СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование методов обучения и воспитания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методов обучения и воспитания»

Организация учебной деятельности

с использованием современных средств обучения

Условия образовательной деятельности нашей школы многократно улучшились в связи с вводом нового здания. Открытие современного двухэтажного здания школы состоялось 20 августа 2013 года. Кабинеты оснащены современным оборудованием: 3Д кабинетом , портативным компьютерным классом, интерактивными комплексами, системами тестирования-голосования. Все компьютеры подключены к современному серверу. Сегодня особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Усть-Эгитуйская школа имеет собственную модель информатизации, электронно-образовательную среду. В нашей школе 3D-технологии позволяют разнообразить уроки и лекции, делают образовательный процесс эффективным и визуально-объемным. Учебный интерактивный контент состоит из сочетания тестов, 3D-видео, моделирования, виртуальных лабораторий, интерактивных заданий, игр, а также текстов, изображений и гиперссылок. Компьютер в школе уже давно вышел за рамки лишь информатики – теперь при его помощи можно проверять тесты по орфографии, можно конструировать самые смелые проекты!

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. И речь идет в большей степени об использовании информационных технологий (ИКТ) учителем для повышения эффективности преподавания. Использование информационных технологий на уроках не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы.

Таким образом, информационные технологии существенно помогают мне в работе. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

  • Контрольно-оценочная деятельность с использованием современных цифровых способов оценивания (система тестирования-голосования); разработка системы оценивания предметных, метапредметных результатов с выходом на формирующее оценивание.

Система голосования - это интерактивная система обучения, предназначенная для организации тестирования и голосования. Это мобильный комплект, включающий в себя набор пультов для опроса учеников, пульт преподавателя, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере.

Опросная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание.

Система опроса и голосования на уроке выполняет ряд функций, присущих средствам проверки и оценки результатов обучения:

информационная (учетно-контрольная): опросная система позволяет учителю постоянно фиксировать результаты обучения, оценивать успеваемость каждого ученика, а также прослеживать динамику его достижений;

диагностическая (контрольно-корректирующая): опросная система обеспечивает связь «ученик-учитель» и помогает педагогу корректировать методику обучения в соответствии с потребностями класса;

мотивационная (воспитательная): опросная система стимулирует активность учащихся, так как, во-первых, она позволяет в течение урока несколько раз опрашивать каждого ученика, а во-вторых, является оригинальным, привлекательным и современным устройством, которым представителям цифрового поколения пользоваться легко и интересно.

аттестационная: опросная система позволяет охарактеризовать уровень обученности каждого школьника и является удобным инструментом для аттестации учителя;

обучающая: опросная система помогает акцентировать внимание учащихся на главных идеях курса, указать на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся.

Система опроса эффективно используется во время проведения занятий, семинаров. Работая в классе, я использую систему чаще как инструмент для проведения тестирования с целью проверки уровня знаний на любом этапе урока. Процесс ее использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа или вводя его в виде текста), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов.

Что касается подготовки вопросов для теста я пользуюсь программным обеспечением опросной системы. Рассмотрим подробнее основные возможности системы опроса.

Система поддерживает 5 режимов тестирования. Каждый режим имеет свои особенности

Оценка - используется для оценивания понимания учащимися материала курса или для контроля работы в ходе занятий.

Режим «Оценка» предусматривает возможность выставления количественного результата за тестирование в виде оценки или количества баллов. Учитель сам может поставить оценку или может использовать автоматическое выставление оценки.

Отчет по тестированию в режиме «Оценка»

Общая сводка содержит информацию об участниках, количество правильных, неправильных ответов, количество набранных баллов, оценку.

Опрос - используется при проведении работы по заранее подготовленному вопроснику, позволяет узнать соотношение мнений и голосов по какой-либо теме, используется как для сбора информации, так и для проведения обучения в интерактивном режиме.

Голосование - этот режим используется для проведения анкетирования, опроса, голосования учащихся. На голосовании учитель задает вопросы устно, пишет на доске или раздает листочки с вопросами, учащиеся отвечают с помощью пультов. По окончании голосования система генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, а так же ответы всех учеников на все вопросы голосования. Для режима "Голосование" требуется регистрация учащихся в системе.

