СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные ценности и нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по обществознанию углублённого уровня изучения в Новочеркасском суворовском военном училище (2015 год). Презентация также содержит: поурочное планирование, раздаточный материал и самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Социальные ценности и нормы»

Глава I . Социальное развитие современного общества § 5. Социальные ценности и нормы  Цель урока №1 – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах.  Задачи урока №1:  вспомнить ранее изученные аспекты темы;  рассмотреть изучение ценностей и норм общественными науками;  определить социальные ценности и нормы;  рассмотреть классификации социальных ценностей и норм;  рассмотреть регулирующую функцию социальных ценностей и норм.

Глава I . Социальное развитие современного общества

§ 5. Социальные ценности и нормы

Цель урока №1 – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах.

Задачи урока №1:

  • вспомнить ранее изученные аспекты темы;
  • рассмотреть изучение ценностей и норм общественными науками;
  • определить социальные ценности и нормы;
  • рассмотреть классификации социальных ценностей и норм;
  • рассмотреть регулирующую функцию социальных ценностей и норм.
Основные понятия и термины темы Основные понятия: ценности нормы социальные нормы правовые отношения Термины:  нормы морали нормы права

Основные понятия и термины темы

Основные понятия:

  • ценности
  • нормы
  • социальные нормы
  • правовые отношения

Термины:

  • нормы морали
  • нормы права
 Вспомните, что означают понятия «ценность» и «пирамида ценностей»?    Ценность – важность, значимость, полезность чего-либо. «Пирамида ценностей» – иерархически упорядоченная система ценностей, предполагающая их ранжирование по степени важности, значимости и полезности.

Вспомните, что означают понятия «ценность» и «пирамида ценностей»?

Ценность – важность, значимость, полезность чего-либо.

«Пирамида ценностей» – иерархически упорядоченная система ценностей, предполагающая их ранжирование по степени важности, значимости и полезности.

 Вспомните, какие моральные принципы и нормы вы знаете?    Мораль  – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Принцип – основополагающее положение, безотносительное интересам. Норма – правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения. Моральные принципы:  патриотизма и космополитизма, гуманизма и мизантропии, альтруизма и эгоизма, коллективизма и индивидуализма.  Моральные нормы , например: не убий, не укради, не лги и т.д.

Вспомните, какие моральные принципы и нормы вы знаете?

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Принцип – основополагающее положение, безотносительное интересам.

Норма – правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения.

Моральные принципы: патриотизма и космополитизма, гуманизма и мизантропии, альтруизма и эгоизма, коллективизма и индивидуализма.

Моральные нормы , например: не убий, не укради, не лги и т.д.

Вспомните, какова роль морали и права в жизни общества?   Оценочная функция –  рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных) / законов (законных и незаконных). Регулятивная функция – установление правил социального поведения. Контролирующая функция –  наблюдение над исполнением / неисполнением норм на основе общественного осуждения и / или совести самого человека / государственного принуждения. Интегрирующая функция –  поддержание единства общества и целостности духовного мира человека. Воспитательная функция –  формирование добродетелей / правосознания и способностей правильного и обоснованного морального / правового выбора.

Вспомните, какова роль морали и права в жизни общества?

  • Оценочная функция – рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных) / законов (законных и незаконных).
  • Регулятивная функция – установление правил социального поведения.
  • Контролирующая функция – наблюдение над исполнением / неисполнением норм на основе общественного осуждения и / или совести самого человека / государственного принуждения.
  • Интегрирующая функция – поддержание единства общества и целостности духовного мира человека.
  • Воспитательная функция – формирование добродетелей / правосознания и способностей правильного и обоснованного морального / правового выбора.
Изучение ценностей и норм Науки и отрасли Предмет исследования Этика  мораль и нравственность Аксиология природа и структура ценностей, их взаимосвязь, социально-культурные факторы Юриспруденция правовые нормы и их практическое применение Социология  факторы социальной регуляции и интеграции, социализации

Изучение ценностей и норм

Науки и отрасли

Предмет исследования

Этика

мораль и нравственность

Аксиология

природа и структура ценностей, их взаимосвязь, социально-культурные факторы

Юриспруденция

правовые нормы и их практическое применение

Социология

факторы социальной регуляции и интеграции, социализации

Социальная ценность – положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта социальных отношений.  Классификация ценностей: высшие, или абсолютные , или конечные , или ценности-цели (человека и его жизнь) и инструментальные (служат сохранению и развитию человека: добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д). материальные и духовные ; традиционные и современные ; положительные и отрицательные ; ложные и истинные ; экономические , религиозные и эстетические ; общечеловеческие , групповые и личностные ; вечные , долговременные , кратковременные и сиюминутные .

