СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование навыков чтения у младших школьников и предотвращение дисграфий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал направлен на предотвращение дисграфических и дислексических нарушений в процессе обучения дошкольников и учащихся 1 классов письму и чтению

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыков чтения у младших школьников и предотвращение дисграфий»










Совершенствование навыков чтения у младших школьников и предотвращение дисграфий







Герасименко С.И.,

учитель начальных классов

высшей категории

г. Крымск

МБОУ СОШ №25



2016 год

Среди учащихся начальных классов массовой школы почти 30% характеризуется медленным темпом чтения, а более 50% школьников имеют различные нарушения процессов чтения и письма.

Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удается.

Причины могут быть разные. Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учащихся (затруднения в осуществлении операций анализа и синтеза звуко-буквенных элементов, недостаточностью зрительного анализа, малым объемом восприятия). Вторая - связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учащихся ( затрудненная артикуляция, которая препятствует формированию слухо-рече-двигательного взаимодействия) и третья-инертность психических процессов детей.

После многих поисков я пришла к выводу, что решение логических задач на уроках чтения не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени вызывает интерес к чтению.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.

Нестандартность мышления, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение и глубже заглянуть в него.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, то есть равномерно- внимательное.

Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Две эти формы дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

На быстроту чтения влияют факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость рече-двигательного аппарата.

Задания для улучшения артикуляции..

Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата. Во время разминки включаю упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).

«Произнеси быстро». Работа со скороговорками или чистоговорками .Фразу произносят 10 раз четко и ясно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения данной фразы свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

«Угадай звук». Учитель произносит беззвучно гласный звук, четко его артикулируя, а дети угадывают, какой звук был произнесен.

«Произнеси отчетливо и тихо (громко)».Детям дается задание произнести слабо дифференцируемые звуки (Р-Л, С-Ш, П-Б,Ж-З) и пары слов ( мыс –мышь, нож-нос, жарко-жалко).

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики , которая не отнимает много времени и сил (2-3 минуты). Большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да – из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту- наводим чистоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Чтение тихо и умеренно:

арка-арца арта-арда арда-арча арса-аржа

Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь дверь-зверь-червь

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками) , загадками, считалками, пословицами. Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или послоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов.

На уроках я использую коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обусловливающих нарушения процессов чтения и, соответственно, письма.

Задания на синтез звуко-буквенных элементов.

«Сложи слова» На карточках пишутся части слов. Нужно сложить карточки так, чтобы получились слова ( например, БЕ-РЕГ, БЕ-СЕДА, БЕ-РЕЗКА, БЕ-ГЕМОТ).

«Словесные горки» Ученикам предлагается прочитать 15 слов, записанных одно под другим, каждое из которых на одну букву длиннее, чем предыдущее слово .

«Реставратор». Детям предлагается восстановить слова, которые написаны не полностью, а с отсутствием некоторых частей (степень «разрушения» букв постепенно увеличивается).

Задания на упрочение ассоциативных связей между буквой и звуком.

«Найди букву».Ученик должен в течение 30сек. найти в тексте заданную букву и выделить ее (к примеру, обвести). Задание усложняется в процессе обучения: найти букву П и зачеркнуть ее слева направо, а букву Н зачеркнуть справа налево).

«Выложи букву». Дети с помощью пластилина, палочек, шнурка выкладывают заданную букву.

Задания на развитие зрительного анализа.

«Найди отличие». Детям предлагается выбрать пары слов из 20 карточек, которые отличаются одной буквой ( Миша-Маша, мамина - малина, палка-балка и др.)

«Прочти быстро». Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной буквой или несколькими (дедушка – девушка, соседний – соседский, невежа – невежда и др.)

Задания на увеличение объема восприятия.

«А, ну-ка, отгадай!». Полоска бумаги накладывается на верхнюю часть слова. Читать приходится только по нижним частям букв. Ученик будет стремиться прочитать следующее слово, пока оно открыто. В процессе обучения происходит усложнение задания и закрывается вся строка, а ребенок стремиться прочитать одновременно про себя следующую еще открытую строчку.

«Паровозик». В полоске бумаги делается «окошечко» для буквы. «Окошечко» двигается по слову, а ученик должен предугадать слово полностью.

«Что увидел на бегу?» Ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие и произнести эти слова, не глядя в текст.

Эти коррекционно – развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми, испытывающими трудности в овладении процессами чтения и письма. Однако особого внимания и отработки требуют те задания, которые даются учащимся с большим трудом.

При правильно выбранной методике проведения уроков у детей развивается способность анализировать материал, сравнивать и сопоставлять полученные знания, рассуждать и самостоятельно делать выводы и умозаключения.

