СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект , естественно-научной направленности "Гмо пища будущего?"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект , естественно-научной направленности "Гмо пища будущего?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное чреждение

«Основная общеобразовательная школа № 19»









Тема проекта:

ГМО – пища будущего?

Тип проекта: Социальный











Автор:

Поспелова Виктория Вадимовна

Обучающийся 7 класса

Наставник проекта:

Лакман Татьяна Николаевна

Учитель химии и физики





Содержание

Введение………………………………………………………………

I. Основная часть

1.1. Что такое ГМО? ……………………………………………...

1.2. История создания ……………………………………………...

2. Сравнение вреда и пользы ГМО

2.1 ГМО – риск для здоровья: минусы

2.2 ГМО – пища будущего: плюсы

3. Данные социологического опроса

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………



































Аннотация наставника

Проект «ГМО – пища будущего?» актуальна в наше время, так как генетически модифицированные организмы являются практически неотъемлемой частью нашей жизни, играют важную роль для сельского хозяйства и продовольствия, они содержатся в продуктах питания, и в любых других живых организмах, проводятся эксперименты, с помощью которых в дальнейшем можно вывести новый вид живого организма Главный вопрос – безопасны ли генетически-модифицированные продукты для человека, пока без ответа, так как нет достоверной информации о последствиях их употребления.

Тип проекта: социальный.

Продукт проекта: буклет «ГМО: польза или вред?»

Буклет носит воспитательный характер и будет интересна как детям, так и взрослым. Выполнение проекта способствует развитию, прежде всего, личностных и регулятивных универсальных действий, развивает твор­ческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать её и приме­нять в своей деятельности.


ВВЕДЕНИЕ

Исследуемая тема ГМО актуальна в наше время, так как генетически модифицированные организмы являются практически неотъемлемой частью нашей жизни, играют важную роль для сельского хозяйства и продовольствия, они содержатся в продуктах питания, и в любых других живых организмах, проводятся эксперименты, с помощью которых в дальнейшем можно вывести новый вид живого организма.

В своей работе я хочу показать, что биотехнологии, необходимы для решения многих проблем, связанных с резким ростом населения на планете. Без этих технологий производство многих продуктов было бы невозможно, а успехи медицины были бы значительно скромнее. Однако достижения биотехнологий по-разному встречаются человечеством и вызывают противоречивые оценки ученых, требуют проверки временем.

Проблема состоит в том, что учёные ещё не сумели окончательно доказать пользу или, наоборот, вред ГМО, и влияние генетически модифицированных организмов пока не до конца изучено, поэтому на сегодняшний день употребление ГМО – это своего рода эксперимент.



Цель работы: изучить научные материалы о ГМО и его влиянии на организм, выявить плюсы и минусы его употребления в пищу.

Задачи:

  1. Узнать каковы причины создания и применения ГМО.

  2. Изучить влияние ГМО на человека и животных.

  3. Сравнить положительные и отрицательные свойства ГМО.

  4. Провести опрос среди одноклассников.

  5. Обобщить изученный материал, прийти к выводу.



































    1. ЧТО ТАКОЕ ГМО?

ГМО — генетически модифицированные организмы — это организмы, в ДНК которых были целенаправленно внесены изменения при помощи методов генной инженерии. То есть им были переданы отдельные гены от другого организма, не обязательно родственного. Обычно таким способом улучшают свойства растений и микроорганизмов, реже — животных или придают им совершенно новые характеристики.


1.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

1953 г. Джеймс Уотсон и Френсис Крик опубликовали свое открытие трехмерной структуры двойной спирали ДНК. Это открытие, в конечном счете, привело ученых к возможности выявления и «сращивания» генов одного вида организма с ДНК другого вида.

В 1983 – ученые, изучая почвенную бактерию, которая образует на стволах деревьев и кустарников наросты, обнаружили, что она переносит фрагмент собственной ДНК в ядро растительной клетки, где он встраивается в хромосому, после чего распознается как свой. С момента этого открытия и началась история генной инженерии растений. Пионером стала компания "Monsanto", которая вырастила табак, неуязвимый для вредителей, потом генно-модифицированный помидор (1994). Затем появились модифицированная кукуруза, соя, рапс, огурец, картофель, свекла, яблоки и многое другое.

1985-1988 – разработан метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).

1994 – получено первое разрешение на возделывание трансгенного растения (помидор сорта FlavrSavr компании "Monsanto").

1996 – началось массовое выращивание трансгенных растений.




