Социальная ценность

положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта социальных отношений.

Классификация ценностей:

  • высшие, или абсолютные , или конечные , или ценности-цели (человека и его жизнь) и инструментальные (служат сохранению и развитию человека: добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д).
  • материальные и духовные ;
  • традиционные и современные ;
  • положительные и отрицательные ;
  • ложные и истинные ;
  • экономические , религиозные и эстетические ;
  • общечеловеческие , групповые и личностные ;
  • вечные , долговременные , кратковременные и сиюминутные .
«Пирамиды ценностей» вечные долговременные кратковременные сиюминутные высшие общечеловеческие инструментальные групповые личностные

«Пирамиды ценностей»

вечные

долговременные

кратковременные

сиюминутные

высшие

общечеловеческие

инструментальные

групповые

личностные

Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.  Санкция  – мера воздействия со стороны общества или государства положительного и отрицательного характера в случае соблюдения / несоблюдения социальных норм (награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.).

Социальная норма

общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Санкция – мера воздействия со стороны общества или государства положительного и отрицательного характера в случае соблюдения / несоблюдения социальных норм (награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.).

Виды и примеры социальных норм

виды

пример

Обычаи

Празднование Нового года в ночь на 1 января

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения

Правовые

нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2))

Моральные

нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2))

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древне­греческим скульптором Поликлетом, система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, старому, женщине...

Мода

Мода на одежду спортивного стиля

 СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ   Моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (меру) возможного и должного , помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию отношений между людьми, отношений человека с самим собой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий ( моральных категорий ) – добра и зла, справедливости и несправедливости. Моральный контроль при этом осуществляет общественное мнение и «внутренний контролер» – совесть . Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь : каждому поступать морально. Специфика правового регулирования социальных отношений состоит в том, что они (эти отношения) основываются на праве, регулируются нормами права.  Правовые отношения – социальные отношения, урегулированные нормами права.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ

Моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (меру) возможного и должного , помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию отношений между людьми, отношений человека с самим собой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой.

Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий ( моральных категорий ) – добра и зла, справедливости и несправедливости.

Моральный контроль при этом осуществляет общественное мнение и «внутренний контролер» – совесть .

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь : каждому поступать морально.

Специфика правового регулирования социальных отношений состоит в том, что они (эти отношения) основываются на праве, регулируются нормами права.

Правовые отношения – социальные отношения, урегулированные нормами права.

Правовая культура Правовая культура общества : достигнутый уровень правового сознания общества; уровень развития теоретической и практической правовой деятельности.  Правовая культура (правосознание) личности : правовые знания; осознание правового статуса (правильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, норм; взаимоотношений с другими людьми); правовые убеждения; практическое применение правовых норм.  Высшие ценности современной правовой культуры:  правовое государство и права человека.

Правовая культура

Правовая культура общества :

  • достигнутый уровень правового сознания общества;
  • уровень развития теоретической и практической правовой деятельности.

Правовая культура (правосознание) личности :

  • правовые знания;
  • осознание правового статуса (правильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, норм; взаимоотношений с другими людьми);
  • правовые убеждения;
  • практическое применение правовых норм.

Высшие ценности современной правовой культуры: правовое государство и права человека.

Задание для самоподготовки §5. Социальные ценности и нормы (стр. 50-58)

Задание для самоподготовки

§5. Социальные ценности и нормы

(стр. 50-58)

Глава I . Социальное развитие современного общества § 5. Социальные ценности и нормы  Воспитательная цель урока №2 –  воспитание духовной культуры личности в приверженности гуманистическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации. Образовательная цель урока №2 –  овладение умениями получения и критического осмысления социальной информации, систематизации полученных данных. Задачи урока №2:  повторить категориально-понятийный аппарат темы;  провести деловую игру «Социологический опрос»;  составить «пирамиды ценностей» по результатам опроса;  провести иерархическую дискуссию «Трансплантация сердца».

