СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект «Волшебный мир народной куклы»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект «Волшебный мир народной куклы»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново Смоленской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/____________/

ФИО

Протокол №_____


От «___»________2020___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №____»

________/____________/

ФИО


От «___»________2020___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ №___»

________/____________/

ФИО

Приказ №_____


От «___»________2020___г.







Социальный проект





Тема: «Волшебный мир народной куклы»







Участники проекта: ученицы 6 класса

Руководитель учитель технологии

Гулева Н.М.











2020

Содержание

1. Информационная карта проекта…………………………………………….3

2. Актуальность…………………………………………………………………4

3. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме…….5

4. Реализация проекта……………………………………………………….….6

5. Первоначальные идеи…………………………………………………….….7

6. Выбор лучшей идеи………………………………………………………..…8

7. Исследование ……………………………………………...................……...9

8 Инструменты и материалы………………………………...……………......10

9. Ход работы………………………………………………………………......11

10. Результат……………………………………………………………….……12































Информационная карта проекта

1

Наименование проекта

Волшебный мир кукол

2

Организатор проекта

МБОУ «СОШ№6» г.Сафоново


3

Участники

Ученицы 6 класса

4

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Возрождение исконно русских традиций через совместное творчество дошкольников и старших учащихся. Ученицы 8 класса могут применить на практике полученные знания, умения и навыки на уроках технологии. Работы сделаны с учетом возраста детей.

5

Цели и задачи проекта

Цель:- приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения тряпичной куклы.

Задачи:

  • привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;

  • учить детей изготавливать кукол своими руками

  • совершенствовать технологические навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук;

  • воспитывать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе.

6

Краткая аннотация содержания проекта

Маленькие дети познают мир через игру. Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь дошкольникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

7

Сроки выполнения проекта

ноябрь- май



Актуальность

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние школьники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы

Мы решили помочь младшим школьникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Учащиеся 6 класса могут применить полученные знания на уроках технологии и изготовить традиционные русские куклы. У учащихся формируются не только трудовые навыки, но и укрепляются семейные ценности, забота о младшем поколении.















Сбор и анализ информации

по избранной проблеме

Детство – это когда рядом мама и папа, бабушки и дедушки и, конечно, сказочный друг – игрушка. Именно ей мы доверяли все свои сокровенные мечты и тайны, делились с ней новыми впечатлениями, совершали вместе увлекательные путешествия, и даже придумывали шалости. Каждый хранит в памяти детства образ любимой игрушки: куклы, у которой стерто лицо, старого мишки с оторванной лапой, самолетик с перебитым крылом, деревянной лошадки с облетевшей краской, машинки без колеса.

Особое место в доме занимают куклы, которые дороги как память о детстве, о людях их подаривших, или о каком-то особом событии. Куклы развлекают, поучают, воспитывают. Для ребенка кукла – это еще и друг, с которым можно поговорить, поделиться радостями и бедами, доверить ей секреты. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)

Тряпичная кукла – сколько нежности, добра, теплоты и даже гордости за людей они несут. Наша русская куколка, не холодна стеклянными глазами, она не гладка, как пластмасса и не пуста внутри. Взглянув на неё можно почувствовать и прочесть всю душевную, тонкую красоту загадочного русского человека. Тряпичная куколка приятна теплотой ткани, общаясь с ней, дети и взрослые оживляют её своим воображением. Через тряпичную куколку из поколения в поколение передавалась духовная сила и национальное богатство, мудрость и красота, талант и культура народа и, что самое поразительное, делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем нравоучения и беседы о патриотизме.

Тряпичная куколка обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования. В основу того, что называется традиционная русская кукла, легли воззрения славян на природу и её явления. С куклой связаны обряды, сопровождавшиеся пением, пляской, заклинаниями, театрализованным действием. Кукла послужила и продолжает служить живительным источником познания, вдохновения и самореализации.

Таким образом, куколка воплощает собой модель, в которой личность отдельного человека, семьи и «личность народа» представлена единым целом. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них не писал, у каждого получится своя «лоскутная история».













Реализация проекта

Сроки

Виды работ

Контроль результата

ноябрь

Обдумать и проанализировать возникшую проблему.

