СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гиперактивные дети в школе.

Просмотр содержимого документа
«Советы для родителей»

Советы родителям

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Не следует любого возбужденного ребёнка относить к гиперактивным.


Если ребёнок полон энергии, если она бьёт через край, отчего порой малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен.


Если вы заболтались со своей подругой, а ребёнок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.


У всякого ребёнка случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребёнок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.


Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.


И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.


ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ



Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит внимания, гипрактивность, смешанный.


Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев.


A. Дефицит внимания:


1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.


2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.


3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.


4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.


5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.


6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.


7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.


8. Легко отвлекается посторонним шумом.


9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.


B. Гиперактивность и импульсиность:


1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями на стуле.


2. Должен часто вставать с места.


3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.


4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.


5. Действует, как будто "заведенный".


6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..


7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.


8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..


9. Вмешивается в разговор или деятельность других.


C. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.


Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.


Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.


Практические рекомендации родителям и учителям


гиперактивных детей


Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.


В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:


— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;


— помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;


- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;


— не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;


— стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;


— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;


- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);


— повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;


— не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;


— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;


— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Изменение психологического микроклимата в семье:


— уделяйте ребенку достаточно внимания;


— проводите досуг всей семьей;


" — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:


— установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;


— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;


— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;


— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;


— по возможности избегайте больших скоплений людей;


— помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;


— организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.


4. Специальная поведенческая программа:


— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;


- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;


— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:


— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;


— воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;


— не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;


— постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;


— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;


— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;


— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;


— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;


— объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.


Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.


Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:


— лишение удовольствия, лакомства, привилегий;


— запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;


— прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);


— чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;


— удержание в «железных объятиях» (холдинг):


— внеочередное дежурство по кухне и т.д.


Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:


— Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.


— Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.


— Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.


— Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь.


Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.


Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.


Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

Изменение окружения:


— изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;


— работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;


— измените режим урока с включением физкультминуток;


— разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;


— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;


— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

Создание положительной мотивации на успех:


— введите знаковую систему оценивания;


— чаще хвалите ребенка;


— расписание уроков должно быть постоянным;


— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;


— используйте приемы проблемного обучения;


— используйте на уроке элементы игры и соревнования;


— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;


— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;


— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;


- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;


— игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;


— стройте процесс обучения на положительных эмоциях; "— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Коррекция негативных форм поведения:


— способствуйте элиминации агрессии;


— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;


— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

Регулирование ожиданий:


— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;


— объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.


Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.


Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!