Глава I . Социальное развитие современного общества

§ 5. Социальные ценности и нормы

Воспитательная цель урока №2 – воспитание духовной культуры личности в приверженности гуманистическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации.

Образовательная цель урока №2 – овладение умениями получения и критического осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

Задачи урока №2:

  • повторить категориально-понятийный аппарат темы;
  • провести деловую игру «Социологический опрос»;
  • составить «пирамиды ценностей» по результатам опроса;
  • провести иерархическую дискуссию «Трансплантация сердца».
Повторение категориально-понятийного аппарата темы  Социальная ценность – …  положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта социальных отношений. «Пирамида ценностей» – …  иерархически упорядоченная система ценностей, предполагающая их ранжирование по степени важности, значимости и полезности. Виды ценностей по различным критериям: высшие ( или абсолютные , или конечные , или ценности-цели)  и инструментальные; материальные и духовные ; традиционные и современные ; положительные и отрицательные ; ложные и истинные ; экономические , религиозные и эстетические ; общечеловеческие , групповые и личностные ; вечные , долговременные , кратковременные и сиюминутные .

Повторение категориально-понятийного аппарата темы

Социальная ценность – …

положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта социальных отношений.

«Пирамида ценностей» – …

иерархически упорядоченная система ценностей, предполагающая их ранжирование по степени важности, значимости и полезности.

Виды ценностей по различным критериям:

  • высшие ( или абсолютные , или конечные , или ценности-цели) и инструментальные;
  • материальные и духовные ;
  • традиционные и современные ;
  • положительные и отрицательные ;
  • ложные и истинные ;
  • экономические , религиозные и эстетические ;
  • общечеловеческие , групповые и личностные ;
  • вечные , долговременные , кратковременные и сиюминутные .
Деловая игра  «Социологический опрос» Цель социологического опроса  – составление аксиологического социального паспорта суворовцев и преподавателей методом ранжирования.

Деловая игра «Социологический опрос»

Цель социологического опроса – составление аксиологического

социального паспорта суворовцев и преподавателей методом ранжирования.

Составление аксиологического социального паспорта методом ранжирования  Вера Жизнь Здоровье Любовь Время Родина Свобода Слава Честь Богатство 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Составление аксиологического социального паспорта методом ранжирования

Вера

Жизнь

Здоровье

Любовь

Время

Родина

Свобода

Слава

Честь

Богатство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Пирамиды ценностей»  суворовцев и преподавателей

«Пирамиды ценностей» суворовцев и преподавателей

Составление аксиологического идеального паспорта суворовца методом ранжирования  Вера Жизнь Здоровье Любовь Время Родина Свобода Слава Честь Богатство 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Составление аксиологического идеального паспорта суворовца методом ранжирования

Вера

Жизнь

Здоровье

Любовь

Время

Родина

Свобода

Слава

Честь

Богатство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цитаты А.В. Суворова Без добродетели нет ни славы, ни чести. Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы. Чем больше удобств, тем меньше храбрости. Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. Время драгоценнее всего. Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог. Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови. Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага. Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего. Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное). Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.

Цитаты А.В. Суворова

  • Без добродетели нет ни славы, ни чести.
  • Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.
  • Чем больше удобств, тем меньше храбрости.
  • Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
  • Время драгоценнее всего.
  • Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.
  • Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
  • Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага.
  • Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего.
  • Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).
  • Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.
«Пирамида ценностей» «идеального суворовца»

«Пирамида ценностей» «идеального суворовца»

Иерархическая дискуссия  «Трансплантация сердца»

Иерархическая дискуссия «Трансплантация сердца»

Список пациентов Пол Возраст муж. Ведущий социальный статус Дополнительные сведения 29 лет жен. Порядковый номер очереди на трансплантацию сердца бизнесмен 10 лет жен. I может оказать клинике финансовую поддержку муж. инвалид 62 года II 33 года жен. многодетная мать умственно-отсталая с диагнозом ДЦП III воспитывает шестерых детей руководитель религиозной секты 19 лет муж. студентка 42 года жен. муж. неоднократные попытки самоубийства рабочий-строитель 56 лет жен. 37 лет врач-онколог азербайджанец, получил травму во время работы в РФ разрабатывает новые средства лечения онкологии, не замужем, бездетна зам. мин. финансов 22 года муж. еврей спортсменка 31 год чемпионка, член олимпийской сборной РФ полицейский ранен во время задержания особо опасного преступника

Список пациентов

Пол

Возраст

муж.

