СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению и внедрению новых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ООО Выступление на МО учителей естественно – математического цикла

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение на уроках образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению и внедрению новых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ООО Выступление на МО учителей естественно – математического цикла»

Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению и внедрению новых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ООО

Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению и внедрению новых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ООО

 Первая ступень: ·         «Поиск своей позиции»  (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений). Данный шаг включает в себя две подступени профессионального роста педагога: 1.       Педагогическая умелость.  Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы  компонентов :  -   умение  педагога  управлять своим поведением, -    умение  педагога  взаимодействовать с ребёнком.

Первая ступень:

·         «Поиск своей позиции»  (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).

Данный шаг включает в себя две подступени профессионального роста педагога:

1.       Педагогическая умелость.  Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы  компонентов : -   умение  педагога  управлять своим поведением,

-    умение  педагога  взаимодействовать с ребёнком.

2.«  Педагогическое мастерство» Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет системой развивающих и воспитательных умений и навыков, занимается самообразованием, изучает передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной работы и появляются первые результаты по углубленной теме работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На данной ступени педагог может находиться не один год.

2.«  Педагогическое мастерство»

Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет системой развивающих и воспитательных умений и навыков, занимается самообразованием, изучает передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной работы и появляются первые результаты по углубленной теме работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На данной ступени педагог может находиться не один год.

 Вторая ступень: «Профессиональный рост»   На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности. Педагог владеет педагогической техникой, занимается самообразованием, создает портфолио достижений и обобщает педагогический опыт на педагогических советах образовательного учреждения.

Вторая ступень:

  • «Профессиональный рост»

  На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.

Педагог владеет педагогической техникой, занимается самообразованием, создает портфолио достижений и обобщает педагогический опыт на педагогических советах образовательного учреждения.

 Третья ступень: «Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач»  (т. е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог). Данная система включает в себя три подступени профессионального роста педагога: ·          готовность к нововведениям  (выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности). ·          педагогическое творчество ·          повышение уровня квалификации

Третья ступень:

  • «Критический анализ различных вариантов

решения педагогических задач»  (т. е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).

Данная система включает в себя три подступени профессионального роста педагога:

·          готовность к нововведениям (выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности).

·          педагогическое творчество

·          повышение уровня квалификации

 Четвертая ступень  – готовность педагога к  созданию авторской  педагогической технологии .  Эта деятельность предполагает:                                        – постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;                            – изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации внеурочных занятий;              – ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

Четвертая ступень  – готовность педагога к  созданию авторской 

педагогической технологии . Эта деятельность предполагает:                                       – постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;                           – изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации внеурочных занятий;             – ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

      Педагог 21 века — это:         -  гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и  физическому совершенству;  - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;  - умеющий организовать рефлексивную деятельность;  - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. 

      Педагог 21 века — это:  

     

-  гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 

- умеющий организовать рефлексивную деятельность; 

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. 

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными являются технологии:   Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология проблемного обучения Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Технология развивающего обучения Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными являются технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии
1 этап:   Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа; 2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); 3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.   4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. Информационно – коммуникационная технология

1 этап:   Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

  4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Информационно – коммуникационная технология

Технология критического мышления - На этапе  вызова  из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.  - На стадии  осмысления  (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. -  Этап  размышления  (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

Технология критического мышления

- На этапе  вызова  из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

- На стадии  осмысления  (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация.

-  Этап  размышления  (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

Функции трех фаз технологии развития критического мышления     Вызов    Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)    Информационная   (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)       Коммуникационная  (бесконфликтный обмен мнениями)  Осмысление содержания      Информационная (получение новой информации по теме)       Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)  Рефлексия    Коммуникационная  (обмен мнениями о новой информации)   Информационная (приобретении нового знания)     Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)   Оценочная  (соотнесе - ние новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

Функции трех фаз технологии развития критического мышления   

Вызов   Мотивационная       (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)  Информационная   (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)     Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) 

Осмысление содержания     Информационная (получение новой информации по теме)     Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) 

Рефлексия   Коммуникационная  (обмен мнениями о новой информации)  Информационная (приобретении нового знания)    Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)  Оценочная  (соотнесе - ние новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

  Основные методические приемы развития критического мышления 1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Приём «Корзина идей» 6.           Приём «СИНКВЕЙН»  7.       Метод контрольных вопросов 8.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 9.       Да - нет 10.      Приём « Взаимоопрос» 11.       Приём «Перепутанные логические цепочки» 12.       Приём « Перекрёстная дискуссия» и др.

  Основные методические приемы развития критического мышления

1.           Прием «Кластер»

2.            Таблица

3.           Мозговой штурм

4.           Интеллектуальная разминка

5.           Приём «Корзина идей»

6.           Приём «СИНКВЕЙН» 

7.       Метод контрольных вопросов

8.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

9.       Да - нет

10.      Приём « Взаимоопрос»

11.       Приём «Перепутанные логические цепочки»

12.       Приём « Перекрёстная дискуссия» и др.

Проектная технология      Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Проектная технология

  

  Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Этапы работы над проектом Этапы Деятельность учащихся  Организационно - Деятельность учителя   подготови- тельный Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.   Поисковый Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. Итоговый Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. Оформление проекта, подготовка к защите. Рефлексия Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта. Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание каждого участника проекта.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся 

Организационно -

Деятельность учителя  

подготови- тельный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

  Поисковый

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Итоговый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Оформление проекта, подготовка к защите.

Рефлексия

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

Технология проблемного обучения     строят гипотезу,     аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты,  рассуждают, доказывают.     намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

Технология проблемного обучения

  •     строят гипотезу,
  •     аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты,

рассуждают, доказывают.

  •     намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
Игровые технологии        активизируется мыслительная деятельность      самопроизвольно запоминаются сведения       стимулируется познавательная деятельность      формируется ассоциативное запоминание      усиливается мотивация к изучению предмета

Игровые технологии

  •       активизируется мыслительная деятельность
  •      самопроизвольно запоминаются сведения
  •       стимулируется познавательная деятельность
  •      формируется ассоциативное запоминание
  •      усиливается мотивация к изучению предмета

Здоровьесберегающие технологии    · соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),  правил техники безопасности; · рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; · четкая организация учебного труда; · строгая дозировка учебной нагрузки; · смена видов деятельности;

Здоровьесберегающие технологии   

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),

правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); · место и длительность применения ТСО; · включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся; · построение урока с учетом работоспособности учащихся; · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; · профилактика стрессов:

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

 Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на и 35-й минутах урока длительностью – 1 минута, состоящие из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). Необходимо производить рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на и 35-й минутах урока длительностью – 1 минута, состоящие из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

Необходимо производить рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

   Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!