СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социодинамика культуры Абрахама Моля. Реферирование по книге автора.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социодинамика культуры Абрахама Моля. Реферирование по книге автора.   Социодинамика культуры Абрахама Моля. Реферирование по книге автора.

Просмотр содержимого документа
«Социодинамика культуры Абрахама Моля. Реферирование по книге автора.»








Реферирование


По книге: «Социодинамика культуры» Абрахама Моля







Выполнил(а): Сердюк Альбина Николаевна
























Москва 2005


Содержание


Введение ……………………………………………………………… стр.5

1. Понятие культуры ……………………………………………………стр.5

2. Кибернетический метод ……………………………………………стр.5

3. Гипотезы и исходные установки ……………………………………стр.6

4. Общий план книги ………………………………………………… стр.6

Глава I

Понятие культуры ……………………………………………………...стр.6

1. Методологические замечания …………………………………… стр.6-7

2. Гуманитарная культура и ее закат ………………………………… стр.7

3. Словарь и культура …………………………………………………стр.7-8

4. Эволюция рамок современного мышления ……………………… стр.8

5.Определение культуры …………………………………………… стр.8-9

6. Построение идей и атомы культуры ……………………………… стр.9

7. Единица измерения культуры …………………………………… стр.9

8. Личная культура и общественная культура ……………………… стр.9-10

9. Переход к динамике культуры …………………………………… стр.10

10. Проблемы операционального подхода к культуре ………………стр.10

11. Измеримые параметры культурных структур ………………… стр.11

12. Измеримые параметры «социокультурной таблицы» ………… стр.11

13. Параметры индивидуальной культуры ....................................... стр.11-12

14. Методы контент - анализа культуры …………………………… стр.12

15. Приобретение знаний и факторы индивидуальной культуры …стр.12

Глава II

Интеллектуальный рынок и культура ………………………………. стр.12

1.Введение ………………………………………………………… стр.12-13

2. Понятие остаточной стоимости …………………………….. стр.13

3. Компоненты стоимости …………………………………………. стр.13

4. Коренное отличие идей от товаров …………………………… стр.13-14

5. Конкретное исследование факторов себестоимости интеллектуальной продукции ………………………………………………………… стр.14

6. Понятие прибавочной стоимости ……………………………… стр.14

7. Материалы творчества …………………………………………… стр.14

8. Индивидуальная культура и творчество ………………………….. стр.15

9. Основные элементы социокультурного цикла …………………. стр.15

10. Интеллектуальная микросреда …………………………………… стр.15-16

11. Мозаичная культура и средства массовой коммуникации …… стр.16

Глава III

Передача культурного сообщения …………………………………… стр.16

1. Теория коммуникации …………………………………………… стр.16-17

2. Физическая природа сообщения …………………………………… стр.17

3. Пример: письменное сообщение ………………………………… стр.17-18

4. Структура знаковых наборов ……………………………………… стр.18

5. Избыточность и восприятие форм ……………………………… стр.19

6. Проблема внимания …………………………………………………. стр.19

7. Внимание и сохранение в памяти музыкального сообщения……стр.20

8. Информационная архитектоника сообщения ………….. стр.20

9. Процессы распространения сообщений в социометрическом поле стр.21

10. Понятие о реляционном потенциале. …………………………. стр.21

11. Искажения сообщений внутри социальной группы стр.22

12. Процессы убеждения …………………………………………… стр.22-23

13. Логичность и сохранение в памяти …………………………… стр.23

14. «Отделка» сообщений ………………………………………….. стр.23

15 .Интегрирующие факторы …………………………………… стр.23-24

16. Глубинные структуры сохранения и искажения в памяти ……… стр.24

17. Элементы модели запоминания ………………………………… стр.24

Глава IV

Циклы распространения культуры ………………………………… стр.24-25

1. Необходимость «теории циклов» культуры ………………………стр.25

2. Общие черты циклов распространения культуры …………… стр.25-26

3. Печатное сообщение ………………………………………………стр.26-27

4. Издание …………………………………………………………… стр.27

5. Научная литература ……………………………………………… стр.27-28

6. Периодические издания и их читатели ……………………… стр.28

7. Технические аспекты проблемы научной документации …… стр.28-29

8. Цикл научной книги ……………………………………. стр.29

9. Научная популяризация или образование для взрослых ……… стр.29

10. Язык как сообщение культуры …………………………………. стр.30

11. Театральное сообщение ………………………………………… стр.30-31

12. Положение и эволюция системы театральной коммуникации ……стр.31

13. Социокультурный контур театра …………………………………стр.31-32

14. Изобразительное искусство (живопись и скульптура)……. стр.32

15. Канал музыки …………………………………………………… стр.32-33

16. Канал радиовещания …………………………………………… стр.33

17. Консерваты культуры и художественное развитие ………… стр.33-34

Глава V

Социодинамическая теория средств массовой коммуникации: частный случай-радио и телевидение ……………………………………… стр.34

1.Взаимодействие между культурой и творчеством ………. стр.34

2. Повторение основных элементов в контурах культуры …… стр.35

3. Канал радио и телевидения ……………………………………… стр.35

4. Демагогическая доктрина ……………………………………… стр.35

5. Догматическая доктрина ………………………………………… стр.36

6. Эклектическая или культуралистская доктрина …………… стр.36-37

7. Социодинамическая доктрина ……………………………………. стр.37

8. Практический аспект социокультурных доктрин ……….. стр.37-38

9. Служба переработки элементов культуры ………………………стр.38

10.Система «размещения» сообщений культуры ……………………стр.38-39

11. Контроль за конечным продуктом ……………………………… стр39

12. Следствия из социодинамической теории культуры ………………стр39

13. Применение теории культуры при выработке политики создания материальной базы культуры …………………………………………стр39-40

Глава VI

Динамика культуры и интеллектуальное общество ………… стр.40

1. К этике культуры? …………………………………………. стр.40

2. Динамическое определение культуры как механизма, порождающего потребности …………………………………………………… стр.41

3. Мозаичная культура и западное мышление …………………… стр.41

4. Повседневность культуры и интеллектуальное творчество ….. стр.41

5. Знание подавляет способность к творчеству ………………….. стр.41

6. На пути к интеллектуальному обществу ………………………… стр.42

Заключение …………………………………………………………… стр.42
























Введение


““Совершенные средства при неясных целях – характерный признак нашего времени”. А.Эйнштейн

[с. 27]


1. Понятие культуры


“Понятие культуры было создано около двух столетий назад философами. Термин «культура» встречается уже в одном немецком словаре, изданном в 1793 году. Однако, до самого последнего времени, социология содействовала обогащению культуры в основном созданием новых «фактов культуры», но не разработкой учения о ней” [с.27]


“Наука имеет дело с измерениями и формами. Ее прогресс основан на непрерывном попеременном выявлении фактов, путем измерений и создания концепций, которые и образуют «формы». Оказывая воздействие на поле явлений, с тем, чтобы вызвать к жизни прегнантные ситуации, исследователь интерпретирует их на абстрактном языке символов, с помощью некоторого словаря универсальных понятий” [с.27]


“Место классических гуманитарных дисциплин в наше время все более занимают так называемые науки о человеке, объектом которых является человек-деятель” [с.27]


Если человечество хочет, чтобы гуманитарные знания способствовали интеграции личности, то в наше время необходима интеграция самих этих знаний с циклом наук о человеке


2. Кибернетический метод


“ “Сначала я нахожу, потом я ищу”

Пикассо”

[с.29]


В данной главе автор раскрывает сущность кибернетического мышления, суть которого в систематическом применении в области социологии культуры «метода аналогий». В данной главе предлагается Блок-схема применения кибернетического метода при изучении индивидуумом модели «социокультурного цикла».





3. Гипотезы и исходные установки



Данный раздел книги предоставляет нам возможность ознакомиться с гипотезами и исходными установками, на которые впоследствии можно будет опереть свое исследование


4. Общий план книги


“Наконец определение социодинамики культуры, в системе, в которой человек является одновременно и субъектом, и объектом, естественно подводит к вопросам философии и культуры, которые мы рассматриваем в рамках философской концепции окружающего мира, разработанной фон Икскюлем (4)” [с.34]


“Эта книга родилась, из краткого доклада «Динамическая философия и гуманитарные науки», подготовленного для Отделения гуманитарных наук Рокфеллеровского фонда” [с.34]



В главе даны общие положения плана произведения Абрахама Моля «Социодинамика культуры»


Глава I

Понятие культуры


В качестве эпиграфа к данной главе автор книги выдвинул следующее определение культуры:


““Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека – в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо”

Ж.П.Сартр

[c.35]

Суть: дано общее понятие культуры, а также основные стороны ее рассмотрения.


