СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы психолога родителям будущих первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Советы психолога родителям будущих первоклассников»



Советы психолога родителям будущих первоклассников



Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Она определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к учебе, степень произвольности управления своим поведением, способность выполнять умственную работу, обеспечивающую сознательное усвоение знаний, устанавливать со взрослыми и сверстниками контакты на основе совместной деятельности.

Прежде всего, следует обратить внимание на мотивационную, волевую, интеллектуальную, социальную готовность и уровень развития зрительно-моторной координации.



Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу, так как у него будет новый ранец, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Развитие мотивационной готовности должно происходить следующим образом. Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной его нового положения постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация.



Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей общей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Однако это убеждение нередко является причиной ошибок родителей при подготовке ребенка к школе.

На самом деле интеллектуальная готовность не представляет наличия каких-либо уже сформированных знаний и умений, хотя конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – это уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, способность читать, считать, мысленно решать определенные задачи и умение планировать и контролировать свою деятельность.

У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности. Сформировать необходимые представления в один прием невозможно, хотя времени для этого нужно немного. Учите детей сравнивать предметы, выделять общий признак в словах, находить лишнее, развивайте умение обобщать; закрепляйте названия основных цветов, развивайте воображение у детей.Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, сколько слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать и принимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности.

И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.



Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.



Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе»?


Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.


1 Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2 Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3 Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут ?
4 Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5 Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6 Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7 Умеет ли он изменять существительные по числам?
8 Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
9 Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11 Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17 Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?




Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!