СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный портрет выпускника начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация содержит информацию о совместном проекте в начальной школы. Учащиеся разработали исследовательский проект., актуальность кторого состоит в том, что сами дети осознают необходимость обучения для дальнейшего саморазвития и мотивации в век цифровых технологий.  .

Просмотр содержимого документа
«Социальный портрет выпускника начальной школы»

МАОУ «СОШ №23 им. С.В.Астраханцева»







Исследовательский проект

« Красивый почерк в век компьютеризации»

























Выполнила учащаяся 3 «Г» класса

Балакишиева Сабрина

Руководитель Баимова Г.Б.







2021-2022 учебный год

САРАТОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.

1.1. Почерк и каллиграфия. Графология.

1.2. Формирование почерка в школе .

1.3. Проблемы почерка в современной школе .


Глава 2.

2.1. Результаты анкетирования учеников.

2.2 Результаты анкетирования учителей .

2.3. Анализ работ учащихся.

2.4. Графологическое исследование почерка.Мнение педагога- психолога. Интервью.

Заключение

Список литературы

Приложение







































ВВЕДЕНИЕ


Еще совсем недавно, в первом классе, мне было приятно перелистывать страницы своих тетрадей. Чистые, аккуратные строчки – красивый почерк. Но прошло всего два года – и картина изменилась. Теперь мне мой сейчас почерк не нравится! Быть может, со временем научусь печатать на клавиатуре – будет красиво и понятно?

Проблема: Нужно ли красиво учиться писать и как почерк влияет на успеваемость.

Тема исследования: «Школьный почерк: за и против».

Актуальность исследования: впереди у каждого ученика – всероссийские проверочные работы и экзамены. И в материалах по каждому предмету есть письменная часть, оценка по которой часто зависит от того, насколько разборчиво и аккуратно она написана.

Цель исследования - доказать, что, несмотря на важность информационных технологий, значимость почерка остается прежней.

Гипотеза: вероятно, в связи с развитием всевозможных гаджетов отпадает необходимость работать над собственным почерком.

Задачи исследования:

- раскрыть значение слов «почерк», «графология»;

- выяснить, существует ли проблема почерка у одноклассников;

- собрать и проанализировать материал по проблеме исследования;

- найти взаимосвязь между почерком и учебными успехами школьников; выявить особенности характера и почерка одноклассников;

- провести анкетирование учащихся, родителей и учителей с целью выяснения их отношения к каллиграфическому письму и необходимости работы над ним;

Объект исследования – почерк.

Предмет исследования - почерк и школа.

Методы исследования. 

Исследование проводилось в пять этапов:

1этап –работа над определением темы, проблемы и гипотезы исследования.

2 этап – сбор материала по проблеме исследования;

3 этап – разработка анкеты и анкетирование учащихся и учителей.

4 этап –анализ полученных данных анкеты, анализ собранного материала.

5 этап – оформление выводов.


Важность исследования: результаты исследования могут быть использованы для проведения классных часов, памятки для развития красивого почерка.

ГЛАВА 1


1.1.Почерк и каллиграфия.

В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «Толковый словарь русского языка» дано определение слову «почерк».


1. Манера писать, характер начертаний букв в письме. Крупный, мелкий, убористый п. Разборчивый п.

2. перен. Индивидуальная манера, характерные черты. Творческий п. художника.

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства, искусство красивого письма.

В XX веке все большую популярность приобретает графология.

Графоло́гия — учение, согласно которому существует связь между почерком и индивидуальными особенностями личности, его характером.

Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека и умственные способности.

Почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга. Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.



1.2.Формирование почерка в школе.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в советской школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков. Он подробно описывает становление детского письма. Ученому важно показать, что на четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.

Причины, влияющие на почерк, можно разделить на 3 группы:

1) возраст ученика;
2) уровень развития ученика;
3) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза пишущего.

Н.С. Поздняков поднимает вопрос о том, как строить процесс обучения почерку. Следует:

– обращать внимание на качество материалов для письма и технику письма учителя;
– развивать гибкость руки;
– предоставлять образцы правильного написания букв;
– контролировать, как ученики передают форму букв;
Также как работает учащийся: положение корпуса ученика, положение головы, пальцев и тетради.

Уроки чистописания -обучение красивому четкому письму- оставалось дисциплиной конца 1960 х годов. Стоит вспомнить, что в Царскосельском лицее , где проходил обучение А.С.Пушкин, каждый день уделялось внимание чистописанию и рисованию.

В 1969 году чистописание в качестве отдельной школьной дисциплины было упразднено, сохранив лишь «минутки чистописания», которые продолжали отводиться для обучения каллиграфическому письму в начальных классах школы.