1. Методологические замечания


“Какое определение можно было бы дать слову культура?” [с.35]


В данном разделе автор повествует о том, что поиски определения предмета сами по себе являются самостоятельным приемом исследования. Автор разделяет определения на «незамкнутые» и «замкнутые», склоняясь и придерживаясь «незамкнутого», так как в отличие от «замкнутых» оно всегда остается открытым для поправок и дополнений.


2. Гуманитарная культура и ее закат


“ “Слово – это сама жизнь”- говорил Томас Манн” [с.39]


“Термин «гуманитарный» («гуманитарная наука», гуманитарное образование») был создан XVII – XVIII вв. Он использовался, когда речь шла об образованном человеке, обладающем обширными познаниями почти во всех сферах человеческой деятельности, и которому «ничто» человеческое не чуждо»” [c.37]


“Идея гуманитарной культуры сослужила в свое время немалую службу, поскольку, начиная с эпохи Возрождения, гуманитарное образование играло весьма значительную роль в развитии западного мира;” [c.37]



“Это учение, таким образом, предлагало, прежде всего, некоторую иерархию, или упорядочение, наших идей, постулируя существование всеобъемлющих «общих понятий».” [c.37]



“В свете нового, выработанного наукой представления о Вселенной, эта концепция кажется теперь устаревшей”. [c.38]



“Гуманитарная концепция устарела, во всяком случае, в той мере, в какой требуется, чтобы идеал имел корни в действительной жизни: при всем желании и при наличии необходимых материальных средств жить подлинной материальной культурой, сегодня уже никто не может” [c.38]



3. Словарь и культура


“ Экспериментальная психология утверждает, что инструментами культуры, являются в первую очередь слова и лишь потом идеи”. [c.39]


“ Как мы уже говорили, традиционная система образования исходила из представления, что у человека сначала «возникает мысль» и лишь затем он подыскивает слова для ее выражения. Теперь же считают, что мысль и слово не отделимы друг от друга и что процесс умственной деятельности фактически начинается с освоения «пустых» слов через такие средства массовой коммуникации как газеты, книги, радио, через всю эту логосферу, как ее назвал Башляр; затем мало - помалу эти слова обрастают некоторым количеством смысла, который их питает, связывает между собой…” [с.39]


Социодинамика культуры, прежде всего, должна придавать большое значение изучению словаря, так как словарь, является своего рода строительным материалом дискурсивного мышления.


4. Эволюция рамок современного мышления


“ Современный человек, открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок” [с.43]


“Эта культура уже не является в основном продуктом университетского образования, то есть некоторой рациональной организации; она есть итог ежедневно воздействующего на нас непрерывного, обильного и беспорядочного потока случайных сведений. Мы усваиваем ее через средства массовой коммуникации – печать, кино, радио, телевидение, просматривая технические журналы, беседуя с окружающими, - через всю эту захлестывающую нас массу источников, от которых в памяти остаются лишь мимолетные впечатления и осколки знаний и идей” [с.45]



“Резюмируя можно сказать, что в наше время знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации.” [с.45]



В данной главе говорится о том, что человек больше узнает не в процессе и не после процесса образования, а на собственном жизненном опыте.


5. Определение культуры


“С прагматической точки зрения, культуру, можно рассматривать, прежде всего, как интеллектуальное «оснащение», которым располагает каждый отдельный человек в тот или иной момент, а так - же и как структуру знаний, которыми он обладает как член некоторой социальной группы”. [c.46]


“ Культура не тождественна мышлению, которое в отличие от нее представляет собой активный процесс, но мышление порождается культурой и питается ею, по - разному, комбинируя элементы знаний, хранящиеся в памяти каждого его представителя”. [c.46]


“ Термин культура, таким образом, имеет два противоположных значения - индивидуальное и коллективное. Каждая группа, которую можно выделить внутри человеческого общества, имеет свою «культуру» в прагматическом смысле”. [c.47]



6. Построение идей и атомы культуры


“Сила культуры в существенной степени зависит от вероятности ассоциаций. Она определяется как объемом, так, и плотностью «экрана знаний», на который человек проецирует свои ощущения при формировании восприятий. Культура связана с «атомами мысли», например с опорными словами мышления, двояким образом: через объем словаря и продуктивность его элементов.”[c. 48]


Суть главы, которую хотел донести автор, до читателя заключается в том, что культура в полном смысле этого слова, определяется объемом и плотностью. Т.е. числом потенциальных ассоциаций между ее элементами. Последние - же в итоге могут быть выявлены с помощью определенных тестов. Автор так же говорит о том, что существуют культуры обширные и глубокие, они же характеризуют творческое воображение


7. Единица измерения культуры


“Хотя творческую личность нередко характеризует богатая эрудиция – Аристотель, Леонардо да Винчи и Лейбниц обладали весьма обширными для своего времени знаниями,- все же обширная культура в нашем определении отнюдь не предполагает интенсивную творческую работу мысли его носителя…” [c.51]


Культура невозможна без минимума знаний, которые могут быть заложены в сознании человека, но все же обратное вовсе не обязательно. Человек может быть не слишком эрудирован, так как он может не знать каких то понятий, но в общем он будет всесторонне развит.


8. Личная культура и общественная культура


“ Культура социосистем сравнительно доступнее для исследования, поскольку память общества, воплощена, прежде всего, в письменности или материализована в виде непрерывной во времени и пространстве совокупности сообщений, изучение которой и составляет предмет данной книги”. [c.52]


В данной главе, автор рассматривает личную и общественную культуры, он их сравнивает, показывая преимущества и недостатки в данном случае для исследования.


9. Переход к динамике культуры


“ Наконец, в ряде случаев нам потребуется проводить различие между культурой живой и культурой освоенной; последняя материлизованна коллективной памятью общества, воплощенной в библиотеках, документах, музеях, и других статичных свидетельствах эпохи, первая же - это слой усваемого изустно, слой, который представляет собой неопределенную, неоформленную, но находящуюся в непрерывном развитии динамическую массу” [c. 53]


“ Личность человека, таким образом, представляет собой «сумму» событий его биографии и фактов культуры.” [c. 56]



Из постоянного запаса сообщений, различные СМИ как бы формируют моментальную «социокультурную таблицу», под воздействие которой попадает человек и которая в процессе восприятия им же деформируется. А в итоге эта картина вписывается в сознание и человека и отлагается в его памяти в виде остатка.


10. Проблемы операционального подхода к культуре.


“Единственным действительно доступным наблюдению объектом, является «память мира». Мы имеем в виду совокупное содержание всех материальных следов всевозможных сообщений, производимых обществом, то есть постоянную «кристаллизацию» того, что Башляр называет логосферой. Только эти материальные следы сообщений являются доступными для изучения, а в дальнейшем для вероятностно – статистического анализа” [c.58]


“Таково определение логосферы по Башляру. Совокупность всех средств массовой коммуникации в каждый данный момент, в конкретную эпоху и в данном месте создает поток сообщений, доступный наблюдению и поддающийся тем самым объективному исследованию. Она являет собой «социокультурную таблицу», анализ содержания которой, получивший название «тематического», выявляет ее статистическую структуру” [c.58]


Суть: на основе сообщений, которые создает человек, и которые распространяются с помощью СМК, составляется «социокультурная таблица».




11. Измеримые параметры культурных структур


“Поскольку термин «измерение» означает использование определенной метрики, то есть некоторый способ восприятия изучаемого объекта разумом наблюдателя, то изучение измеримых параметров, которые следует избрать для характеристики какой – либо системы явлений, - это современная форма изучения структур” [c.61]


“Всякая классификация знаний должна быть многомерной, т.е. должна осуществляться в пространстве многих измерений” [c.61]


“ С теоретической точки зрения здесь гораздо лучше применить такие методы, как процедура замыкания Тейлора, которая заключается в оценке избыточности сообщения” [c.62]


“ Совокупность очерченных измеримых параметров имеет логический и рациональный аспект. Параметры эти носят порой весьма отвлеченный характер и по самому своему определению далеки от непосредственного восприятия. Они суть конструкции ума и составляют лишь одну из сторон эпистемологии, или теории познания. В то же время они связаны с весьма практическими задачами, например с проблемами классификации книг, в библиотеках и предметов, собранных в других «сокровищницах» культуры, то есть с проблемами обеспечения доступа индивидуального ума к знаниям общества в целом. [c.65]



12. Измеримые параметры «социокультурной таблицы»


“Социокультурная таблица» – это единая система, являющаяся результатом функционирования средств массовой коммуникации” [c.66]


Акцент ставится на том, что любой из представленных элементов культуры, должен быть расположен в соответствии с некоторым числом измерений, определяющих структуру их совокупности.


