СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 8 класс

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 8 класс»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  2. Примерная основная образовательная программа соответствующей ступени обучения;

  3. Авторской программы А.В. Камкина, И. А. Кузьмина «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

  4. Федерального перечня учебников;

  5. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 № 345, с изменениями от 08.05.2019№233 (федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного и среднего общего образования)

  6. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях

  7. Основной образовательной программы МБОУ СОШ №27;

  8. Учебного плана образовательного учреждения;

  9. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

Учебное пособие по социокультурным истокам для 8 класса имеет название «Истоки творчества»

Цель изучения: продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности; воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества; обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.


Задачи изучения:

  1. Дальнейшее обогащение полученных в 5-7-ом классе представлений, образов и понятий, связанных с социокуль­турными истоками;

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным ) пластам образа российского пространства и времени;

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ученика опыта многомерного восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;

  4. Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  5. Развитие единого контекста в группе и формирование активно действующей номинальной группы (это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе принципа синергизма, воспитывающий ответственность за совместно осуществляемый выбор);

  6. Системное освоение учащимися социокультурных ценностей через активные формы обучения для формирования основ здоровьесбережения;

  7. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков через ИКТ-технологии, проектную и музейную деятельность.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Как и ранее в курсе «Истоков», достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширишь социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

Основными видами тренингов в 8 классе являются:

  1. ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия,

  2. активный выбор,

  3. мнемотехника,

  4. ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.


3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве внеурочной деятельности. На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 35 часов.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.


5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.


Введение (2 часа)


«Истоки творчества»
Введение (1 час)

Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.



Творчество: дух и формы (14 часов)

Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение – непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.

Языки творчества. Язык духа. Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский.

Языки разума. Подвижничество учёного. Н. М. Карамзин.

Язык образа. Взгляд художника. В. В. Верещагин.

Язык звуков. Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А. Русланова.

Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие её, регулирующие общение. Молчание.

Мотивы творчества. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати.

Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.

Управление как творчество. Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал. Честь и бесчестье.

Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со – Творец.

Истоки образа (10 часов)


Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трёх миров. Диалог творца и зрителя.

Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи.

Образы мира невидимого. Град – Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки - традиции «прочтения».

ДО-видение как дар художественного видения мира.



Истоки творчества разума (6 часов)

Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация и согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность учёного.

Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.

Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Творчество и Истина.

Активный экзамен (2 часа)


Заключение (1 час)

Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Выпускник научится:

- приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;

- обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

- освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

- уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

- осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием истоков и поведением людей, общественными явлениями;

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела (темы)


Количество часов

Раздел 1. Слово и образ Отечества


11

Раздел 2. Слово и образ малой родины


13

Раздел 3. Слово и образ времени


10

Итоговое обобщение


1

Итого:


35









  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учащихся


  1. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2016).

  2. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2016).

  3. В. Белов «Лад»

  4. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

  5. История русского быта


Литература для учителя


1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2014).

  1. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2014, с.155-245).

  2. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2014, с.145-154).

  3. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998

  4. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2014 год

  5. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997

  6. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

  7. Иконография Богородицы

  8. История русского быта





Ресурсы Интернета:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.



Использование медиаресурсов

  • История русского быта, «Новый диск»

  • DVD и видеофильмы: «Троице-Сергиева лавра», «Соловецкий монастырь», «Земное и небесное»,

  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»

  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»

  • Золотое кольцо России, «Новый диск»

  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»

  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!