«Совершенствование методов обучения и воспитания».
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
Технологии личностно - ориентированного обучения заключается:
в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации, при изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;
поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.
Результатами использования технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.
Технология развития критического мышления (РКМ)
РКМ - новый подход, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин
В процессе формирования интеллектуальных компонентов творческих способностей обучающихся на уроках использую принципы педагогики сотрудничества: целенаправленности педагогического процесса, развития мотивации к творческой и интеллектуальной деятельности, систематичности, приоритета творческой деятельности учащихся.
Побуждать учащихся осмысливать информацию с точки зрения различных, независимых друг от друга подходов, использовать проблемные ситуации.
Реализуемая цель: развитие критического и творческого мышления, способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)
Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.
Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.
Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)
Использую варианты дифференцированного обучения:
на основе предварительной диагностики характеристик личности;
уровня овладения общеучебными умениями учащихся;
Все задания можно объединить в две группы: первая — учитель дает задание каждому ученику, вторая — ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.
Во время выполнения задания, обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.
Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки)
Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:
гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;
формирование гигиенических навыков обучающихся;
правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);
физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,
упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)
классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;
каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;
участвуем в спортивных праздниках для родителей и детей;
при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;
согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.
Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)
Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.
Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.
Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников, поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители помогают изготавливать декорации и костюмы к праздникам.
Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).
Технология проектной деятельности (создание проектов)
В своей работе широко использую метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности. Комбинация проектной, исследовательской методики, межпредметных связей дает возможность изменить форму и содержание урока, формировать у учащихся исследовательскую и коммуникативную компетенции, навыки работы в группе, использовать различные элементы поисковой и эвристической методик.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривает решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат:
усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Эффективность деятельности отслеживается по росту количества обучающихся, способных к самостоятельной исследовательской деятельности.
Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).
Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся.
Термин «информационные технологии» подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Они призваны помочь учителю в школе:
делать по-новому то, что делали всегда;
делать то, что без компьютера делать очень сложно;
делать то, что не делали раньше.
При использовании ИКТ:
возрастает эффективность самостоятельной работы
повышается мотивация учения;
стимулируется познавательский интерес;
С помощью ИКТ ребёнок учится:
работать с текстом;
создавать графические объекты и базы данных;
использовать электронные таблицы;
осваивать новые способы сбора, обработки информации;
расширяет свой кругозор;
Современные образовательные технологии прочно вошли в мою работу. Но подробнее мне хочется остановиться на информационной технологии. Сегодня мне трудно представить мои уроки без компьютера, компьютерных презентаций, использования интерактивной доски.
Работаю над созданием собственной медиатеки, которую активно и систематически использую в своей работе и постоянно пополняю.
Большое внимание уделяю ИКТ на уроках истории и обществознания, в исследовательской деятельности учащихся.
(исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля).
Использую видеоматериал по темам курса истории и обществознания, применять можно следующим образом: показать видеофрагмент по данной теме, поставить тематические вопросы и предложить ответить на них в виде мини- сочинения или прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекания процесса, попросить объяснить процесс.
Использую презентации. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. Готовые презентации по истории и обществознанию могут быть предложены в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к ГИА.
Результативность применения компьютерных технологий:
Мониторинг результативности применения компьютерных технологий для формирования компетентности показывает стабильную и положительную динамику качества знаний учащихся.
Результаты использования ИКТ-технологий (стартовая и итоговая диагностики):
Стартовая диагностика: успешно владеют компьютером, находят нужную информацию и могут научить товарища -75% Владеют компьютером в ограниченном режиме, не могут найти нужную информацию и не могут научить товарища -25%.
Итоговая диагностика: успешно владеют компьютером, находят нужную информацию и могут научить товарища -90% Владеют компьютером в ограниченном режиме, не могут найти нужную информацию и не могут научить товарища -10%
Мои ученики научились работать с электронными учебниками, создавать эффективные презентации и видеофильмы, находить дополнительный материал в Интернете.
Заключение
Компьютеризация стимулирует пытливость и интерес ребёнка;
способствует динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания;
позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.
“Плюсы” в преподавании истории и обществознания с применением компьютера:
наглядность в представлении учебного материала;
сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;
увеличение количества тренировочных заданий;
достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;
достижение уровневой дифференциации обучения;
учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;
возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;
обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;
диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
«Минусы» много некачественного программного обеспечения, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.