13. Параметры индивидуальной культуры


“Любой элемент сообщения, воспринимается субъектом в зависимости от того «места», которое отводится данному элементу по отношению к определенному числу значимых параметров новости” [c.70]



“…лингвисты указывали, что именно остаточная часть вариантности представляет интерес в выяснении картины индивидуальной культуры” [c.71]



Речь идет о таких параметрах как величина, степень абстрактности, которая характеризует тот или иной - высокий или низкий уровень доступности сообщения для различных членов социальной группы.


14. Методы контент - анализа культуры


“Сообщение воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания” [c.76]


В данной главе показывается как с помощью метода контент - анализа можно выявить индивидуальную культуру


15. Приобретение знаний и факторы индивидуальной культуры


“Любой элемент сообщения, поступающий к индивидууму из внешнего мира, проходит в его психике несколько последовательных этапов синтеза….” [c.79]


Пока есть творцы, которые находятся в постоянном процессе своего творчества, можно говорить о социодинамике культуры


Глава II

Интеллектуальный рынок и культура


1. Введение


“…знаки стали трактоваться по аналогии с товарами, обладающими стоимостью” [c.86]

“Понятие «денежной стоимости» устанавливает или, по крайней мере, открывает возможность установления некоторых количественных соответствий между миром знаков и миром вещей” [c.87]



“ В рамках диалектики абстрактного и конкретного, материального и нематериального современная техника коммуникации играет важную роль – сближает идеи, формы, элементы культуры с миром вещей и наделяет их свойствами вещей. Вот почему оказывается возможным применить понятие стоимости, которая и сама есть разновидность знаков, к элементам культуры, к идеям и формам - вначале к их материальной стороне, а затем постепенно и к их абстрактному содержанию” [c.87]



«Формулы теории информации, в сущности, основаны на понятии стоимости сообщений, которая для любого сообщения определяется независимо от его содержания или значения.

(Дельпеш) [c.89]


Знаки приобретают материальную сторону, а товар начинает иметь «продажную стоимость».




2. Понятие остаточной стоимости


“Какова бы не была себестоимость идеи, стоит последней лишь попасть в круговорот массовой коммуникации, как она получает некоторую стоимость, которая не тождественна ее себестоимости. В дальнейшем эта стоимость постепенно уменьшается, по мере того, как идея теряет свою оригинальность, получая все большее распространение защет техники массового копирования. Стоимость идеи при этом стремиться к некоторому нижнему пределу, который мы назовем остаточной стоимостью” [c.90]

“Стоимость доступа тоже регулируется определенными нормами и принципами, и в общем виде ее можно охарактеризовать двумя величинами: легкостью доступа и временем доступа” [c.94]



3. Компоненты стоимости


“ Остаточная стоимость идеи, попавшей в круговорот размножения, начинает асимптотически приближаться к цене ее материального носителя” [c.94]


“…..если человек имеет реальную возможность быть не дилетантом, а профессиональным создателем идей - изобретателем писателем, художником, то его идеи должны рассматриваться как вещи, как товары” [c.95]


4. Коренное отличие идей от товаров


“Таким образом, здесь имеет место, то, что Анри Лефевр называет кумулятивным процессом. Это наблюдение, лежащее в основе общей теории функционирования мира знаков, справедливо для всех областей интеллектуального производства” [c.96]


Основные мысли в этой главе сводятся к двум понятиям – себестоимость и ценность самой идеи. В ходе рассуждения, автор приходит к выводу, что ценность идеи, с одной стороны определяется своей оригинальностью, а с другой - оценкой общества. В итоге автор приходит к выводу, что ценность идеи не зависит от ее себестоимости.


5. Конкретное исследование факторов себестоимости интеллектуальной продукции


“…для здравого смысла единственным эталоном здесь служит степень сходства новых идей со старыми, т.е. как раз мера того, насколько эти идеи не новы (Уайтхед)(30).” [c.104]


Оценка истинности идеи не сопоставима с оценкой ее оригинальности, они практически независимы, но иногда бывают исключения.


6. Понятие прибавочной стоимости


Автор какой либо книги к примеру, в отличии от человека, который, что либо скажет, имеет преимущество, т.к. идея на бумаге навсегда останется не тронутой, а то, что скажет человек, может впоследствии интерпретироваться по разному, разными людьми. Смысл будет искажен.


7. Материалы творчества


“ Любой вид интеллектуального творчества предполагает использование каких то заранее имеющихся данных, или предметов культуры. Самым привычным примером таких предметов, являются книги и другие публикации, в которых в общепринятой форме воплощены мысли других людей” [c.105]


“Произведения как фигуративного, так и не фигуративного искусства создаются во взаимодействии со средой, которые их авторы воспринимают при посредстве своего рода строительных материалов культуры, будь то фонд музея, картинная галерея…” [c.106]


Человек в процессе своей деятельности использует те идеи, которые он получил ранее в процессе своего развития, а для того, чтобы воплотить эти идеи в жизнь он пользуется средствами массовой коммуникации.






8. Индивидуальная культура и творчество


Творческая способность есть особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания, так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения некоторых операций в поле явлений”

А.Моль

[c.108]


“ Человек строит свою индивидуальную культуру на основе всей «социокультурной таблицы», хранимой в памяти общества” [c.108]



В главе говорится о творческом деятеле, который разработав идею, пускает ее в общество с помощью распространения. Здесь немаловажную роль играют средства массовой коммуникации. Если этот процесс не происходит, то человека, который разработал идею, уже нельзя будет назвать творцом.




9. Основные элементы социокультурного цикла


“Понятие цикла является основным, для динамики культуры, в том ее понимании, которое было изложено в первой главе. В дальнейшем мы будем пользоваться этим понятием как опорным, поскольку оно обладает высокой степенью общности” [с.110]


Каждая идея, прежде чем соприкоснуться с социальной средой, должна пройти определенные этапы.


10. Интеллектуальная микросреда


“ На данном этапе рассматриваемого цикла все множество таких новинок подчиняется более или менее строгим социологическим закономерностям. Практически эти новинки циркулируют внутри некоторой социальной группы, которую можно выделить по ряду объективных признаков. Такая группа всегда составляет ничтожно малую часть общества, измеряемую тысячными долями от общей численности населения, но она тем не менее является «социальным классом» в социологическом смысле этого термина” [с.113]



“ Здесь нас интересует, однако, не только и не столько определение и описание особенностей этой социальной группы – которые кстати сказать, довольно иллюзорны, - сколько используемые ее членами средства коммуникации, а так же те преобразования, которым они подвергают новые идеи.” [с.114]



11. Мозаичная культура и средства массовой коммуникации


“ Современный человек вырабатывает свою культуру не путем целенаправленной деятельности по дальнейшему развитию основ знаний, приобретенных им за годы образования, а под воздействием непрерывного потока отдельных элементов культуры, которые постоянно накапливаются в общем процессе культурной деятельности. Такое накопление не есть результат целенаправленных усилий по приобретению систематических знаний – это не соответствует самой сущности жизни в наш технический век; оно происходит вследствие постоянного притока из внешней среды самой разнообразной информации” [с.119]



Глава III

Передача культурного сообщения


“В данной главе мы попытаемся уточнить общие закономерности процессов потребления продуктов культуры обществом и механизм образования случайной выборки из этих продуктов в сознании отдельного человека, то есть рассмотрим, каким образом формируется «оснащение» его ума, его индивидуальная культура, которая служит источником строительного материала для его духовной деятельности” [с.126]


1. Теория коммуникации


“Любопытно, что какими бы ни были специфические особенности различных способов передачи сообщений, все они подчиняются определенным общим законам. Совокупность этих законов и составляет теорию коммуникации, которая изучает то общее, что имеется во всех актах коммуникации, независимо от конкретной природы используемых знаков”

[с.127]


“Таким образом, как отправитель, так и получатель имеют более или менее совпадающие наборы знаков. Коммуникация опирается прежде всего именно на общую часть этих перечней, хотя совпадение их никогда не бывает абсолютно точным. Тем самым, по определению, восприятия получателя должны хотя бы частично совпадать с восприятиями отправителя в момент передачи сообщения” [с.127]



“Распространение информации отличается от межиндивидуальной коммуникации тем, что оно имеет одностороннюю направленность: отправитель что то говорит, а получатель только осуществляет прием сообщения ,но как правило не отвечает на него” [с.130]


2. Физическая природа сообщения


“….теория информации могла возникнуть лишь после того, как сообщения получили не меньшую материальность, чем любой другой потребительский товар. Переломным моментом в данном случае явилась материализация звуковых сообщений – появление средств звукозаписи, показавших возможность овеществления предметов духовного мира и в тоже время отделения «знака» от «значения».” [c.131]


“Таким образом, для того, чтобы сообщение можно было подвергнуть количественной оценке, необходимо, что бы оно имело материальный аспект со своими физическими параметрами, такими как величина знаков, их количество на страницу печатного текста и.т. д.” [c.131]


