Совершенствование методов обучения и воспитания
Линник Мария Николаевна
В современном мире, где образование играет ключевую роль в развитии личности, совершенствование и развитие методов и средств обучения и воспитания является одной из приоритетных задач. В данной работе я хочу поделиться своим опытом педагогической деятельности, основанной на улучшении методов и средств обучения и воспитания студентов, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в системе среднего профессионального образования.
Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Совершенствование методов обучения
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Одним из ключевых аспектов моей педагогической деятельности является совершенствование методов обучения. Я активно использую современные образовательные технологии, такие как:
личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов и развивать их творческие способности;
информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют студентам получать доступ к большому количеству информации и развивать навыки работы с компьютером;
интегрированные уроки, которые позволяют студентам лучше понять взаимосвязь между различными предметами и развивать межпредметные связи.
Развитие средств обучения
Для повышения эффективности обучения я также активно использую различные средства обучения, такие как:
учебные электронные ресурсы, которые позволяют студентам получить доступ к большому количеству информации по профессии;
ресурсы сети Интернет, которые позволяют студентам находить информацию по интересующим их темам и развивать навыки работы с информацией;
разработка презентаций к урокам, которые помогают студентам лучше понять и запомнить материал.
Воспитание и развитие личности
Важным аспектом моей педагогической деятельности является воспитание и развитие личности студентов. Для этого я использую следующие методы и средства:
педагогика сотрудничества, которая позволяет студентам чувствовать себя активными участниками образовательного процесса;
семинары, которые помогают студентам развивать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе;
проектное обучение, которое позволяет студентам развивать творческие способности и навыки работы с информацией.
Современные подходы к совершенствованию методов обучения
Одним из современных подходов к совершенствованию методов обучения является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, интересным и эффективным. С помощью различных компьютерных программ и мобильных приложений можно моделировать различные ситуации, проводить виртуальные эксперименты, создавать мультимедийные презентации и многое другое.
Также актуальным подходом к совершенствованию методов обучения считается проектное обучение. Проектное обучение предполагает активное участие обучающихся в решении реальных проблем или задач, что позволяет им развивать свои навыки и умения, а также учиться работать в команде.
Еще одним современным подходом к совершенствованию обучения является проблемно-ориентированное обучение. Данный подход предполагает создание проблемных ситуаций, которые стимулируют обучающихся к активному поиску решений и анализу ситуации.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Игровые технологии;
Проблемное обучение;
Технология коммуникативного обучения.
Игровые технологии
Деловая игра в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия
профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические:
формируют устойчивую мотивацию учения;
формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции. Результат:
Переход от игровой деятельности к учебной
Проектные методы обучения в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые. Результат:
Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
В результате применения всех перечисленных методов и средств обучения и воспитания, я добился значительных успехов в своей педагогической деятельности. Студенты стали более мотивированными, активными и заинтересованными в изучении профессии «Повар, кондитер», что в свою очередь способствует их профессиональному росту и развитию.