Советские методисты о древних языках уже не упоминали, но тоже сетовали на то, что уроки чистописания отнимают у детей силы и время от более важных уроков. Об уроках чистописания в стихотворной форме остроумно написали Агния Барто и Сергей Михалков (Приложение №1).

В современной школе уроки чистописания остались частично в начальной школе. Сейчас трудно представить ученика 1 класса, не умеющего писать. На помощь для работы над почерком в начальной школе приходят прописи. Прописи - это очень важный методический материал для детей, так как они приучают ручку ребенка к письму, стимулируют развитие красивого почерка и вырабатывают положительное отношение к учебе. Дети, которые в дошкольном возрасте не были знакомы с прописями и не занимались по ним регулярно, имеют большие проблемы в начальной школе - они с трудом учатся писать, их каждое выведенное в тетради слово воспринимается ими, как настоящее мучение. Овладение красивым, аккуратным почерком – процесс нелегкий.


1.3.Проблема почерка в современной школе.

Если спросить у учителей, существует ли проблема почерка, ответ будет однозначный.
Конечно, у каждого свой характер и свой индивидуальный почерк. Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Возможно, работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает обрести большую уверенность в себе.

Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, о том, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны.

Все мы знаем, что сейчас в школах введён ОГЭ и ЕГЭ. Нужно знать заранее, что определенные части этих экзаменов выполняется рукописным текстом и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов. Представляете, в какой ситуации могут оказаться дети – умные, владеющие достаточно хорошими знаниями, но с отсутствием хороших графических навыков письма.

Я узнала, что с осени 2016 года детей в Финляндии больше не будут учить письму. Школьники должны сделать упор на освоении печати на компьютере. Занятия по правописанию уже отменены в некоторых немецких и американских учебных заведениях. Опрошенные учителя и родители уверены, что от такой реформы не стоит ждать ничего хорошего.

Например, исследователи выяснили, что ученики вторых, четвертых и шестых классов пишут сочинения от руки продуктивнее и быстрее, чем набирают на клавиатуре. Что наш мозг думает по-другому при письме от руки, нежели при нажатии на клавиши». Письмо от руки способствует улучшению памяти. «Если вы что-то для себя записали и потеряли эту записку, есть большая вероятность, что вы вспомните информацию, нежели не записывая, постаравшись ее просто запомнить» — «Выработанный почерк вселяет уверенность. Чем больше мы тренируем навык письма, тем более автоматическим он становится. В процесс письма от руки включается больше отделов мозга, чем в процесс печатания. Контакт ручки с бумагой дает мозгу обратную связь. Но если они пишут плохо, то закрепляется некачественная связь».

Я также узнала, что в России долго не проводились исследования по влиянию письма от руки на развитие ребенка, но любой учитель начальных классов подтвердит, что те дети, чей почерк наиболее развит, осваивают школьную программу успешнее.







ГЛАВА II.


2.1. Результаты анкетирования учащихся.

С целью выяснить отношение учащихся к своему почерку, я провела анкетирование в школе 3 и 4 классах. Анкета включала следующие вопросы:

1.Нравится ли вам собственный почерк?

2. Есть ли у учителя русского языка замечания к вашему почерку?

3. Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

4. Что вам легче: писать или печатать на клавиатуре?

5. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

В анкетировании принимали участие 52 человек:

3-ые классы- 27

4- ые классы – 25

На первый вопрос подавляющее большинство учащихся ответило «Да» -16%, «Нет» - 84% ;

На второй вопрос подавляющее большинство учащихся ответило «Нет» - 63%, «Да» - 37%;

На третий вопрос подавляющее большинство учащихся ответило «Да» -31%, «Нет» - 69%;

На вопрос нужно ли ввести урок чистописания ответили: 70 % ответили «ДА».


Обратим внимание, что количество учащихся, которых предпочитают писать от руки, все же превышает количество желающих печатать. Но и цифра 30%(это почти треть учащихся) вызывает тревогу.

На вопрос о введении урока чистописания подавляющее большинство учащихся ответило «Да» - . Значит у ребят есть желание красиво писать…(Приложение №2 ).

Общие итоги анкетирования подведены в Презентации.

Таким образом. можно сделать вывод: в нашей школе наблюдается тенденция замены почерка печатанием на клавиатуре, но на данный момент эта проблема не принимает угрожающего характера. Однако тревожность вызывает нежелание 30 % учащихся вводить уроки чистописания – это говорит о том, что работать над собственным почерком они не видят необходимости. Но ведь все же больше половины опрошенных ребят на первый вопрос: нравится ли вам собственный почерк? – ответили отрицательно. Значит, надо говорить о необходимости улучшить почерк, о том, какие последствия может принести работа с неразборчивым почерком.