“Информацией в строгом смысле слова называют количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении. По сути, это количество есть мера того нового, что данное сообщение вносит в среду окружающую получателя. Таким образом, эта непредсказуемость зависит от оригинальности данного конкретного множества знаков. В то же время, очевидно, что можно составить много различных сочетаний знаков, обладающих одинаковой степенью оригинальности, но разных по содержанию. Информация и есть мера этой степени оригинальности” [c.132]


3. Пример: письменное сообщение


“По определению Маккея {38}, «информацией» можно назвать все то, что поступая извне, вносит какое то изменение в среду, окружающую получателя сообщения, или все то новое, что есть в сообщении, то чего нет в составе этой среды”. [c.133]


“ Степень влияния, которое оказывает на содержащуюся в сообщении информацию ограничивающие условия внешней среды, характеризуется величиной, называемой избыточностью” [c.134]


“Таким образом, возникает диалектическое отношение между двумя парадоксальными крайностями: между абсолютно тривиальным, но зато вполне понятным сообщением, с одной стороны, которое полностью постижимо, даже если оно состоит из очень большой последовательности знаков, так как все эти знаки заранее известны или познаваемы, и с другой стороны, сообщением совершенно оригинальным обладающим максимальной плотностью информации, наибольшим богатством возможностей, но зато и абсолютно непонятным получателю” [c.135]


“Все реальные сообщения, как те, которыми обмениваются отдельные люди, так и те, которые передаются по каналам массовой коммуникации, расположены в той или иной промежуточной точке между двумя названными полярными крайностями. Любое из них до какой то степени оригинально, до какой то степени предсказуемо и, таким образом понятно и информативно в одно и то же время” [c.135]


“Информация есть мера новизны получаемого нами сообщения. Но это лишь некоторая мера сообщения, а не само сообщение, и поэтому ни в коем случае нельзя смешивать предмет (сообщение) с его мерой (информацией)” [c.135]


‘Таким образом, код-это все то, что накладывает какие то ограничения на произвольный выбор символов, все правила, создающие в сознании получателя большую или меньшую возможность предсказывать сообщение, все, что служит упорядочению множества знаков и делает сообщения более понятными” [c.136]



4. Структура знаковых наборов


“Одно из основных правил организации сообщения, то есть кода, который определяет эту организацию,- это правило построения самого набора знаков” [c.137]



“Итак, знаки используемого набора употребляются в языковых сообщениях с неодинаковой вероятностью” [c.140]



“Стало быть, величина оригинальности зависит прежде всего от длинны сообщения -роман в триста страниц содержит больше информации (больше непредсказуемого), чем одна страница этого романа. Предположение, что во всем романе ее в триста раз больше, чем на одной странице, представляется правдоподобным, но лишь в самом грубом приближении, поскольку фактически оригинальность зависит от большей или меньшей вероятности слов в тексте романа, что и выражается количеством информации” [c.140]




5. Избыточность и восприятие форм


“Избыточность является мерой одной из основных характеристик сообщения – его понятности” [c.143].


“ Таким образом, избыточность можно интерпретировать как меру формы, то есть как величину, противоположную информации” [c.143]


“ Можно сказать, что фактически избыточность сообщения является мерой прегнантности этих форм. На этой основе можно построить экспериментальную оценку понятности сообщения, выраженной через его избыточность” [c.145]


“Сообщение становится тем непонятнее, чем оно ближе к той предельной точке, в которой средний получатель уже не в состоянии реконструировать первоначальные формы. процент выброшенных слов, взвешенный таким образом, чтобы устранить влияние темы сообщения, может служить количественной оценкой понятности сообщения” [c.145]


“ Флеш говорит исключительно о таких специфически языковых формах, как длинна слов и длинна фраз.” [c.145]


6. Проблема внимания


“Следует отметить, что как показатель замыкания (Close Index) Тейлора, так и показатель читабельности (воспринимаемости на слух) основаны на структуралистической концепции теории информации, которая исходит из того, что рассматриваемое явление всегда можно изложить несколькими разными способами, один из которых является наилучшим, представив это явление как мозайку простых элементов, или структурных атомов - букв, фонем, слов или фраз” [c.146]


“Способность к получению и восприятию сообщений у человека, освоившегося с окружающим его миром, зависит от множества факторов, пока что практически не поддающихся исследованию. Обычно все эти факторы объединяют под общим термином «внимание». Мы можем теперь дополнить нашу упрощенную схему процесса коммуникации, предположив, что получатель отделен от внешнего мира своеобразным клапаном, который раскрывается или закрывается в соответствии с определенными статистическими закономерностями, доступными изучению, даже если мы и не понимаем механизмов, и процессов лежащих в их основе.

Факторы внимания и невнимания играют очень важную роль в механизмах функционирования средств массовой коммуникации, как на индивидуальном, так и на социальном уровне” [c.147]


7. Внимание и сохранение в памяти музыкального сообщения


“…..попытаемся выявить закономерности, определяющие процесс приема музыкальных сообщений массой радиослушателей, и определить какие то соотношения между физическими характеристиками этих сообщений, допускающими количественные оценки, и реакциями радиослушателей, которые до недавнего времени считались сугубо субъективными и индивидуальными” [c.148]


“Глубокое изучение структур и композиции классических и современных музыкальных произведений с точки зрения средних и мгновенных плотностей эстетической и семантической информации может служить основой для предсказания статистических закономерностей реакции той или иной популяции радиослушателей, для которых задана кривая ,характеризующая их способности восприятия” [c.157]




8. Информационная архитектоника сообщения


“Таким образом, при каждом стандартном соединении знаков нижележащего уровня по определенным кодовым правилам формируются элементы, которые благодаря действию интегригующих механизмов воспринимаются как простые, причем этот процесс затем повторяется и на следующих уровнях” [c.158]


‘Иными словами, оригинальность сообщения обязательно должна быть растворена, «разбавлена» достаточным количеством знаков, выделимых за период формирования восприятия” [c.158]


“При низкой избыточности, оригинальность становится настолько высокой, что мозг получателя «отступает» от данного уровня и переходит к уровням более доступным для него. И наоборот, если избыточность намного превосходит требуемую норму (информации поступает очень мало) у получателя пропадает интерес к такому чересчур тривиальному сообщению, и он старается перейти к другому, более «интересному» уровню” [c.158]

“Ценность сообщения определятся в частности, величиной разрыва между способностью данного получателя к усвоению поступающей информации и фактической величиной Н, характеризующей данное художественное произведение ,а тем самым и его автора (отправителя сообщения)” [c.158]




9. Процессы распространения сообщений в социометрическом поле.


“С социометрической точки зрения процесс приема сообщений культуры, посылаемых через каналы средств массовой коммуникации, обладает двумя противоположными аспектами. С одной стороны, можно рассматривать получение сообщений отдельным индивидуумом, своего рода отшельником культуры, в одиночестве слушающим радио, читающим книгу или газету. С другой стороны, можно анализировать процесс приема сообщений индивидуумом, который целиком погружен в так называемое социальное поле, т.е. анализировать некоторый коллективный процесс” [c.163]


“Понятие социального поля стало значительно более ясным благодаря социометрическим концепциям, разработанным Морено. Последние основаны на структуралистской теории социального поля, напоминающей теорию химических структур. Эта «социальная химия»рассматривает индивидуумов, как расположенные в социальном поле атомы, которые могут образовывать связи друг с другом” [c.164]


“С увеличением численности рассматриваемой социальной группы, когда ее члены уже не знакомы друг с другом лично, значение эмоциональных отношений падает, но зато возрастает роль функциональных и иерархических отношений” [c.167]


“Если данный индивидуум принимает значительно больше сообщений, чем посылает сам, то он является потребителем средств коммуникации, что …” [c.171]


10. Понятие о реляционном потенциале.