В психологическом плане учащиеся моего класса были нерешительны, тревожны, пассивны, плаксивы (4 человека),ориентированы на вознаграждение

Было диагностировано у 2учащихся фонетико-фонематическое недоразвитие речи, у 7человек – дисграфия и дислексия, обусловленные общим недоразвитием речи (дети –воспитанники речевой группы детского сада), у двоих детей наблюдалось заикание. Прогнозирование качества чтения должно было бы стать неутешительным, но в работе были использованы специальные логопедические приемы:

1. коррекция нарушений речи в ходе проведения логопедических заданий в единстве с эстетическим развитием учащихся. На уроках музыки дети подражали шелесту листьев ( ш-ш-ш-ш). На уроках «Мир вокруг нас» щелкали орехи (звук

[щ] и дифференцировали его с ранее изученным звуком [ш]. На уроке русского языка говорили о том, что [ щ ]- всегда мягкий, а [ ш] - всегда твердый. Придумывали предложения, в которых присутствовали слова с изучаемыми звуками, причем, количество слов в предложении наращивалось постепенно с использованием схемы:

2.зрительные диктанты с использованием ИКТ (использовались регулярно с постепенным наращиванием слов в предложении)

3.развитие периферического зрения (считывание слов в таблице, удерживая взгляд в центре квадрата или пирамиды в течении 1минуты)

4.работа с деформированным текстом

аН ерке.

иМша и аМаш оплиш ан ерук. ниО явзил с осойб уМризак.

5.развитие ассоциативного мышления (покажи на картинке «черного Ивашку в деревянной рубашке) Дети должны выбрать среди предметов карандаш.

6.предупреждение дисграфических ошибок с использованием всех анализаторов(слухового, зрительного, рече-двигательного, двигательного)

Б-Д Б-сидела на трубе, Д-вросла ногами в землю (Б-кисть руки вверх,

Д-вниз)

И-У И-лошадка скалит зубки,У-какой огромный дуб ).учитель, а затем учащиеся беззвучно растягивают губы на звук [ и] , в трубочку- звук [ у ]

К-Г с помощью пальцев делаем «пистолет» и стреляя, произносим звук [ к ]

Рукой изображаем «гуся» Г-гусь выгнул шею: га-га-га

Дифференциация буквы Г и цифры 2 ( 2 роГа)

Ш-Ж Нарисуй травку (3 вертикальные линии и одну горизонтальную снизу)

Ж- выложи из 5 спичек жука, а теперь переставь одну спичку, чтобы

жук полз вправо или влево

7. для активизации движения глазного яблока (для тех, кто «застряет» на словах, останавливается) используем прием «Палец вперед». Учитель берет в свою руку

палец ученика и, устанавливая темп чтения для данного ребенка, равномерно двигает его палец по строке. Учитываются индивидуальные психо-физиологические особенности и возможности детей.

8. использование ИКТ при проверке техники чтения дает положительные результаты (вызывает интерес и желание читать больше).

Нельзя забывать, что фундаментом в получении знаний учащимися выступают их желания, а надстройкой являются получаемые ими знания. Техника чтения в начальных классах имеет огромное значение. При повышении скорости и качества чтения дети стали очень активно расширять и углублять свой кругозор.

Дети ведут научно-исследовательскую работу, при этом добывание ими знаний по предложенной учителем теме не представляет для них трудности, а приносит удовлетворение и стремление работать еще лучше (темы работ: « Мой друг велосипед», «Огонь – враг, огонь – друг», «Красная книга - жалобная книга природы», «В мире интересного», «Мать – берегиня», «Герои Отечества», «В мире прекрасного», «Мой путь в школу», «Колодец, колодец, дай воды напиться…», «Книга памяти», «Что в имени твоём?», «Делу время – потехе час» и др.)
















Библиографический список:



1. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся./ Е.И.Матвеев.- Москва: ВАКО, 2007.-239с.- (Серия «Мастерская учителя»).


2. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем воображение и творческое мышление: Пособие для будущих первоклассников и их родителей./ Э.Н. Петлякова , С.Н. Подгорная. -Москва- Ростов-на-Дону:МарТ,2005.- 459с.- (Серия «Школьный кораблик»).


3. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Учимся читать, играя: Пособие для будущих первоклассников и их родителей./ Э.Н. Петлякова , С.Н. Подгорная. -Москва- Ростов-на-Дону:МарТ,2005.- 459с.- (Серия «Школьный кораблик»).


4. Журнал «Начальная школа» -Москва:Просвещение,2001 № 5.-75 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!