Ведущий

социальный статус

Дополнительные сведения

29 лет

жен.

Порядковый номер очереди на трансплантацию сердца

бизнесмен

10 лет

жен.

I

может оказать клинике финансовую поддержку

муж.

инвалид

62 года

II

33 года

жен.

многодетная мать

умственно-отсталая с диагнозом ДЦП

III

воспитывает шестерых детей

руководитель религиозной секты

19 лет

муж.

студентка

42 года

жен.

муж.

неоднократные попытки самоубийства

рабочий-строитель

56 лет

жен.

37 лет

врач-онколог

азербайджанец, получил травму во время работы в РФ

разрабатывает новые средства лечения онкологии, не замужем, бездетна

зам. мин. финансов

22 года

муж.

еврей

спортсменка

31 год

чемпионка, член олимпийской сборной РФ

полицейский

ранен во время задержания особо опасного преступника

Клятва врача – статья 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым
  • оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств ;
  • оказать медицинскую помощь,
  • хранить врачебную тайну,
  • внимательно и заботливо относиться к пациенту,
  • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств ;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям,
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам,
  • обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента,
  • и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
  • беречь и развивать благородные традиции медицины.»
Есть ли правильные варианты составления списка? Критерии: степень тяжести состояния ; порядок поступления  пациентов в клинику .

Есть ли правильные варианты составления списка?

Критерии:

  • степень тяжести состояния ;
  • порядок поступления пациентов в клинику .
Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Задание для самоподготовки §5. Социальные ценности и нормы (стр. 50-58)

Задание для самоподготовки

§5. Социальные ценности и нормы

(стр. 50-58)

Рекомендация в рамках темы урока – х/ф «Семь жизней»

Рекомендация в рамках темы урока – х/ф «Семь жизней»

Глава I . Социальное развитие современного общества § 5. Социальные ценности и нормы  Цель урока №3 – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах.  Задачи урока №3:

Глава I . Социальное развитие современного общества

§ 5. Социальные ценности и нормы

Цель урока №3 – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах.

Задачи урока №3:

Шкала оценивания ответов За каждый ПОЛНЫЙ и ПРАВИЛЬНЫЙ ответ выставляется два условных балла. 9-10 баллов – «отлично» 7-8 баллов – «хорошо» 5-6 баллов – «удовлетворительно» менее 5 баллов – «не удовлетворительно»

Шкала оценивания ответов

За каждый ПОЛНЫЙ и ПРАВИЛЬНЫЙ ответ выставляется два условных балла.

  • 9-10 баллов – «отлично»
  • 7-8 баллов – «хорошо»
  • 5-6 баллов – «удовлетворительно»
  • менее 5 баллов – «не удовлетворительно»

Задание 1. Дайте определение понятиям

Социальные ценности – это …

компонент общественной жизни (социальной системы), наделённый особым значением в сознании индивидуума или общественном сознании.

Социальные нормы – это …

общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Правовые отношения – это …

разновидность социальных отношений, упорядоченных, стабилизированных, направленных государством посредством нормативно-правовых актов.

Моральные нормы – это …

(лат. moralitas – общепринятые традиции, негласные правила) наиболее устойчивые регуляторы поведения человека; это максимы, законы, правила поведения, носящие лично осмысленный и одновременно общезначимый характер (в идеале формируются на основе целостной системы мировоззрения).

Правовые нормы – это …

установленные государством правила поведения и взаимодействия социальных субъектов, модернизирующиеся в соответст¬вии с развитием политических и экономических аспектов социума, но не отражающие в равной степени интересов всех индивидов и социальных групп ввиду отсутствия идеального понимания социальной справедливости и механизмов ее достижения.

Аксиология – это …

(от др.-греч. ἀξία – ценность) отрасль философии, изучающая ценности.