Собраться рабочей группой для обсуждения и анализа

ноябрь

Выработка идей по созданию кукол для кукольного театра.

Выбрали идею. Разработали эскиз.


ноябрь

Подбор материалов. Проработка конструкций кукол.

Определились с материалами: подобрали по цвету, фактуре, рисунку. Проработали конструкции кукол.

декабрь

Закупка запланированных материалов

Закупили материалы

декабрь-январь

Изготовить конструкции кукол.

Выполнение работы успешно

декабрь-январь

Оформить кукольные конструкции: раскроить детали одежды, их обработать.

Изделия изготовлены

февраль

Участие в школьной и выставке технического творчества.

Успешно участвовали в выставке.

март-май

Провести спектакли по русским народным сказкам в начальной школе.


Успешно провели спектакли.

























Исследования

Ткани

Для детей нет ничего лучше, чем работа с натуральными хлопчатобумажными и льняными тканями. Это гигиеничный материал, приятный на ощупь, обладает согревающим эффектом. Натуральные ткани не скользят, хорошо держат форму, с ними легко работается. Работа с такими материалами успокаивает, снимает внутреннее напряжение, расслабляет.

Материал (ткани, нитки), из которых непосредственно создавалась куколка, много значил. Материал должен был быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано не только с экономией – их делали вручную, а это трудоемкий и продолжительный процесс. Данный выбор основывался на представлении, что материал, сделанный собственными руками и «проживший» в доме, в семье, не станет источником негативных влияний и даже наоборот защитит, закроет ребенка от опасности. В зависимости от того, какие именно старые вещи использовались для конструирования куклы: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи – уточнялась ее будущая роль.

Что может дать детям изготовление куклы и игра с ней?

Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребенок из уст взрослого узнает историю своего народа, своей страны; возможно, работа над изготовлением куклы и последующая игра с ней станет для ребенка ключом к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и песням.

Кукла, изготовленная своими руками, поднимет самооценку ребенка, напомнит ему, что русский человек – это мастер, умеющий сделать своими руками все необходимое для жизни, в любой ситуации способный обеспечить свою семью самым необходимым; работа по одеванию и украшению куклы станет первым шагом на пути вашего ребенка в увлекательный мир рукоделия, фантазии.

Работа по изготовлению кукол дает детям первые представления о разумной экономии, раскрывает истинную ценность вещей, научит беречь вещи, сделанные руками человека, независимо от их рыночной стоимости.

Кукла, сделанная своими руками, вызывает у детей чувство любви и привязанности, требует бережного отношения: ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому – то из членов семьи или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к близким людям.

Работа по изготовлению куклы учит деятельному общению, поскольку без посторонней помощи куклу сделать сложно.

Изготовление тряпичных кукол связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Работа по изготовлению кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

Оборудование, инструменты и материалы

Традиционные тряпичные куклы простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления. Нам понадобятся: ножницы, нитки, иголка, тесьма, атласные ленты, х/б и льняные лоскуточки тканей в мелкий рисунок и однотонные, шерстяные нити, мочало.

Ожидаемый результат

Мы увлеклись традиционной народной куклой после того, как сами попробовали сделать куклу. Куклы - это целый мир, мир, в котором мы живём каждый день. Они - отражение нашей жизни: повседневной, бытовой, праздничной. Через куклу мы можем сказать о том, что у нас на душе, что мы хотим для себя, для своих друзей и родных. Куклы - это и наши увлечения, и новые знания и умения, к куклам тянутся руки, с ними хочется поговорить. Через народную тряпичную куклу мы надеемся понять ту среду, в которой они жили - праздники, обряды, обычаи русского народа. А чтобы понять, надо изучить, исследовать, попробовать пройти тот путь, где, возможно, мы сможем вспомнить и встретить настоящего себя.

Куклы - проводники в настоящий и одновременно волшебный мир, мир нашей души, где возможна встреча с собой.

Мы уверены, что у нас все получится. Наши работы получат частичку нашего тепла. Конечно, это ответственное дело изготавливать кукол не для себя, а в подарок. Но мы будем стараться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!