2.2. Результаты анкетирования учителей.

В анкетировании принимали участие 15 учителей. Анкета для учителей состояла из вопросов:

1.Довольны ли вы почерком своих учеников?

2.Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания в начальной школе?

3.С какими текстами предпочитаете работать: печатными или рукописными? Почему


Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели понимают необходимость работы над почерком, понимают, что плохой почерк может доставить массу неприятностей учащемуся, повлиять и на снижение оценки.



2.3. Анализ работ учащихся

В ходе эксперимента я провела тест среди одноклассников

«От чего зависит почерк?»

Распределите по порядку от 1 до 5 , что важнее всего для красивого и правильного письма

-Посадка при письме

-Умение держать шариковую ручку

-Положение тетради во время письма

-Умение правильно писать букв

-Настроение и самочувствие

И пришла к выводу, что большинство детей( 82 %) понимают, что почерк зависит в первую очередь от правильной посадки и и положения руки, во- вторых от умения держать ручку.

Также просмотрела работы одноклассников, чтобы выявить умения правильно и четко записывать слова и предложения на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме.

Анализ работ учащихся показал:

- при письме многие не соблюдают интервал между буквами в словах;

- неравномерно расставляют слова на строке;

- пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

- очень часто в работах встречается разный наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

- не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме, не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

Результаты исследования тетрадей одноклассников (Приложение№ 4).

Вывод: чтобы почерк был каллиграфически правильным, необходимо следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте.

Чтобы каллиграфических ошибок стало меньше, мы с учителем создали для всех участников проекта памятку «Советы по улучшению почерка» и разработали «Прописи» (Приложение№ 5)

2.4. Интервью со школьным психологом.


В процессе письма люди не задумываются о том, как пишут. О том, что почерк человека отражает его темперамент, заметили еще древнегреческие ученые. При характеристике почерка внимание обращают на такие параметры, как размер букв, их форма, наклон, нажим, манера располагать текст на листе и т.д.

Проведя анализ тетрадей одноклассников вместе с классным руководителем, обратила внимание, что она безошибочно определила чья эта работа. Гузель Айратовна рассказала, что почерк человека -это как и узор на пальцах, как голос очень индивидуален. Эти особенности помогают в работе криминалиста. Например, по письму человека можно определить не только личность человека, но и пол, настроение и даже характер. Она рекомендовала мне взять интервью школьного педагога- психолога Светланы Николаевны и узнать мнение профессионала.

Мне было полезно и интересно послушать ее мнение (Аудиозапись) и я решила по данной таблице выявить характерные черты двух одноклассников и получила следующие данные.

(Приложение 6)













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего исследования мы пришли к однозначному выводу:

несмотря на важность информационных технологий, значимость почерка остается прежней. Есть убедительные «За» в пользу сохранения школьного почерка и необходимости над ним работать:

  1. При письме от руки в раннем возрасте улучшаются память, мышление, внимание.

  2. Словарный запас детей начинает отставать, если они пользуются только клавиатурой.

  3. Использование клавиатуры может быть полезным, когда письмо становится бессознательным, неосмысленным. Дети, умеющие хорошо писать, с хорошо развитой моторикой, быстрее осваивают клавиатурный набор текста.
    Таким образом, наша гипотеза является несостоятельной. Каллиграфия – это искусство, не потерявшее своей значимости в современной школе, обучение каллиграфии положительно влияет на здоровье и будущее школьника.


Выполняя исследовательскую работу, я увидела, что большинство учащихся и учителей считают, что каллиграфия нужна в современной школе как обязательный предмет.






























Литература



1.Поздняков Н.С.Почерк в современной школе // Родной язык в школе. Книга 5. 1947. С. 220–239.

2. Просмотр видео «Письмо с секретом» по методике В.А. Илюхиной

3.Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 1,2,3 класс/// Издательство «Школьный дом»2003.С.65.
4.Садкова Е.П. Чобитько: «Каллиграфия – не только красивое письмо» // http://ok-inform.ru/obshchestvo/2550-petr-chobitko-kalligrafiya-ne-tolko-krasivoe-pismo.html. 7.www.Wikipedia.ru



























Приложение

1

Чистописание Сергей Михалков

Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да», потом уж «нет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.

Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».

«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!

Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем…

Чернила

Агния Барто

Теперь я ученица,
Чернилами пишу.
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу…

Я новенькую ручку
В чернила окуну -
Уже на каждом пальце
По чёрному пятну.

Соринка, как нарочно,
Приклеилась к перу.
Какая вышла буква -
Сама не разберу!