“Любой тип отношений между индивидуумами требует от них каких-то затрат времени. Как говорил Боссюэ, «время - губительная основа нашего существования». Поскольку время не является неограниченным, его можно рассмотреть как некий «реляционный канал» того или иного «социального атома» и на этой основе провести «политэкономический анализ коммуникаций” [c.171]



“Таким образом, оказывается, что с точки зрения коммуникаций общество можно разделить на реляционные слои, или классы, по аналогии с экономическими классами традиционной социологии”(47) [c.172]




11. Искажения сообщений внутри социальной группы


“Культуремы представляют собой скорее латентные смысловые единицы, чем конкретные сообщения, и поэтому, каждый получатель, перед тем, как повторить сообщение, может подвергнуть их в своем сознании тем или иным трансформациям в соответствии с его личными структурами мышления” [c.175]


“Важными характеристиками процесса пассивной передачи сообщений являются следующие две величины: продолжительность периода передачи сообщения на данное «социометрическое расстояние» и количество ошибок, содержащихся в подобном сообщении после передачи” [c.176]


“Наука исследующая процессы передачи сообщений по сетям социометрических структур, во многом пересекается с дифференциальной психологией, поскольку фактически она изучает влияние ,оказываемое явлениями, происходящими на уровне отдельной личности, на социальные явления более крупного масштаба. В этом и состоит основная трудность такого исследования. Справиться с проблемой подобной сложности можно, только применив метод построения моделей, аналогичных физическим.” [c.180]



12. Процессы убеждения


“Важной характеристикой семантического аспекта процесса коммуникации ,развертывающегося между двумя индивидуумами, является особый психологический параметр- убедительность, представляющая собой как бы прегнантность воспринимаемых форм с точки зрения их возможного влияния на речь или деятельность получателя сообщения” [c.181]


“Таким образом, культура как кумулятивная система сообщений, хранимых в памяти на том или ином уровне, в данном случае на уровне идей, зависит от убедительности передаваемых сообщений. С этой точки зрения можно выделить четыре степени воздействия сообщения на получателя и соответственно усвоения им сообщения”[c.181]


“Отправитель сообщения, как правило, стремиться не только передать, но и «внедрить» свое сообщение, то есть заставить получателя видоизменить структуры своего сознания в соответствии с данным сообщением” [c.182]


“Толпу убеждают не доводами, а эмоциями” [c.182]


“…независимо от ложности или истинности доводов, человеку всегда кажется более убедительным то, что он хорошо запомнил, даже если это запоминание произошло в результате механического процесса заучивания” [c.182]


13. Логичность и сохранение в памяти


“По отношению к разуму, можно, следовательно, так перефразировать известный тезис Канта: « Выражайся так, чтобы законы твоего выражения могли стать универсальными правилами всякого человеческого мышления” [c.185]



“Философы гуманисты легко представляли себе «эти длинные цепи простых и понятных аргументов….», позволяющих выстраивать из точек поля семантем целые линии убеждения, обязывающие рассудок принимать конечный пункт цепи рассуждений, коль скоро он согласился с ее исходным пунктом.

Однако для того, чтобы следить за такой цепью аргументации требуется время. Если же у получателя сообщения его нет, то сама идея цепи аргументов обеспечивается, а убеждение с помощью логических доводов в значительной степени лишается своей силы” [c.186]




14. «Отделка» сообщений


“ Процесс отделки или литературной обработки, сообщения заключается в том, что исходный сырой текст, обладающий обычно каким то небольшим минимумом читабельности, превращают в текст, характеризующийся некоторой постоянной читабельностью, необходимой для данной категории читателей (в соответствии с данными табл.1-5.)

а) Словарь………

б) Форма фразы…….

в) Факторы содержания……

г) Логика содержания…….” [c.191-193]


15. Интегрирующие факторы


“Под общим именем интегрирующих факторов можно объединить все те дополнительные элементы, которые повышают избыточность текста и тем самым его правдоподобие. Эти элементы распадаются на две категории: элементы собственно семантического характера и элементы, не имеющие непосредственного отношения к содержанию текста, но оказывающие определенное влияние на его восприятие” [c.194]



“Среди семантических интегрирующих факторов, следует, прежде всего, назвать ключевые слова, которые представляют собой элементы ассоциаций и особенно богатым набором признаков (рис.III-25)” [c.195]



“Другим важным интегрирующим фактором является то, что Флеш назвал «интересом к человеку” [c.195]



“Наконец существуют и другие семантические интегрирующие факторы, такие, например, как практические применения, связь с повседневной жизнью, прогнозы на будущее и.т.д.” [c.196]



“К числу этих факторов относятся элементы, прибавляемые к тексту для повышения его предсказуемости. Эти факторы удобно классифицировать в зависимости, например, от степени «интереса к человеку» (измеряемой по стобальной шкале) или от величины «автокорреляции»” [c.196]



16. Глубинные структуры сохранения и искажения в памяти


“Огромная работа проделанная глубинной психологией, и прежде всего психоанализом, вскрыла в процессах забывания ,которые первоначально рассматривались теорией информации механически, как чисто случайное явление, наличие общих тенденций к избирательному забыванию, то есть цензуры, вносящей существенные поправки в изучаемый кибернетический процесс процесс накопления сообщений в памяти. С этой точки зрения необходимо прежде всего провести различие между нейтральными сообщениями и сообщениями, эмоционально окрашенными” [c.198]



“Итак, в процессе овладения культурой, механизмы глубинной психологии оказывают влияние на механизм памяти” [c.200]


17. Элементы модели запоминания


“В заключение общего описания каналов массовой коммуникации рассмотрим упрощенную модель сохранения в памяти смысловой единицы сообщения (культуремы), представляющей собой объект систематической массовой пропаганды, осуществляемой через большое число наложенных друг на друга каналов, взаимно усиливающих свой эффект” [c.200]



“Cуществует какое то количество простых случаев, в которых процессы усвоения и сохранения информации в памяти социальной группы действительно подчиняются четким закономерностям, поскольку речь идет о единицах сообщений, не имеющих эмоциональной окраски” [c.201]

“ Описанная модель может иметь много применений” [c.204]


“Она показывает, что каналы массового распространения информации, грубо говоря, распадаются на две категории : каналы, оказывающие длительное и устойчивое воздействие на некоторую ограниченную микросреду (технические журналы, социометрическая сеть личных контактов и.т.д.), и каналы, воздействующие на всю социальную массу при очень большой быстроте забывания. Совокупные воздействия каждой из этих двух категорий на «социокультурную таблицу» более или менее сопоставимы. Описанной моделью можно воспользоваться так же при экспериментальном исследовании рекламной политики” [c.204]



Глава IV

Циклы распространения культуры


Эпиграф: “Человек не признает хаоса внутри себя”

Адорно

[c.208]



1. Необходимость «теории циклов» культуры


“В данной главе мы поставили перед собой задачу рассмотреть природу и форму циклов коммуникации культуры, о наличии которых мы уже говорили; эти циклы различаются каждый раз в зависимости от характера канала культуры, то есть от физической природы посылаемых сообщений” [c.208]



2. Общие черты циклов распространения культуры


В циклах распространения культуры можно выделить три главных элемента.

1. Распространение произведения, будь то рукопись поэта, исследование по электрохимии или скульптура Певзнера, всегда предполагает несколько этапов (по меньшей мере их два):

Первый из них - это отношения автора с так называемой «группой распространения……..

На другом этапе включаются средства массового распространения ,то есть используется принцип копирования, а следовательно размножения произведения.»

2.Все системы на каждом этапе распространения, как бы «замкнуты на себя»

3. Обратное воздействие ,каков бы ни был его характер, всегда разнообразно: так общественное мнение воздействует на художественную политику картинной галереи……»

«…..все эти каналы обратного воздействия ,называемые в теории циклических движений линиями обратной связи, с того момента как их удается определить, всегда характеризуются двумя основными количественными величинами.

Первая-это значимость их действия, то есть «вес»……..

Вторая, более или менее независимая величина-это время, необходимое для проявления данной обратной реакции…….»


3. Печатное сообщение


“Издательское дело представляет собой средство культуры, основывающееся на типографской печати, то есть исключительно на копировании. В противоположность живописи его влияние на массы строится на количественном принципе;” [c.213]


“ Действительно, сообщения существуют лишь в напечатанном виде, а издавать и распространять их как раз и является задачей издательств. Известно, что в настоящее время, роль издателя возрастает, тогда, как роль печатника падает. Раньше издатель, был, прежде всего, печатником, сегодня же он хранитель и распространитель культуры, и его роль возрастает вместе с ростом числа его функций” [c.214]


“Разрыв между культурой «универсальной», претендующей на всеобщую доступность, и культурой научной, непрерывно рос начиная с конца XVIII века и достиг своего высшего уровня в период между 1920-1940 годами. Он был закреплен системой образования, и лишь в последнее время наука силой проникла в повседневный мир и мир детей благодаря новому механизму – научной популяризации, или образованию для взрослых, - окончательные черты которого в частности его отношения с общей культурой, еще не определились.

Канал распространения сообщения (мысли), например, в издательском деле с технической точки зрения предполагает следующие процессы (этапы):

создание автором идеи (мысли).

оформление идеи автором

стандартизация, которая в настоящее время выполняется с помощью пишущей машинки, что приводит к утрате понятия «рукопись» в прежнем значении этого слова;

передача в какую либо из систем распространения (издательство, газета и.т.д.) авторского текста.

производство копий, иначе говоря, тиражирование мысли.