3. СРАВНЕНИЕ ВРЕДА И ПОЛЬЗЫ ГМО


Тема пользы/вреда ГМО является самой часто противоречивой в области генной инженерии. Приведём несколько основных аргументов в вопросах, касающихся ГМО.


2.1 ГМО – риск для здоровья: минусы

I. Организмы с изменённым генотипом могут мутировать

Генетики признают, что вмешательство в геном живых организмов не может пройти бесследно, так как каждый ген в молекуле ДНК за что-то отвечает. Меняя эту совершенную структуру по своему усмотрению, человек нарушает отлаженный природой механизм. И чем это обернётся в будущем предположить очень трудно, хотя наглядный пример уже имеется. Так, генетически изменённый лосось, который был выведен американскими учёными, кроме огромных размеров и внушительного веса (до 250 кг) приобрёл ещё одну особенность - стал ядовито-зелёного цвета. Причём такой окрас распространился не только на верхние слои кожи рыбины, но и на её внутренние органы. Так что мутаций можно ожидать и от других «переделанных» организмов, главное - чтобы они были безобидными.

II. ГМО вызывают аллергию

В последние годы во всём мире значительно возросло количество аллергиков. Основные причины, по мнению специалистов, - бесконтрольный приём лекарств, пищевых добавок и употребление трансгенных продуктов. ГМО вызывают аллергию прежде всего потому, что с большинством ГМ-белков человеку никогда не приходилось сталкиваться - по сути, они для него чужеродные. «Так стоит ли удивляться, что такие вещества не перевариваются в нашем организме, чаще всего оказываются токсичными и вызывают аллергию?» - заявляют учёные.

III. Трансгенные растения нарушают экологию

Некоторые сорта трансгенных растений губительно действуют на вредителей. Однако от контакта с их пыльцой могут гибнуть и полезные насекомые - божьи коровки, пчёлы, бабочки-монархи. Мало того - специалисты не исключают возможности «побега» чужеродного гена в дикую природу., что может обернуться настоящей биологической катастрофой, ведь генетическое загрязнение способно нарушить природный баланс.

IV. ГМО могут оказаться смертельными для человека

Противники генной инженерии считают, что у нас есть веские основания опасаться ГМ-продуктов. Например, белков бактериального характера, внедрённых в ГМ-картофель. Такой страшный яд, как ботулин, - тоже всего-навсего белок, выделяемый бактерией, но его аминокислоты человеческий организм не воспринимает и в итоге гибнет. Поэтому говорить о безопасности трансгенного картофеля нельзя до тех пор, пока мы не выясним, не вырабатывают ли модифицированные в него бактерии каких-либо вредных, смертельных аминокислот.

2.2 ГМО – пища будущего: плюсы

I. ГМ-продукты избавят человечество от голода

Население земного шара неуклонно растёт, и, по прогнозам специалистов, в недалёком будущем перенаселённую планету ждёт голод. В связи с этим учёные решили усовершенствовать агротехнологии, ведь сорняки, вредители, плохая погода, различные заболевания наносят урожаю большой урон. Именно для того, чтобы справиться с этой проблемой, и были изобретены генетически модифицированные растения.

II. Выращивать трансгены гораздо дешевле

В экономическом плане генная инженерия - сплошная выгода. Во-первых, сроки выведения нового сорта сократились до минимума: теперь на появление улучшенного варианта организма уходит 2-3 года вместо старых 10, которые приходилось затрачивать во время традиционного скрещивания. А это значит, что экономится время и деньги, которые обычно тратятся на селекционные работы. Во-вторых, ГМР, устойчивым к насекомым-вредителям, не нужны ядохимикаты, требующие затрат. В-третьих, урожайность неприхотливых генетически модифицированных организмов на 15-25% выше, чем обычных. В общем, выращивая ГМ-сорта, аграрии затрачивают в 6 раз меньше денег, чем на натуральные растения.

III. Модифицированные растения полезнее, чем натуральные

Борьба за урожай - не единственная задача генетиков: некоторые специалисты стремятся ещё и увеличить полезные качества продуктов. В одних они искусственно повысили дозу витаминов и микроэлементов, в других - питательную ценность. Так, американские учёные решили вывести новую породу ГМ-кур, яйца которых будут содержать в себе вещества, препятствующие развитию онкологических заболеваний. Подобные усовершенствования с восторгом принимают жители Нового Света и Страны восходящего солнца - они готовы покупать ГМ-продукты хоть сегодня. А вот консервативные европейцы, несмотря на рекламу, с подозрением относятся к подобного рода пище.