Индивидуальный тест ЕГЭ –это особый вид теста, при котором:

  • Участникам раздаются печатные варианты теста (у каждого может быть свой вариант)

  • Участники отвечают с пультов

  • Руководитель в реальном времени может просматривать ответы, корректировать участников

Этот режим дает возможность дать каждому ученику индивидуальные задания, в зависимости от успеваемости учащихся, а также избежать «списывания» в процессе тестирования. Система записывает все ответы учащихся и формирует отчеты.

Система позволяет учителю быстро и удобно проверить знания учащихся и разнообразить учебный процесс игровыми элементами, повышая тем самым активность школьников на уроке, их мотивированность, а следовательно, и качество их знаний.

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.

Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 


Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования,

  • в центре внимания то, как ученики приобретают знания,

  • является ключевым профессиональным навыком

система критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

  • критерии известны учащимся заранее;

  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.

Использование инструментов формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальным учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Одним из важных моментов обучения русскому языку как развития коммуникативной компетенции является умение давать и оценивать устные ответы.

В процессе коллективного обсуждения формулируются требования, которые можно оформить в виде карточек; при этом необходимо раскрыть содержание каждого требования, то есть критерия оценивания. Например, при оценивании устного ответа выдвигаются следующие критерии:

  1. Правильность ответа.

  2. Полнота ответа.

  3. Наличие примеров (аргументов).

Следует отметить, что при обсуждении критериев, по которым будут оцениваться устные ответы, учащиеся самостоятельны и достаточно ясно и полно раскрывают их содержание. После обсуждения и коллективного принятия критериев учащиеся знают, как могут оценить свои собственные ответы и ответы своих одноклассников. Таким образом, он может понять, что он знает, чего не знает или недостаточно хорошо знает, и, самое главное, что ему нужно делать дальше, то есть зону своего ближайшего развития. При этом виде работы проводится и самооценка собственных знаний, и взаимооценка, формируется коммуникативное умение учащихся, умения сотрудничать, общаться с другими. Развиваются и личностные качества при оценивании ответа товарищей, как сформулировать свое мнение, чтобы товарищу не было обидно.

Для обеспечения обратной связи на уроках эффективно использовать прием «Незаконченное предложение», подбора пословицы или поговорки. Также эффективными при рефлексии является применение «дерева целей», оценка «приращения» знаний и достижения целей («Я не знал..» - «Теперь я знаю..», прием синквейна. На первоначальном этапе можно предложить ребятам по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня я узнал.. Я научился….

Было интересно… У меня получилось…

Было трудно… Я смог

Я выполнил задания… Я попробую…

Я понял, что… Меня удивило…

Теперь я могу… Урок для меня….

Я почувствовал… Мне захотелось…

Я приобрел…

Предлагая учащимся данный прием, надо учитывать свободный выбор, их эмоциональное и психологическое состояние, качества их характера, но вместе с тем нужно уметь создать такие условия, чтобы ребенку захотелось высказаться.

Прием «Закончи предложение» (Письменное интервью) имеет целью подвести итоги урока, обсудить недостатки, недочеты своей работы и обязательно успешность в достижении целей урока. Здесь важным моментом для детей является проанализировать свою деятельность на уроке, а для учителя – эффективность работы класса, увлекательность выбранных форм и приемов. Систематическая работа над формирующим оцениванием позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, умения и желания самому учиться и ставить последующие цели.

На уроках литературы можно применить такие инструменты формирующего оценивания, как составление тестовых заданий и саммари.

Составление учениками тестовых заданий по изучаемому произведению позволяет выявить уровень самостоятельно изученного материала и стимулировать их дальнейший познавательный интерес. Этот вид работы состоит в том, чтобы составить в письменном виде тестовые вопросы у подобрать к ним ответы, один из которых является правильным. Такая работа развивает у детей умение логически мыслить, формулировать вопросы, формирует речевую компетентность. Следующий инструмент формирующего оценивания – саммари – дает возможность выявить, как учащиеся освоили новый материал. Саммари – это краткий ответ на вопрос. Вопросы могут быть подготовлены самими учащимися. Учитель может эти вопросы включить в саммари. Учащимся необходимо в краткой форме в письменном виде дать ответы на задаваемые учителем вопросы.

Элементы формирующего оценивания позволяют учащемуся знать свои «слабые места» и перспективы, понимать, как оцениваются его знания, быть заинтересованным в дальнейшем обучении..






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!