распространение в собственном смысле слова

процесс усвоения” [c.214]


4. Издание


“Следовательно, слабее всего связь между издательствами и авторами, и именно в этой области можно ожидать в недалеком будущем самых больших изменений” [c.216]


“Наконец намечается тенденция к разделению функций творца идей и создателя рукописей, - лиц, которые практически являются новым явлением в микросреде созидателей” [c.217]


“Напротив, число копий или тиражей изданий высокого интеллектуального уровня должно значительно сократиться в виду важности, которую приобретают библиотеки, системы аналитического реферирования, фотографирования и.т.п. с одной стороны, и возрастающей неспособности людей использовать продукты письменной цивилизации, поскольку человечество захлестывает печатная информация, - с другой” [c.218]


“В данном случае, термин «публикация» будет означать скорее актуализацию продукта творческого труда” [c.221]


5. Научная литература


“Будучи на практике литературой, которая лучше других уберегает себя от случайных читателей (и создает при этом настоящую объективную дисперсию слоев потребителей в строгом соответствии с их коэффициентом интеллектуальности и их предшествующей культурой), она должна иметь в своем активе и то, что ныне наряду с «событиями» является единственным всеобъявляемым источником оригинальности культурной информации, то есть содержать новый материал для мысли.” [c.223]



“Поэтому мы будем определять науку, как всякую непрерывно развивающуюся и поддающуюся формулированию систему культуры” [c.223]



“Условимся, что под словом «наука» мы будем понимать как египтологию, историографию, труды по технологии кулинарных изделий, так и философские произведения или работы по математике и промышленной химии” [c.224]



“Наука наших дней – эта страшная конструкция из трактатов и курсов - представляет собой совокупность письменных отпечатков знаний; это осмысленное и вместе с тем наиболее прозаичное творение человека, ведь это прежде всего печатный текст, бумага заполненная типографскими знаками.” [c.224]



“Поэтому изучение каналов научной литературы является, в конечном счете, изучением обращения науки в обществе” [c.225].



6. Периодические издания и их читатели


“Различные категории специальностей имеют чрезвычайно многообразные аудитории, охватывающие от нескольких десятков до нескольких десятков миллионов людей во всем мире” [c.225]


“Действительно, начиная с того момента, когда коммуникация ограничивается автором и единственным читателем, способным понять его труд, возникает законный вопрос, а есть ли вообще смысл в издании таких трудов и не проще ли было бы автору написать письмо своему корреспонденту?” [c.225]


“…..научное издание, прежде чем выполнить коммуникативную роль, выступает как свидетельство” [c.226]



7. Технические аспекты проблемы научной документации


“Для всех языков-носителей культуры – средняя годовая продажа книги обычно составляет 500 экземпляров. Известно, что большая часть читателей книг прочитывает за год не менее 4-5 книг. Число людей, относящихся к этой категории, колеблется от 60 до 100 миллионов, что составляет лишь 3-5 % всего населения земного шара” [c.232]



“ Книги распространяются через специализированные книжные магазины с более широким охватом тематики, чем в тех магазинах, где продаются специальные журналы. Книгу анализируют и комментируют не только эти журналы, но так же множество различных изданий, специализирующихся на подобном анализе и комментариях” [c.233]



8. Цикл научной книги


“Помимо путей распространения, можно отметить существование различных каналов обратной связи, передающих воздействия на автора, например со стороны консультантов издателя. Последние, почти не затрагивают вопросы формы и стиля, считая их относительно маловажными по сравнению со смысловым содержанием.

После выпуска книги в свет в действие вступает ряд каналов обратного воздействия” [c.234]


‘Таким образом, анализ цикла распространения книги или научной статьи, которые, как предполагается, составляют основу современной культуры, обнаруживает многочисленные парадоксы” [c.237]



9. Научная популяризация или образование для взрослых


“Речь идет о научной популяризации, которая все больше и больше напоминает некую огромную систему образования для взрослых, с одной стороны, перекрывающую традиционное образование, а с другой стороны, продолжающую его (вплоть до охвата людей все более пожилого возраста, поскольку прежние представления о мире, в котором они живут, оказываются недостаточными).” [c.238]


“Научная популяризация - это продукт мозаичной культуры….” [c.239]


“Отдельный человек теряется в дебрях мозаичной культуры, и даже если он достигнет некоторых высот этой культуры, он все равно не в состоянии соединить их в единую гармоничную систему с помощью средств массовой коммуникации, как это пыталась сделать прежняя «гуманитарная культура” [c.241]


“Именно это и предлагает ему образование для взрослых. Постепенное введение программированного обучения, которое методически разлагает любое знание на элементы, облегчая его усвоение, открывает новую перспективу в этом непрерывном процессе образования людей.

Иными словами в культурном развитии личности участвует ее разум……” [c.241]



10. Язык как сообщение культуры


“Язык сам по себе - продукт культуры. Он является не только каналом большого числа сообщений культуры, но по своей структуре и по своему словарю представляет собой определенный тип сообщений, адресуемых обществом индивидууму и, наоборот, направляемых индивидуумом обществу” [c.243]



“Для данного периода культуры и для данного языка, словарь выступает как закрытая система: слово может входить или не входить в словарь. Здесь возможны различные варианты. Слово может быть создано человеком, который по каким-то причинам рассматривается как квалифицированный творец слов (к этой касте относятся писатели, философы, ученые), в силу чего его творчество принимается и вводится в обращение в одной из данных культурных сред.” [c.245]



“В каждом языке существуют определенные органы, которые ставят перед собой задачу формулировать и, следовательно, кристаллизовать словарный запас в данный момент времени. Они либо идут по «непрерывному пути», каким является например, лингвистическая хроника в некоторых газетах и журналах, либо своей деятельностью создают «квант изменения языка». (В этом заключается смысл работы редакционных советов больших словарей - словаря Лассуэла, словаря Французской академии,- работающих над изменением состава и редакции содержащихся в них статей при переизданиях.)” [c.247]



“В риторике очень плохо определены сами формы продуктов культуры. Они соответствуют практически инстинктивным способам употребления: приемам риторики, основанным на сравнении, накоплении фактов, повторениях, неоднократных намеках, на парадоксах,- все это всего - навсего отдельные случаи о которых мы лишь упоминаем” [c.249]



11. Театральное сообщение


“И тем не менее, как говорил Валерии, «мы понимаем лишь благодаря движению наших слов». Приближением к познанию этого движения слов языка театра могло бы служить выявление наборов элементарных ситуаций и в дальнейшем создание сценическо-ситуационной типологии” [c.250]


“Следовательно, здесь тесно связаны социологический, психологический, технический, архитектурный аспекты, в результате чего возникает диалектическая связь между местом действия и самим действием” [c.251]



12. Положение и эволюция системы театральной коммуникации


“Мы являемся свидетелями самого настоящего распада лирического театра, и залы, которые были построены для него, будут, пожалуй, пустовать, пока им не найдут иного применения” [c.252]


“Этот театр – интимный. Зритель устанавливает общность с актером и проецирует себя на одного из героев, являющегося частью его «Я». Зритель, таким образом, должен полностью «войти» в действие” [c.253]



Театр претерпел сильные изменения. Современный театр теряет все те ценности, в культурном плане, которыми обладал театр XIX века.


13.Социокультурный контур театра


“ Театральное действие осуществляется с помощью людей и средств массовой коммуникации.

На сцене видна цепь, ведущая от «творческой части» контура (авторы, поставщики, актеры) к залу; в последнем выборка из социальной массы, составляющей «родственную группу», обновляется каждый вечер. Обратная связь осуществляется по трем разным каналам. Прежде всего - по прямому, непосредственному, «спонтанному», по выражению Морено, каналу; это молчаливая или шумная реакция зала на игру актеров. Каждый вечер группа актеров тестирует какую то выборку населения на восприимчивость определенного типа сообщений. Этот канал обратной связи обладает очень сильным воздействием: через него осуществляется немедленное влияние на группу творцов;” [c.255]


“…автор включен в определенную социальную систему, обеспечивающую ему, коль скоро речь идет об идеях, некоторую независимость. В общем, он может высказать любую мысль – при одном условии: эта мысль должна иметь успех в эстетическом плане; важно не то, что говорят, а насколько хорошо это сказано.

Следовательно, семантическая оригинальность, или культурная ценность, сообщения определяется отнюдь не реакцией публики (на которую почти исключительно влияет форма сообщения), а массой факторов, под влиянием которых на уровне микросреды эволюционирует сам автор, - факторов политического, экономического и эмоционального характера, действующих с весьма значительным основанием и в своем действии не делающих различия между автором театральным и автором литературным.” [c.255]



14. Изобразительное искусство (живопись и скульптура)


“«Понятие «оригинала» продолжает сохранять свой смысл по отношению к «копии» и будет сохранять его до тех пор, пока увеличение числа экземпляров произведения искусства посредством репродуцирования не достигает достаточного совершенства.

