СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование орфографических умений и навыков. Комплексный анализ текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование орфографических умений и навыков. Комплексный анализ текста.»

Тема урока: Совершенствование орфографических умений и навыков. Комплексный анализ текста.

Цели:

1. Обучающие:

- совершенствовать навыки комплексного анализа текста (уметь определять стиль и жанр текста, уметь определять способы и средства связи предложений в текстах разных типов речи, уметь выявлять стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные);

- углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;


2.Развивающие:

- развить аналитические и творческие способности учащихся;

- отработать навыки культуры речи;


3.Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств личности;

- повысить интерес к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией, раздаточный материал (текст для комплексного анализа текста)

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

-Здравствуйте ребята, садитесь. Открывайте свои тетради и записывайте число и классная работа.( слайд 1)

Записываем тему урока, из ходя из темы – цели урока.

-Что такое текст?( зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов; группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной)

5. Какие стили текста вы знаете?( разговорный и книжный, последний из которых делится на: научный стиль (учебная литература), публицистический стиль (средства массовой информации, телевидение), а также официально-деловой стиль (различные виды документов) и художественный стиль (художественные произведения). Отличительной чертой художественной стилистики является возможность сочетать в себе все вышеперечисленные стили.)

6. Что такое композиция? (Композиция – это организация и структурная упорядоченность текста, которая отражает расположение, соотношение и взаимосвязь его частей, служащих для наиболее полного воплощения замысла автора.

Все правильно. Ребята, а сейчас я предлагаю тест, даю вам несколько минут на его решение.

1б 2а 3а 4б 5б 6б

Заканчиваем. (Обсуждение)

Давайте вспомним что такое «Комплексный анализ текста» и из чего он состоит (слайд 3)


  1. Стилистический анализ текста;

  2. Композиционно-содержательный анализ;

  3. Типологический анализ;

  4. Языковой анализ.


Сегодня для анализа текста я взяла отрывок из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который вы изучаете сейчас на уроках Литературы.

Прочитайте и перепишите в тетрадь, вставив буквы и расставив знаки препинания, где они необходимы.



КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1) Наконец, он нашел себе занятие. (2) Однаж­ды (,) в его присутствии (,) Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. (3) Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. (4) Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. (5) Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. (6) Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней. (7) Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью. (8) «Да, да, - говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? (9) Им­ператор французов ,Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Проверяем написание и комментируем!)

Шлафрок - В. Л. БоровиковскийЕкатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794



Выполните задания к тексту.

1. Определить основную мысль данного отрывка? О чем в нем говориться?

2. Определите стиль текста и тип речи. (Художественный стиль, повествование)

3. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами. (№ 3,5)

4. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7 (Василий Иванович перевязывал; руки тряслись; он не мог справиться)

5.В выделенных словах обозначьте морфемы.

6.Из предложений 5-6 выпишите производный предлог. (В течение)

Вспоминаем что такое производные предлоги -Производные предлоги образованы от самостоятельный частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

7.Из предложений 3-5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (Насмешки.)

8.Из предложений 1—4 выпишите отглаголь­ное прилагательное. ((Раненую (ногу)

9.Найдите в тексте предложение с обращени­ем. Запишите номер предложения.(8)

10. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Запишите номер предложения. Определите вид придаточного. (№ 7, придаточное определительное.)

11. Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи.

[ ,( которые… ), и ], ( который… ). (Параллельное)

Вспомним виды подчинительной связи: в сложноподчинённом предложении несколько придаточных могут быть связаны последовательным, однородным или параллельным подчинением.



Для выполнения следующего задания предлагаю Вам вспомнить определения некоторых средств худ выразительности.

  1. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слезокеан любви.
     

  2. Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутациясветящиеся глазабурлящие эмоции.
     

  3. Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман. ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая травамокрый асфальтяркое солнце.

  4. Олицетворение – это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожил – заговорили деревьязапел ветер в верхушках елей).

  5. Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.



12Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (№ 3, 5,9)

1) Синекдоха

3) Эпитеты

4) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Гипербола

Домашнее задание: упражнение 86.











































1. Текст — это:

А. Высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;

Б. Высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.

2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:

А. Полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;

Б. Наличии в тексте от двух до пяти абзацев.

3. Членимость — это свойство текста:

А. Делиться на предложения, абзацы, части, главы

4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:

А. Раскрытии авторского замысла;

Б. Последовательности и логичности предложений, составляющих текст.

5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:

А. Наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;

Б. Ключевых словах текста.

6. Микротема — это:

А. Идея, заключённая в первом абзаце

Б. «малая тема», одно из слагаемых темы текста.

Б. Делиться на три части.





1. Текст — это:

А. Высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;

Б. Высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.

2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:

А. Полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;

Б. Наличии в тексте от двух до пяти абзацев.

3. Членимость — это свойство текста:

А. Делиться на предложения, абзацы, части, главы







4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:

А. Раскрытии авторского замысла;

Б. Последовательности и логичности предложений, составляющих текст.

5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:

А. Наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;

Б. Ключевых словах текста.

6. Микротема — это:

А. Идея, заключённая в первом абзаце

Б. «малая тема», одно из слагаемых темы текста.

Б. Делиться на три части.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!