Литература периода «оттепели»
Выполнила Коршунова Ирина
Ученица 11 класса
ТСОШ №1
Вначале было слово — точнее, книга. В 1954 году поэт и журналист Илья Эренбург написал повесть «Оттепель»: историю о том, как молодые люди выбирают между правдой и ложью, Родиной и Парижем, эгоизмом и стремлением быть нужным людям — и все это на фоне не столько календарной, сколько чувствующейся в жизни весны. До весны советской, которая, кстати, тоже началась не по календарю, тогда оставалось два года.
25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, генсек Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях» , в котором среди прочего осуждались сталинский террор и репрессии. Несмотря на секретность, весть о докладе распространилась мгновенно: сначала по странам Восточного блока, потом текст опубликовали в США и почти одновременно с этим официально обнародовали в СССР. Именно с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая затронула почти все стороны жизни советского человека.
Поэзия стала вторым важнейшим искусством эпохи (после кино), затронувшим не меньшее количество людей. Как иронизируют Петр Вайль и Александр Генис в книге «60-е. Мир советского человека», главным поэтом эпохи был Хрущев, но лишь как аввтор утопии «Построение коммунизма в одной отдельно взятой стране за 20 лет».
Второе место, уже без иронии, они отводят Евгению Евтушенко . Коллеги по цеху относились (и относятся) к его стихам не очень ровно. Один из поводов для этого — невероятный по размаху и длительности коммерческий успех поэта, который стал самой заметной фигурой эстрадно-стадионной поэзии 1960-х.
Е.Евтушенко – В вагоне шаркают и шамкают…
Андрей Вознесенский . Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: "Парабола" - в Москве и "Мозаика" - во Владимире. Они сразу привлекли к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным" и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
А.Вознесенский – Романс (читает автор)
Белла Ахатовна Ахмадулина . Ее поэзию называют интеллектуальной. Отличительной особенностью поэтического языка Беллы является изящество, ярко выраженное эстетическое начало, музыкальность, изысканность метафор,
выразительность сравнений.
Дуэт ВерЛен – Свеча (Б.Ахмадулина)
В то время как в Штатах, например, тысячи людей собирались послушать рок-музыку, в Советском Союзе тысячи собирались, чтобы послушать стихи. Поэтические чтения почти всегда были официально разрешенными, и хотя на них имели место вольности, откровенная крамола не допускалась, в том числе самими авторами. Настоящая, независимая от идеологии поэтическая жизнь происходила в подполье, и некоторым из подпольщиков даже удавалось объединиться в группы, правда ненадолго.
Один из ярких образчиков такого объединения — организация молодых поэтов СМОГ («Смелость, Мысль, Образ, Глубина»), основанная Леонидом Губановым, Владимиром Алейниковым, Владимиром Батшевым, Юрием Кублановским и Аркадием Пахомовым в 1965 году.
В СМОГ входило около двух десятков молодых писателей; у группы был свой манифест и свой самиздат. Разогнали организацию в 1966-м: кого-то посадили, кого-то исключили из университета.
В конце 1961 года в 11-м номере журнала «Новый мир» была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — история одного дня среднестатистического лагерного зэка Ивана Шухова.
Как замечал историк Юрий Аксютин, публикация, одобренная лично генсеком, стала таким же праздником души для антисталинистов, как вынос тела Сталина из мавзолея — и это было одно из самых красноречивых свидетельств ослабления цензуры в советской литературе. Повесть тогда прочитала вся страна.
Расцветала «деревенская литература» , подарившая нам нескольких классиков. Одним из базовых произведений этого направления считается «Матренин двор» А.Солженицына.
Другой знаменитый писатель эпохи, а также режиссер, сценарист и актер, — Василий Шукшин , автор многочисленных рассказов об обитателях советской деревни.
Уже позже, в 1970-е, появляется целая плеяда авторов деревенской прозы, самые заметные из которых — Валентин Распутин и Виктор Астафьев .
Виктор Астафьев
Валентин Распутин
Оттепель стала и временем разрешений и возвращения из забвения. Так, сборник произведений Исаака Бабеля был опубликован вскоре после его реабилитации в 1954 году, а роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — в 1966-м, в журнале «Москва». Самыми популярным из свежеразрешенных зарубежных писателей были Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй — литература из-за границы начала занимать все больше полок в советских квартирах.
Эрнест Хемингуэй
Эрих Мария Ремарк
Литература периода «оттепели»
Выполнила Коршунова Ирина
Ученица 11 класса
ТСОШ №1