Таким образом, живопись и скульптура – это, прежде всего, вещи, о которых говорят, а именно, как таковые, они пропитывают культурную жизнь, а вовсе не своими оригиналами, существующими для общества лишь как священные дива” [c.262]



“ Распространения произведений изобразительного искусства ограничено контурами творчества и купли-продажи в узком кругу. В дальнейшем это распространение - вплоть до такого уровня, когда оно достигает масс, - осуществляется разными путями. Главную роль в этом художественном процессе играют художественные галереи. Контур культуры, создаваемый функционированием художественных галерей, представлен на рис.” [c.263]



“ В конечном счете именно картинной галерее поскольку она занимается отбором произведений и обеспечивает их распространение, принадлежит ведущая роль в определении того значения, которое приобретет творчество того или иного художника в социальной среде.” [c.266]



“В книготорговых учреждениях специализированных издательств можно увидеть много копий в натуральную величину, которые так сказать, «выдаются за оригиналы». Эти копии служат как бы социальным завершением творчества художника. [c.267]



15. Канал музыки


“Минимальная культура, игра на инструменте, наличие свободного времени -вот это определяет первый этап эволюции музыки, характеризующейся спонтанностью, отсутствием музыкальных «произведений» в нашем понимании и партитуры для кристаллизации.” [c.268]


“Второй этап явился результатом появления музыкальных инструментов и музыкальной нотации” [c.269]


“ Третий этап характеризуется развитием процессов копирования и вмешательством средств массовой коммуникации” [c.269]


“Музыкальное произведение не является для композитора, в отличие от научного труда ученого – экспериментатора, результатом его работы в лаборатории. Композитор подобно писателю или математику, живет, чтобы творить.

«Рукопись» музыкального произведения в форме магнитофонной записи по истечении некоторого срока - от нескольких месяцев до нескольких лет - может быть предоставлена другим случайным средствам распространения в микросреде;” [c.275]




А.Моль поэтапно расписывает эволюцию распада игры, из которой по его словам и возникла сама музыка.


16. Канал радиовещания


“В данном случае нас интересует реакция публики на предложенные ей сообщения. Изложенные выше замечания, касающиеся музыкальных передач, могут быть применены mutatis mutandis и ко всем остальным программам” [c.283]




“Опрос проводится посредством испытанных научных методов, и, несомненно, дает его организаторам самое объективное представление о радиослушателях: «кто и что действительно слушает” [c.285]



17. Консерваты культуры и художественное развитие


“ Материальный мир и человеческое окружение непрерывно посылают индивидууму сообщения не только в пространстве, но и во времени. Тем самым возникает возможность создания своего рода «консерватов коммуникации»; такие «консерваты» чаще всего используются различными системами массовой коммуникации, поскольку это связано с применением сложных технических средств, а так же, хотя и гораздо реже, в индивидуальном употреблении. Существенную долю консерватов коммуникации составляют «консерваты культуры». Явление расширяющегося вторжения в повседневную жизнь человека таких консерватов мы и хотели бы здесь подчеркнуть” [c.286]



“Таким образом, «в привелигированной сфере», которая может находиться в какой – нибудь далекой, заброшенной деревушке, индивидуум будет располагать не только, библиотекой и дискотекой, но и картинами, фильмотекой, фонотекой – словом, полным набором нужной документации, целиком определяемым его частными интересами или же в какой то мере связанной с его профессиональными потребностями” [c.295]



“Так на основе свободного выбора, используя консерваты культуры, человек сможет персонализировать свою индивидуальную культуру, придав ей более личный характер” [c.295]



Глава V

Социодинамическая теория средств массовой коммуникации: частный случай-радио и телевидение


Мы - служители Авроры”

Эрнст Блох”

[с. 297]


1. Взаимодействие между культурой и творчеством


“Основное понятие – понятие о цикле взаимодействия между создателем и потребителем культуры - указывает на сходство сообщения культуры с товаром, являющимся предметом политической экономии” [с. 297]



“В этой главе на конкретном примере радио и телевидения, являющихся мощными усилителями сообщений, будут развиты принципы теории динамики культуры как способа воздействия на органы, участвующие в цикле эволюции культуры, в общих чертах описанном в главе II, а затем более подробно рассмотренном в главе IV.” [с.298]






2. Повторение основных элементов в контурах культуры


“Роль творческой личности заключается в том, чтобы, черпая и выделяя из окружающего мира банальные элементы и придавая им новую форму, соединять их в оригинальную мозайку, которая затем через каналы средств массовой коммуникации будет включаться в совокупную культуру общества и становиться основой для последующих процессов творчества. Такова схема, получившая название цикла (контура) культуры” [с.299]



“Иными словами, в современном мире реальное значение знаний никогда не является обязательным критерием для их отбора средствами массовой коммуникации” [с.301]



3. Канал радио и телевидения


“ В наши дни основная проблема заключается в другом: как узнать, что следует передавать. Это проблема отношений между программой и радиослушателями, в конечном счете, это проблема культуры. Она состоит в том, чтобы понять, как должна быть организована вся система «радиопроизводства». Иными словами это проблема теории радио и телевидения” [с.303]



4. Демагогическая доктрина


“Первая интерпритация роли радио оказалась связанной с понятием рекламного поля (Малецке). С этой точки зрения радио представляет собой систему, назначение которой – формировать у индивидуума экономические мотивации, подкрепленные чувством удовольствия. Оно-средство заполнения «мертвых пространств» длительности. Механизм частного радиовещания в капиталистических странах должен поддерживать постоянное равновесие между «коэффициентом привлекательности» программы и рекламными сообщениями, создаваемыми «инженерами чувств», специалистами по воздействию на эмоции” [с.304]


“Следовательно, критерием того, что мы называем «демагогической доктриной», является наибольшее удовлетворение наибольшего числа слушателей. Именно эта доктрина принимается каждый раз, когда радио рассматривают как простой технический придаток рекламного поля, такой же, как например рекламны листовки или афиши” [с.304]



5. Догматическая доктрина.


“Второй доктриной, с которой мы сталкиваемся при изучении программы радиовещания, является так называемая догматическая доктрина” [с.307]



“Радиовещание служит политической партии, религиозному течению, государству, которые хотят переделать мир в соответствии с определенной идеологией.

В действительности же эта система в определенном смысле лишь важнейший частный случай предыдущей системы. Шкала ценностей установлена здесь так же априорно, хотя она и не определяется экономическими критериями” [с.304]


“ Один из крайних методов, к которому может прибегнуть пропагандистское радиовещание, сводится к методу замены рекламных лозунгов догматичеcкими” [с.308]



“Действительный механизм действия догматических доктрин, в той мере, в какой они эффективны, основан на искривлении пространства «социокультурной таблицы», если воспользоваться терминологией геометрии,- он представляет собой нечто среднее между «цензурой» в политическом смысле слова и «цензурой» в психоаналитическом смысле, то есть сочетание статистического подавления одних элементов при усилении других” [с.308]




6. Экликтическая или культуралистская доктрина


“Использование главного принципа обращения культуры – воздействия через микросреду и средства массовой коммуникации - лежит в основе третьей культурной доктрины, которую можно назвать эклектической, или культуралистской. Основным понятием этой доктрины является понятие системы знаний, гуманитарной культуры в широком смысле слова. Эта доктрина использует рассмотренную нами в главе I универсальную «социокультурную таблицу», материальным воплощением которой является то, что мы назвали «памятью мира” [с.311]


“Мы сталкиваемся здесь в статистической форме с часто упоминаемым идеалом культуры как «объективной информации»,- культуры, которая ,с одной стороны, служила бы непрерывному образованию для взрослых, а с другой- позволяла бы в любой момент знать, какое движение идей и знаний происходит в мир, и раскрывала бы значение каждой из этих идей в процессе становления культуры в целом.” [с.312]



7. Социодинамическая доктрина


“Цель социодинамики культуры - выработать принципы воздействия на культуру, на ее эволюцию. При этом, поскольку культура непрерывно изменяется, приобретает в каждую эпоху новое содержание, социодинамика должна быть направлена не на содержательную сторону культуры - идею Бога, идею Родины или идею Холодильника,- а на саму эволюцию. Подход этот должен соответствовать двум возможным установкам индивидуума по отношению к эволюции: «прогрессивной»- когда индивидуум желает чтобы эволюция ускорила свой ход, и «консервативной» - когда индивидуум хотел бы замедления эволюции” [с.320]


“Существование «перекрестков» в циклах распространения культуры, то есть критических точек, через которые проходят сообщения, позволяет очень небольшому числу людей, а именно творческим личностям и «заправилам» средств массовой коммуникации, занимающим стратегические позиции в культурном цикле, оказывать на последний определяющее воздействие” [с.322]