Стол у нас
Качается -
Клякса получается!

Мама сразу узнаёт,
Учу ли я уроки:
Если выучен урок,
Всегда в чернилах щёки.




























2


Опрос учащихся . Проект «Красивый почерк: за и против»


1.Нравится ли вам собственный почерк? ДА. НЕТ


2. Есть ли у учителя замечания к вашему почерку? ДА. НЕТ


3. Всегда ли вы понимаете, что сами написали? ДА. НЕТ


4. Умеете ли вы печатать на клавиатуре? ДА. НЕТ


5. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания? ДА. НЕТ



Опрос учителей. ПРОЕКТ «Красивый почерк: за и против»


  1. Довольны ли вы почерком своих учеников? ДА. НЕТ.


  1. Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк? ДА. НЕТ. В каком случае?


  1. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания в начальной школе?


  1. С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему?


3

Тест для учащихся 3 и 4-х классов

«От чего зависит почерк?»

Распределите по порядку от 1 до 5 , что важнее всего для красивого и правильного письма

Посадка при письме ___________

Умение держать шариковую ручку______________

Положение тетради во время письма____________

Умение правильно писать буквы____________

Настроение и самочувствие________________

4


Сводная таблица анализа письменных работ по русскому языку

учащихся 3 «Г» класса.

Просмотрено -28 тетрадей

Из них имеют:

аккуратный почерк- 7 человек,

менее аккуратный – 15

неаккуратный - 6

Интервалы между буквами

Ровные - 26

Разной длины- 2


Правильный наклон

Наклон вправо - 17

Наклон влево- 1

Прямой- 10

Соединение

Правильное - 24

Неправильное - 3

Отрывистое - 1

Размер и расположение букв в соответствии со

строкой

Правильно - 13

Неправильное - 15























5

Памятка


Во- первых, помни о правильной посадке!

  1. Сядь прямо, опираясь спиной на спинку стула;

ноги держать прямо, стопы на полу;

туловище, голову, плечи держать ровно;

обе руки на столе, опираются о край стола.

  1. Ручку держи свободно, зажав указательным пальцем сверху, а большой палец поддерживает ручку с левой стороны;

расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно около 2 см.

  1. Тетрадь клади под наклоном.

В- третьих, регулярно выполняй упражнения на развитие мелких мышц кисти и запястья! Вместе с другом, братом или сестрой разучи зрительную гимнастику и покажи ребятам в на уроке во время физкультминутки.

Заведи дневник и занимайся в прописях по 15 минут в день. Сравнивай качество работы каждый день. Пусть близкие оценят твои старания.

  • Вначале потренируйся в написании всех букв алфавита. Посети сайт по каллиграфии, подумай, что необходимо изменить. Ознакомьтесь с другими почерками для вдохновения. 

  • Далее возьми небольшой отрывок из любимого произведения, а быть может, есть желание написать письмо другу, маме, учителю? Поупражняйся два, три раза. Пусть это послание обрадует адресата и придаст уверенности !

  • При письме обращай внимание на размер букв, соединения и наклон.

  • Попробуй использовать разные письменные принадлежности. 

  • Возможно, это занятие покажется вам монотонным, однако здесь стоит вспомнить поговорку: «Повторение — мать учения».

  • Всегда пиши от руки. Откажись от возможности сдавать работы в напечатанном виде. Процесс улучшения потребует времени — мышцы, необходимые для легкого и гладкого письма, будут развиваться постепенно.

Удачи!




6


Признак

Качество личности

Анализ строк

Прямые строчки

Спокойствие, уверенность, сила воли, рассудительность, доверчивость, решительность ответственность за свои поступки

Строки, восходящие кверху

Храбрость, решительность, подвижный тип; быстрота установления контактов; , гордость, упрямство, требовательность к другим

Строки, идущие книзу

Отсутствие решительности, храбрости, чуткость, обидчивость

Сначала строки опускаются, а потом поднимаются

неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потом достигает успеха; проявляет стремление добиться своего

Анализ наклона букв

Почти лежащий

Невоздержанность, вспыльчивость

Косой

Сердечность, добросовестность в работе, стремление к порядку, справедливости;

Наклон влево

хитрость, скрытность, недоверие,

Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне

нервозность, внутреннее беспокойство

Наклоны вправо

Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, сердечность в отношениях с близкими, неприятие зла,

Анализ величины и ширины почерка

Мелкий почерк

Наблюдательность, спокойствие, скрытность, заботливость, принципиальность, исполнительность

Круглый почерк

Гордость, решительность,

Узкий почерк

Сдержанность, скрытность,

Широкий почерк

Ум, общительность, легкая привязчивость, щедрость.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!