Референтная группа – это …

(от лат. refero – отношу, связываю, сопоставляю) представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном.

Санкция – это …

(от лат. sanctio – строжайшее постановление) элемент социальной нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

 Задание 2. Установите соответствие между  понятиями и их характерными признаками посредством подбора к каждой позиции 1-го столбца позиции 2-го столбца.     1 1 Высшие (абсолютные) ценности 2 Материальные ценности 3 A 2 идеальные ценности Духовные ценности B 4 одиозные ценности C Положительные ценности 5 ценности-цели Отрицательные ценности D полезные ценности E ценности добра

Задание 2. Установите соответствие между  понятиями и их характерными признаками посредством подбора к каждой позиции 1-го столбца позиции 2-го столбца.

1

1

Высшие (абсолютные) ценности

2

Материальные ценности

3

A

2

идеальные ценности

Духовные ценности

B

4

одиозные ценности

C

Положительные ценности

5

ценности-цели

Отрицательные ценности

D

полезные ценности

E

ценности добра

Ответ на задание 2 1 1 Высшие (абсолютные) ценности 2 Материальные ценности 3 C 2 ценности-цели Духовные ценности D 4 полезные ценности A Положительные ценности 5 идеальные ценности Отрицательные ценности E ценности добра B одиозные ценности

Ответ на задание 2

1

1

Высшие (абсолютные) ценности

2

Материальные ценности

3

C

2

ценности-цели

Духовные ценности

D

4

полезные ценности

A

Положительные ценности

5

идеальные ценности

Отрицательные ценности

E

ценности добра

B

одиозные ценности

 Задание 3. Назовите (запишите) слово, пропущенное в схеме   Развитие норма морали табу обычай … моральные правила Ответ : традиция

Задание 3. Назовите (запишите) слово, пропущенное в схеме

Развитие норма морали

табу

обычай

моральные правила

Ответ : традиция

Задание 4. Ответьте на вопросы:  1) Дайте определение правовой культуре. Что является основой правовой культуры? Каковы высшие ценности современной правовой культуры? Перечислите основные составные элементы правовой культуры.  2) Какую моральную проблему выражают формулой «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу».

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1) Дайте определение правовой культуре. Что является основой правовой культуры? Каковы высшие ценности современной правовой культуры? Перечислите основные составные элементы правовой культуры.

2) Какую моральную проблему выражают формулой «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу».

Работа с источником Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 500.

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии — Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. — Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда — современное «право сильно­го». И в этом — основная черта современного кризиса в этике и праве.

Вопросы и задания к источнику Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва? Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? Во что они превращаются в руках властной элиты? Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе? Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

Вопросы и задания к источнику

  • Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва?
  • Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы?
  • Во что они превращаются в руках властной элиты?
  • Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора.
  • Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе?
  • Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.
Задание для самоподготовки §5. Социальные ценности и нормы (стр. 50-58)

Задание для самоподготовки

§5. Социальные ценности и нормы

(стр. 50-58)

Приложение:  поурочное планирование,  раздаточный материал,  самоанализ

Приложение:

  • поурочное планирование,
  • раздаточный материал,
  • самоанализ
Поурочное планирование Уроки №№13-15 Тема: « Социальные ценности и нормы » (§5) Урок №13(1) Тип урока: изложение нового материала. Цель урока  – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах. Виды учебной деятельности: составление опорного конспекта. ЗУН: знать основные положения и понятия, понимать их. Ход урока: Организационный момент, постановка цели и озвучивание темы урока. Мотивационная установка. Изложение нового материала §5. Презентация. План: преамбула; вспомнить ранее изученные аспекты темы; рассмотреть изучение ценностей и норм общественными науками; определить социальные ценности и нормы; рассмотреть классификации социальных ценностей и норм; рассмотреть регулирующую функцию социальных ценностей и норм. 4. Подведение итогов занятия.

Поурочное планирование

Уроки №№13-15

Тема: « Социальные ценности и нормы » (§5)

Урок №13(1)

Тип урока: изложение нового материала.

Цель урока – формирование комплексных представлений о социальных ценностях и нормах.

Виды учебной деятельности: составление опорного конспекта.

ЗУН: знать основные положения и понятия, понимать их.

