МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г.ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ«
Советы дефектолога
будущим первоклассникам
Готовность к школе
Развитие мелких движений
Развитие крупных движений
Произвольность поведения
Память
Запас знаний
Внимание
Положительное отношение к школе
Речь
Чтение
Мышление
Счет
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Как зовут членов моей семьи?
Чем они занимаются?
Где работают?
Когда у меня день рождения?
Где я живу (домашний адрес)?
Какой сегодня день недели?
А завтра? А был вчера? Сколько дней в неделе?
Право-лево, верх-низ.
Над, под, спереди, сзади, около, между
Развитие мелкой моторики
В 6 – 7 лет ребенок должен уметь:
- Свободно владеть карандашом и кистью;
- Штриховать и раскрашивать рисунки
не выходя за контуры;
- Ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
(право, лево, верх, низ);
- Передавать в рисунке точные пропорции и формы
предметов…
Пальчиковые игры
Ребенку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей, предметы.
Для того чтобы поддержать интерес к игре , используют стихи и поговорки.
Подготовка руки к письму
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям.
Развитие мышц кисти
Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, рисование собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков.
Знать, что хочу,
делать, что хочу
- (Произвольная регуляция деятельности)
Условием успешности школьного обучения является умение детей :
- Подчинить свои действия правилу .
- Ориентироваться на заданную систему требований.
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу.
Учимся срисовывать по образцу
Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним.
Лучше всего для этого подходят игры :
«Нарисуй точно такую же картинку».
«Узоры».
«Нарисуй по точкам».
Игры со спичками и палочками
Эти игры направлены на развитие умения сосредотачиваться, внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого. Когда деятельность завершена ребенку нужно оценить полученный результат.
Для этого вспомнить:
- какие были условия задания;
- определить какие условия он выполнил, какие выполнил не точно;
- оценить результаты работы других детей и аргументировать эту оценку.
В гостях
у Мнемозины
( Развиваем память )
Память
В 6 – 7 лет ребенок должен уметь:
- Запоминать 8-10 слов, предметов, картинок;
- Рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Какая бывает память?
слуховая
эмоциональная
зрительная
двигательная
чувственная
Зрительная память
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. То, что человек может зрительно себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Развивать зрительную память можно с помощью несложных упражнений:
- Предложить ребёнку закрыть глаза и рассказать, какие предметы он видел в комнате;
- Нарисуйте ребёнку несколько геометрических фигур, пусть он посмотрит на них в течение нескольких минут, а затем уберите и попросите зарисовать по памяти;
- Положите на стол перед ребёнком несколько палочек, а через несколько секунд закройте палочки листом бумаги и предложите ребёнку сказать, сколько палочек на столе.
Слуховая память
Слуховая память связана с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных, речевых и т.д.
Для развития слуховой памяти детей можно порекомендовать следующее:
- Заучивание стихотворных текстов.
- Повторение скороговорок различной длины: «Наш Полкан попал в капкан».
- Прочитайте ребёнку рассказ и предложите нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
Двигательная память
Двигательная память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, трудовые навыки и умения).
Тренировать двигательную память можно следующим способом:
Взрослый показывает несколько движений и просит ребёнка повторить их в той же последовательности.
Внимание
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
- Выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут;
- Находить 5-6 отличий между предметами;
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- Выполнять самостоятельно быстро и правильно
- задание по предложенному образцу;
- Копировать в точности узор или движение.
Упражнения
на развитие внимания
Назови предметы, которые спрятались на этой картинке.
Найди десять отличий.
«Важное и лишнее»
Развитие мышления ребёнка.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
- Определять последовательность событий;
- Складывать разрезанную картинку;
- Находить и объяснять несоответствия на
- рисунках;
- Находить среди предложенных предметов лишний
- и объяснять свой выбор.
Самое главное, ради чего учат ребёнка, – это развитие его мышления.
Дети к моменту поступления в школу должны уметь :
- Определять последовательность событий;
- Складывать разрезанную картинку;
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- Находить среди предложенных предметов лишний и объяснять свой выбор.
Учимся анализировать
Анализ – это процесс деления целого на части.
Синтез – это соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Выбери фигуры, которые использовали при составлении картинки.
Составь слова, переставив буквы.
Учимся сравнивать
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов. Пусть ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы.
Сравните картинки и назовите различия.
Найдите пары одинаковых предметов.
Учимся классифицировать
Классификация – распределение предметов по группам по существенным признакам.
Разделите объекты на картинках на группы. Назовите другие предметы (знаки), относящиеся к каждой из выделенных групп .
Учимся обобщать
Обобщение – это процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений на основании похожих существенных признаков.
Найдите лишний предмет.
Объясните выбор.
- Речевая готовность ребёнка к школе
- Правильность произношения всех звуков
- Умение различать звуки на слух
- Владение навыками звукового анализа
- Словарный запас
- Владение связной речью
Словарный запас
Для обогащения словарного запаса детей, можно использовать наиболее распространённые приёмы:
- Название предметов, относящихся к различным логическим группам (Назови известные деревья, цветы и прочее).
- Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.
- Подбор возможных действий к предмету (Кто как передвигается?).
- Подбор предметов к заданному признаку (Что может быть зелёным ?).
- Подбор признаков к определённому предмету ( Какого вкуса сахар?).
Связная речь
- Пересказ прочитанной сказки или рассказа.
- Составление рассказа по данному его концу (что было до этого).
- Заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?).
- Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии.