«Совершенствование методов и приемов восприятия и воспроизведения грамматического строя речи на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения». (из опыта работы)
Москалева Ольга Александровна
Учитель развития слухового восприятия и формирования произношения (сурдопедагог) ГОБУ «СКШИ №9» г. Иркутска».
Проблема формирования грамматического строя речи слабослышащих и глухих учащихся актуальна во все времена. Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Глухие и слабослышащие учащиеся стремятся к общению со слышащими людьми, но испытывают комплексы из-за своей безграмотной письменной и устной речи. Задача школы - подготовить учащихся к полноценной жизни в социуме за пределами учебного заведения.
Развитие устной речи невозможно без умения грамматически правильно оформлять свои высказывания. Речь глухих и слабослышащих учащихся состоит из отдельных, не связанных между собой слов, следовательно, развитие устной речи тесно взаимосвязано с формированием грамматического строя речи. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Значительные трудности у них вызывает грамматическое оформление связей слов в предложении (ошибки на управление и согласование), употребление местоимений.
Главное требование к системе методов и приемов обучения языку в школе глухих и слабослышащих состоит в том, чтобы она практически обеспечивала формирование языка как средства общения и орудия мышления
Таким образом, специфика работы по формированию грамматического строя речи заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умения анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируется представление о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем в ходе выполнения специальных заданий включаются в коммуникативные высказывания.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит следующие разделы:
1. Словоизменение:
- категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);
- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);
- категории падежа:
родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;
дательный падеж: «Подарить кому?»;
винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;
творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;
предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».
2. Словообразование:
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- образование существительных от существительных;
- образование прилагательных от существительных;
- образование приставочных глаголов;
- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;
- образование сложных слов.
3. Согласование:
- существительных с местоимениями;
- существительных с прилагательными;
- существительных с числительными;
- глаголов прошедшего времени с местоимениями.
4. Формирование фразы:
- простые нераспространённые предложения;
- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);
- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);
- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);
- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).
Основные виды упражнений для работы над грамматическим строем языка:
- Составление предложений и словосочетаний на основе наглядно воспринимаемого в натуре или на картине материала.
- Выписывание из текста предложений, словосочетаний и отдельных слов по данному образцу.
- Распространение простых нераспространенных предложений.
- Составление предложений из деформированного текста.
- Вписывание пропущенных слов или окончаний.
- Самостоятельное составление предложений по аналогии с данным предложением.
Я поставила перед собой следующие цели в обучении школьников грамматике на занятиях по развитию слухового восприятия
- Учить определять грамматическую принадлежность слов к различным частям речи.
- Учить определять род, число, падеж существительных, прилагательных, местоимений на основе категориальных признаков.
- Учить определять связь между словами в словосочетании и предложении по вопросам и формальным грамматическим показателям.
- Учить строить словосочетания и предложения.
- Формировать навык употребления в речи падежных форм существительных, прилагательных, местоимений с предлогом и без предлога.
- Формировать навык употребления в речи видовых и временных форм глагола.
На первом этапе я занимаюсь формированием навыков построения предложения с уточнением значения слов в составе предложения. Определяю с учащимися род и число существительных, прилагательных, времена глагола.
Конкретно эти упражнения выражаются в составлении предложений по картинкам, вопросам, данному слову, из данных слов, деформированной фразе, в восполнении пропущенных элементов текста (слова, словосочетания, окончания, предлога). Пропущенные слова даются для справок или подбираются учащимися самостоятельно. Значительное место в системе упражнений принадлежит составлению предложений на наглядной основе в разных вариантах (к картине даются вопросы и опорные слова, вопросительные предложения). На завершающем этапе работы над синтаксической конструкцией предлагаются упражнения в составлении предложений по схеме (кто? что делает? что? где?), которая дается в соответствии с изучаемой разновидностью предложения.