Ход урока:

  • Организационный момент, постановка цели и озвучивание темы урока.
  • Мотивационная установка.
  • Изложение нового материала §5. Презентация. План:
  • преамбула; вспомнить ранее изученные аспекты темы;
  • рассмотреть изучение ценностей и норм общественными науками;
  • определить социальные ценности и нормы;
  • рассмотреть классификации социальных ценностей и норм;
  • рассмотреть регулирующую функцию социальных ценностей и норм.

4. Подведение итогов занятия.

Урок №14(2)

Тип урока: комбинированный.

Воспитательная цель урока – воспитание духовной культуры личности в приверженности гуманистическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации.

Образовательная цель урока – овладение умениями получения и критического осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

Задачи урока:

  • повторить категориально-понятийный аппарат темы;
  • провести деловую игру « Социологический опрос » ;
  • составить « пирамиды ценностей » по результатам опроса;
  • провести иерархическую дискуссию « Трансплантация сердца » .

Виды учебной деятельности: обобщение и систематизация знаний.

ЗУН : уметь использовать основные положения и понятия.

Ход урока:

  • Организационный момент, постановка цели и озвучивание темы урока.
  • Мотивационная установка.
  • Повторить категориально-понятийный аппарат темы (презентация).
  • Провести деловую игру « Социологический опрос » (презентация, раздаточный материал). Составить « пирамиды ценностей » по результатам опроса (презентация, раздаточный материал).
  • Предложить составить « пирамиду ценностей » идеального суворовца (раздаточный материал). Собранный материал предложить для выполнения индивидуального аналитического задания в рамках самоподготовки.
  • Провести иерархическую дискуссию « Трансплантация сердца » (презентация, раздаточный материал).
  • Подведение итогов занятия.

Урок №15(3)

Тип урока: проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Цель урока – проверка и оценка знаний, умений и навыков по теме « Социальные ценности и нормы » .

Виды учебной деятельности: участие в диалоге с элементами дискуссии, тестирование.

ЗУН: уметь использовать основные положения и понятия.

Ход урока:

  • Организационный момент, постановка цели и озвучивание темы урока.
  • Мотивационная установка.
  • Опрос: тестирование.
  • Опрос: диалог с элементами дискуссии.

5. Подведение итогов занятия.

Литература:

  • Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. академ. образования, изд-во « Просвещение » . – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 432 с.
  • Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. Ю.И. Аверьянова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11-й кл.: справ. мате ­ риалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 187 с.
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  • Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. Материалы курса « Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права » : лекции 1-4. – М.: Педагогический университет « Первое сентября » , 2013. – 80 с.

Самоанализ урока «Социальные ценности и нормы»

  • Анализ целей урока. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.
  • Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность  взаимосвязана с  этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения – групповая. Оборудование урока: компьютер, проектор, проекционный экран, раздаточные материалы. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
  • Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Актуализация опорных знаний.
  • Организация самостоятельной работы учащихся. Характер и степень сложности заданий соответствует уровню подготовленности обучающихся. Инструктаж и помощь учителя. Повторение ранее изученного материала. Связь нового с ранее изученным. Степень усвоения нового материала (эффективность) будет оценена на следующем уроке.
  • Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.
  • Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы группы – хорошая. Внимание и прилежание – удовлетворительные. Интерес к предмету – адекватный. Активность группы, работоспособность учащихся на разных этапах урока – адекватная. Организация самостоятельной учебной работы учащихся – со стороны преподавателя – следовало более обстоятельно продумать этап обработки социологических данных и процесс группового обсуждения. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы – соответствует теме, однако результативность, в конкретном случае, была достигнута только с учётом результатов 3-го урока темы, на котором было продолжено обсуждение и проведён опрос. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков: анализ, обобщение, сравнение, умение работать в группе и т.д. Сочетание коллективной и индивидуальной работы.
  • Культура общения учителя с учащимися : соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, созданный морально-психологический климат в данном коллективе благоприятный.
  • Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания при выполнении заданий.
  • Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания – творческий, закрепляющий.
  • Недостатки урока:

- слишком большое количество заданий для одного урока;

- временные рамки отдельных этапов урока несоразмерны;

- технически сложное задание, связанное с обработкой и графическим представлением результатов социологического исследования, сдвинуло дальнейшие этапы урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!