IV. ГМ-продукты обладают улучшенными качествами

Если кто-то говорит, что ГМО ненатурально выглядит, пахнет и вообще «не то» - это просто дело привычки. Мало кто уже помнит (XVI век вообще мало кто помнит), что натуральная морковка на самом деле маленькая, горьковатая и фиолетовая, а оранжевый цвет и большой размер - результат долгой селекции. Натуральная кукуруза, которую ели индейцы майя, горчила и имела початок не более 10 см в длину. Да и уже давно вымерла. Те самые невкусные магазинные томаты - результат как раз таки селекции: это сорта, которые выведены в 1988 году, чтобы созревать в одно время и содержать мало глютамата (ответственного за их вкус), так как его высокое содержание в итоге повреждает клеточные стенки. Из-за этого помидоры моментально становятся мятыми при транспортировке в магазин, а, значит, быстро начинают гнить. Так что, многие продукты, содержащие ГМО, на деле гораздо лучше, чем их натуральные аналоги.































  1. ДАННЫЕ СОЦИАЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА


Опрос Всероссийского центр изучения общественного мнения, проведенный по заказу Гринпис в 2009 г., показал, что

  • более 78% опрошенных россиян считают недопустимым использовать в пищу трансгены

  • 14 % вообще ничего не знает о продуктах генной инженерии,

  • лишь 8% респондентов не видят в этом ничего опасного.

Наибольшую обеспокоенность населения вызывает использование трансгенов в детском питании. Среди хорошо информированных в этом вопросе респондентов, 90% считают необходимым введение моратория на присутствие таких продуктов на российском рынке.

Я провела опрос среди одноклассников на тему: «Влияние ГМО». Опрашиваемым было задано несколько вопросов, связанных с потреблением продуктов ГМО.

1-ый вопрос: «Употребляете ли Вы продукты с ГМО?»

а) Да.

б) Нет.

в) Иногда.

2-ой вопрос: «Читаете ли Вы состав продуктов при покупке?»

а) Да.

б) Нет.

в) Иногда.

3-ий вопрос: «Считаете ли Вы, что ГМО вредно для здоровья человека?»

а) Да.

б) Нет.

В итоге, на первый вопрос большая часть, а именно 48% ответили – «Да», 44% – «Иногда», и 8% – «Нет». На второй вопрос 46% ответили – «Нет», 36% – «Иногда», и 18% – «Да». При этом на третий вопрос 78% ответили – «Да», 22% – «Нет».

Таким образом, по ответам опрошенных обучающихся можно сделать вывод, что большинство людей лояльно относятся к выбору продуктов в магазине, не изучая их состав при покупке (в котором часто могут скрываться множество опасных Е-добавок). Почти все покупают пищу, содержащую ГМО (и это вполне нормально, ведь ГМО содержат почти все товары на полках магазина), но при этом считая, что ГМО опасно для здоровья.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Генно-модифицированные организмы – это настоящее доказательство превосходства человека над природой. Возможность получения организмов, которые не встречаются в природе, с набором генов, выбранных по прихоти человека, позволяют ученым проводить фактически эволюцию растений и животных в лабораторных условиях. Наряду с целым набором преимуществ, которыми обладают ГМО (высокая урожайностью, морозо- и засухоустойчивость, устойчивость к вредителям и гербицидам), существует также ряд нерешенных на настоящий момент проблем: отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль распространения ГМО, систем оценки безопасности ГМО, невозможность определения последствий распространения ГМО для природы и человека, и при этом незаявленное производителями присутствие ГМО в ежедневно потребляемых нами продуктах питания.

Главный вопрос – безопасны ли генетически-модифицированные продукты для человека, пока без ответа, так как нет достоверной информации о последствиях их употребления. Нет никаких сомнений в том, что ГМ культуры имеют ряд преимуществ перед организмами созданными самой природой. Но, к большому сожалению, на сегодняшний день невозможно прогнозировать все последствия такого вмешательства человека в природу.

Думаю, каждый человек должен сам сделать выбор, но все же пока надежнее употреблять наши отечественные, органические продукты.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности" от 03.07.2016 N 358-ФЗ (последняя редакция) 3 июля 2016 года N 358-ФЗ

  2. Статья «Генетически модифицированный организм» [ Электронный ресурс - ru.wikipedia.org›]

  3. "ГМО: польза или вред, цели создания, применение, исследование безопасности. Генетически модифицированный организм" https://www.syl.ru/author/45211 автор Анна Кузинкова

  4. Статья "ГМО: страхи и реальность" автор Бурков Иван Андреевич – младший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!