Наряду с конструированием предложений учащиеся упражняются в составлении словосочетаний. Эти упражнения также имеют несколько вариантов – подбор к слову другого, из числа данного для справок, комбинирование слов по вопросам, образование словосочетаний из двух слов, одно из которых нужно соответствующим образом изменить: коробка (карандаш), ведро (вода).
Работая над текстом «8 марта» я приготовила презентацию и составила следующие грамматические задания
Отрабатываю на слух вопросы: -Какая? Какую? И окончания прилагательных –ая, -ую.
Работаю над согласованием прилагательного с существительным.
«Назови ласково» (слайд) – формирую навык образования уменьшительно-ласкательных существительных.
Работаем над категорией числа: «Один - много», и над употреблением предлогов –на . -под и падежными окончаниями творительного и предложного падежа. (слайд из презентации)
- над согласованием прилагательного с существительным: дорогая мамочка – дорогой мамочке (слайд)
-над согласованием существительных с предлогом - на , предложный падеж, окончание -ах.
Тема «Ботинки».
- от прилагательного образовываем существительное с предлогом -из
- над образованием сложных слов. (слайд из презентации на тему «Моя квартира»)
(слайд из презентации на тему «Моя мама»)
Работая над темой «Зимние забавы», отрабатываем окончания существительных в предложном падеже с предлогом - на ,
- учимся ставить вопросы над словами в предложении. (слайды из презентации)
Отрабатываем окончания глаголов в единственном и во множественном числе
В теме «Мой класс» работаем над окончанием глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени (слайд из презентации)
Составляем из слов предложение. Текст «Грач» (слайд из презентации)
В тексте «Зайчишка» отрабатываем окончания глаголов в прошедшем и настоящем времени. (слайды из презентации)
Дети составляют вопросы к предложению. Текст «Зайчишка» (слайд)
Дополняем предложения
Работаем над согласованием существительных с местоимением;
Составление SMS – эффективный вид упражнений, т. к. связан с жизнью и вызывает у учеников практический интерес.
Упражнения по составлению SMS.
Пишу предложение, но нет окончаний у слов, поэтому «SMS» не понятно. Нужно дописать окончания.
Работая над текстом включаю такие упражнения как :
а) Распредели слова в три колонки по вопросам: кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие?
б) Выдели окончание существительных. Определи род существительных.
Ученикам выдаются конверты с листками, на которых указаны падежные окончания.)
в) Укажи число существительных и прилагательных.
Ученикам выдаются конверты с листками, на которых указаны падежные окончания.)
г) Расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение.
д) Составь предложение по картинке из данных слов.
е) Вставь между словами нужный предлог.
В своей работе использую настольно-печатные игры, способствующие формированию грамматических категорий:
«Один - много»– закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?»– формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?»– формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт»– закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково»– формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.
Вся работа проводится на слуховом и слухозрительном восприятии. Дети воспринимают материал с помощью слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов и на голое ухо.
Использование этих приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. Дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь. Разработанные и применяемые мною средства и приемы обучения дают положительные результаты.
Литература.
Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Белущенко В.А. Наумова А.Е. Седова М.Ю. Методическое пособие для учителя–дефектолога. Под редакцией О.А.Красильниковой Издательство КАРО Санкт-Петербург 2006 г.
Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: пособие для учителя/ О.Е. Грибова [и др.]. – М.: Просвещение, 1992.
ПонгильскаяА.Ф. Обучение глухих детей русскому языку (I-IV классы). – М. –Изд-во АПН РСФСР,1963.
Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей: учебное пособие для педагогических институтов / Л.М. Быкова [и др.]; под ред. Л.М. Быковой. – М.: Просвещение, 1991.
Красильникова О.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: учебно–методическое пособие / О.А. Красильникова, Г.А. Киреева.- СПб.: КАРО, 2005.
Книга для учителя школы слабослышащих: обучение русскому языку, чтению, произношению/ под ред. К.Г. Коровина. – М.: Просвещение, 1995.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение, 1977.
5