8. Практический аспект социокультурных доктрин


“Доктрины предполагают, следовательно, существование некоторого числа инструментов, орудий культурной политики, связанных со средствами массовой коммуникации, и каждая из этих доктрин использует данные орудия по - своему. Среди орудий культурной политики надо упомянуть социокультурные службы, службу по переработке сообщений, средства контроля за «конечной продукцией культуры” [с.323]


“Все социокультурные доктрины основываются на сопоставлении того, что дают каналы коммуникации, с тем набором элементов культуры, который составляет скрытый интеллектуальный багаж в той форме, в какой он сконцентрирован в «памяти мира»” [с.325]


“…..запросы, которые различные люди и юридические лица адресуют тем или иным подобным учреждениям, имеют целью получить доступ к явлению культуры, к чему-то такому, что постоянно сохраняется обществом, то есть к знанию в собственном смысле” [с.326]



“Методы контент-анализа начинают находить применение во многих организациях, ведущих психологические исследования. Часто это делается в научных целях - чтобы лучше познать общество; иногда же цели таких работ носят чисто практический характер: из них извлекают рекомендации для действий в обществе; так бывает, например, при изучении мотиваций” [с.326]


“На уровне самих знаний в интересующем нас плане, следует отметить работу документалистов, сосредоточенных в крупных институтах «памяти культуры” [с.327]



9. Служба переработки элементов культуры


“Кардинальной проблемой, которую мы уже ставили выше, является необходимость «отделки» некоторых культурем, или какого то сообщения, чтобы сделать его доступным для восприятия любой заранее определенной категории людей” [с.329]



“Лазарсфельд говорил, что современная культура нуждается в «третьем человеке», задача которого в том, чтобы перебросить мост между интеллектуальным творчеством, становящимся все более абстрактным, и потребностью в знаниях, пробужденной появлением досуга, или, осознанием необходимости дальнейшего образования” [с.330]



“Судя по последним работам Франка, пользуясь теорией информации, можно научно поставить задачу обработки культурного материала” [с.330]



10. Система «размещения» сообщений культуры


“Речь идет о размещении системы в окружении субъекта – получателя.” [с.331]



“Кто слушает, что, в какой момент, и с какой степенью внимания - таково то главное, на что опирается служба «размещения» сообщения. Задача этой службы - определять, в каком месте пространственно-временного окружения человека включается посланное по радио, телевидению или напечатанное на бумаге сообщение в сферу его восприятия. Ведь именно эта сфера восприятия, так сказать, отсеивает элементы сообщений и создает то, что мы назвали оснащением ума” [с.332]



“Линия поведения многих программ, состоящая в увеличении числа каналов и претендующая на удовлетворение различных вкусов публики, в действительности является политикой, ориентирующейся на запросы «культурного класса»,отражением образа жизни которого она в значительной мере и является. В наиболее развитых в этом отношении странах существуют четыре различных канала программ, для каждого из которых следовало бы составить подобную трехмерную сетку.” [с.334]



11. Контроль за конечным продуктом


«Каждое из сообщений, подготовленных для распространения, должно как-то отражаться в линии обратной связи. Такой линией, может быть систематический контроль за читабельностью, или воспринимаемостью на слух, проверка числа ключевых слов или ключевых идей, определение (на основе теории информации) соотношения между эстетической и семантической сторонами сообщения;” [с.335]


“ «Фабрика эмоций, хотят этого или не хотят, утверждается во всех системах культур, и всякая попытка помешать этому будет вероятно бесплодной. Разумнее было бы исследовать этот процесс для того, чтобы овладеть им и использовать в целях развития культуры, которая остается единственным трансцендентным элементом в судьбе человека XX века” [с.336]


12. Следствия из социодинамической теории культуры


“В этой главе мы сконцентрировали наше внимание на таком особом канале средств массовой коммуникации, как радио и телевидение. Он действительно служит прекрасным примером, так как возник совсем недавно и, не унаследовав никаких традиций, может развиваться в силу одной только внутренней необходимости” [с.336]


“ Однако главным в теории в социодинамике культуры, является та связь между средой и творцом, которая делает этот процесс развития культуры кумулятивным. Любой человек, всегда находится в какой - то мере в контакте, с культурой той социальной среды, в которой он живет.” [с.337]


13. Применение теории культуры при выработке политики создания материальной базы культуры


“В свете вышеизложенных соображений задачу культурной политики можно сформулировать следующим образом: общество располагает некоторым количеством средств (главным образом, денежных); каким образом оно может наиболее эффективно использовать эти средства для обеспечения общего культурного подъема всего населения?” [с.338]



“…..первейшим критерием культурного подъема, является требование, чтобы члены данной социальной группы не стремились искать где то в другом месте источник его культурного развития, а имели его у себя.” [с.338]



Глава VI

Динамика культуры и интеллектуальное общество


Сам процесс развития науки постепенно сужает понятие знаний”

Валерии

[c. 347]


1. К этике культуры?


“Понятие культуры является, в сущности, современным понятием. Развиваясь на протяжении всего прошлого столетия, это понятие приобрело свое подлинное значение лишь после того, как средства массовой коммуникации сделали культуру главной характерной чертой и двигателем современного общества” [c. 347]


“….можно сказать, что индивидуальная культура, «оснащение» ума отдельного человека, так же как и социальная культура, хранимая в библиотеках, появляется лишь после того, как в обществе число получаемых сообщений начинает значительно превышать число посылаемых сообщений, что происходит за счет действия механизмов социального усиления с помощью средств размножения и распространения информации” [c. 347]


“Одной из важных этических проблем, поставленных массовой культурой, является проблема влияния знаний, полученных без усилий, на создание новых элементов культуры” [c. 348]


“….наряду со специализацией по областям знаний происходит всевозрастающая дифференциация интеллектуальной деятельности, т.е. появляется некоторое увеличивающееся по своей абсолютной величине, но сокращающееся по отношению ко всему населению число людей, специализирующихся на создании новых идей, что фактически означает возникновение нового общества творческой интеллигенции.” [c. 348]


2. Динамическое определение культуры как механизма, порождающего потребности


“Культура выступает теперь не только как искусственная среда или интеллектуальный мир (Umwelt), не только как сложный комплекс большого числа культурем и их ассоциаций (статиcтическое определение), но в первую очередь как сила, действующая в социальном поле. Культура предстает перед нами не только и не столько как ориентационный экран, используемый индивидуумом для «оформления» своих восприятий, сколько как совокупный результат всей его деятельности, отражающей на себе влияние всех факторов эволюции. Она же определяет и возможности воздействия индивидуума на общество через цикл культуры” [c.348]



3. Мозаичная культура и западное мышление


“По сути дела, мозаичную культуру создал в основном именно Запад. Эта культура-результат победы цивилизации, основанной на материальном изобилии и на развитии средств массовой коммуникации” [c.350]


“Существуют различные теории относительно зарождения и развития культуры” [c.350]


4. Повседневность культуры и интеллектуальное творчество


“Неподвижность китайской культуры на протяжении тысячелетий контрастирует с конструктивными революциями Запада, с «нагромождением» знаний, которое является почти синонимом культуры в Европе XX века” [c. 354]


“ Тем не менее, эти элементы культуры связаны воедино, и было бы ошибкой произвольно их расчленять, к чему мы склонны по своей умственной лени” [c. 356]


5. Знание подавляет способность к творчеству


“Современные знания воскрешают былое социологическое значение секретов в силу необходимости во всем пользоваться помощью специалиста” [c. 356]


“ Отныне культура состоит не в том, чтобы знать, а в том, чтобы знать, кто должен знать” [c. 357]



6. На пути к интеллектуальному обществу


“Возникает важный вопрос: будем ли мы свидетелями появления в обществе такого социального слоя, который, осознав себя в противопоставлении другим слоям, был бы способен превратиться в класс в марксистском понимании этого термина?” [c. 358]


“ Ж. Жироду говорил: «Нужно опасаться, что в один прекрасный день, сохранение народной мудрости станет делом лишь одной олигархической касты…” [c. 358]


“ Исследование, тема которого была подсказана автору Эдгаром Мореном, показало, что мы живем в условиях культуры, состоящей из ряда взаимно непроницаемых слоев. С одной стороны, это то, что Морен назвал «культурой китча». Эта культура связана со средствами массовой коммуникации, и составляет главный предмет данной работы”

[c. 360]


“ «Как изменить сознание человека?» Увязать эти три области «технологии» в рамках этики будущего мира – такова задача, которая будет стоять перед философами” [c. 363]

Заключение


В заключении, Абрахам Моль - автор данной книги, изложил еще раз, кратко, все те главные моменты, которые освещались в данном издании.



Была прореферирована книга Абрахама Моля

«Социодинамика культуры» (379 стр.)

42




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!