение сначала по слогам, потом целыми словами. Многоточие означает, что можно продолжить ряд имен с данной буквы. Формируется логическое мышление.

Пример:
Рита – Рая – Рома – ...



«Чистоговорки».

Читаются медленно, потом быстро.
Отрабатывается навык правильного и чёткого произношения слов.

Пример:
Бы-бы-бы – ищем мы в лесу грибы
Бе-бе-бе – в гости мы идем к тебе
Би-би-би – поскорей дрова руби.



«Скороговорки».

Дети читают, чётко проговаривая слова, сначала медленно шепотом, потом медленно вслух, затем быстро, далее ещё быстрее. Когда ученики читают вслух хором, учитель задает ритм, например, хлопая в ладоши, после чего можно спрашивать индивидуально. Важно, чтобы дети читали, а не произносили по памяти.
Способствует совершенствованию дикции, формирует правильное произношение звуков и слов.

Пример:
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.



«Считалочки».

Читаются медленно – быстро, с чётким произношением всех слов, их можно учить и проговаривать наизусть.






Развивают память, внимание. Тренируется артикуляционный аппарат.


Пример:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!



«Кто больше?».

Предлагается игра: из одного слова составить как можно больше новых слов. Проводится в паре или группе.
Расширяется кругозор, пополняется словарный запас.

Пример:
Колесо: сокол – лес – и т.д.



«Наоборот»

Знакомство с палиндромами – словами и предложениями, которые читаются слева направо и справа налево.
Развитие внимания, умения видеть слова целиком.

Пример:
Но ты меньше ешь, не мыт он.



Игра «Чудесные превращения слов».

Нужно выбрать общую часть в словах.
Расширяет словарный запас, формируются умения мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

Пример:
Усики – усищи – усы
Дом – домище – домик
Кот – котище – котик
Бык – бок – ток
Мох – мех – смех
Мел – мёл – мал – мил – мыл

Сыр – сыт – сын – сон
Лук – сук – бук – жук – тук – ток.



В эти пособия включены разнообразные упражнения, в которых предусмотрена серьезная работа с текстами детских произведений известных русских писателей и поэтов. Так же представлены упражнения на постановку правильного ударения в словах, в которых часто делают много ошибок наши учащиеся в повседневной речи.

Материал предложен в фиксируемом формате, поэтому пособия можно использовать с учебно-методическим комплексом «Школа России».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!