СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальные статусы и роли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока  в 8 классе, относится к главе III "Социальная сфера". На уроке происходит знакомство с понятиями "социальные статусы", "социальная роль", и определяются факторы на них влияющие, с помощью различных заданий и приемов.

Просмотр содержимого документа
«"Социальные статусы и роли"»

«Социальные статусы и роли»

Цель занятия:

- познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.

Предполагаемые образовательные результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;

- сформировать представление о социальной роли личности в условиях современного общества; подвести учащихся к выводу о необходимости приобретения достойного социального статуса;

-развивать обществоведческое мышление учащихся на базе материала, представленного в презентации.

Тип занятия: урок усвоения нового знания

Используемые педагогические технологии:

- ИКТ;

- технология группового обучения;

- технология проблемного обучения;

- элементы здоровьесберегающей технологии.

Материально-техническое обеспечение занятия:

- раздаточный материал для работы в группах.

Аппаратное и программное обеспечение:

- персональный компьютер, презентация.


Ход урока:

  1. Организационный момент. (2 мин)

Добрый день, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

И так, урок обществознания - урок жизни.

И начнем мы с вами общение, может быть с необычных, но очень важных слов

Уходит жизнь …

Ты этому не верь,

Она, как океан не убывает.

Однажды слава постучится в дверь,

Любовь вернется –

Это все бывает,

Но никогда, ты слышишь, никогда,

Свершив свои извечные маршруты,

Назад не возвращаются года,

Назад не возвращаются минуты …

Перед вами лежат листочки в которых вы будете оценивать себя по этапам урока. К концу урока вы по набранным баллам поставите оценку себе.

II. Актуализация знаний по теме «Социальная структура общества»

Тест «да-нет» (технология отработки заданий ОГЭ по обществознанию «Задания на установление истинности двух суждений»)

Утверждения:

  1. Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними.(да)

  2. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства. (да)

  3. Социальная структура становится сложнее по мере развития общества (да)

  4. Стремление сторон любой ценой защитить свои интересы – одна из причин социальных конфликтов (да)

  5. Социальные конфликты всегда приводят к негативным социальным последствиям (нет)

  6. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу, возрасту, национальности. (да)

  7. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы. (да)

  8. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)

  9. В больших социальных группах личные контакты между всеми членами группы невозможны (да)

  10. Каждый человек может входить в несколько социальных групп (да)

III. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Работа в группах. Учитель раздаёт учащимся задания – разыграть определённую ситуацию. Остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.


Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.

Реквизит: Белый халат, шапочка, телефон с наушниками.


Группа №2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю по имени, отчеству.

Реквизит: журнал, указка.


Группа №3. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.

Реквизит: ноутбук.


Группа №4. Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.


Обсуждение:

- Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);

- А кто определил, как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)

Учитель на доске записывает слово «статус».

- Какое задание было у каждой группы? (разыграть ситуацию, то есть сыграть роль)

Учитель на доске пишет слово «роль».

- Согласны ли вы, что роли героев сценок не соответствовали их статусу? (да)

- О чём мы будем сегодня говорить? (постановка целей урока).

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль».


Запишите тему урока «Социальные статусы и роли»

Проблемный вопрос, на который вы должны дать ответ к концу урока: «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?»

Учитель: А что вы хотели бы узнать на этом уроке?

Ученики с помощью учителя определяет цели урока:

  1. Что такое социальный статус и роль?

  2. Виды статусов?

  3. Что такое авторитет и престиж?

  4. Что такое гендерные стереотипы?


На уроке мы познакомимся с понятиями…социальный статус, социальная роль, главный статус, статусный набор, престиж, авторитет, гендер


Изучение нового материала ( 20 мин)

1.   Социальная позиция человека в обществе брат, хирург, сын, итальянец, режиссер, президент компании, бродяга.

Работа с учебником: Вы должны самостоятельно изучить п. 1, стр. 114-115, и найти определение социальный статус, социальная роль, определите виды статусов и выполнить задание. (Индивидуальная работа) 5-6 мин.

Виды статусов

(Проверка выполнения задания.)


  1. Статусный набор, главный статус.

В учебнике нет объяснения этим понятиям, поэтому я предлагаю сделать следующее. Раздать по три, работа в парах. Прочитайте и сделайте вывод.


  1. Физминутка (слайд презентации). ( 1 минута)

Учитель. Я буду вам называть статусы и если назову достигаемый статус, то вы встаете с места, а если назову приписанный статус, то сидите.

Мама, Принцесса, Дедушка, Монголоид, Президент, Депутат, Король, Шут, Директор, Мальчик, Парень, Папа, Ученик, Студент, Врач, Профессор, Француз, Спортсмен , Чемпион, Футболист, Менеджер, Учитель, Адвокат, Судья, Стюардесса, Женщина, Бизнесмен, Начальник, Малыш, Преступник, Учитель, Врач, Строитель, Президент, Художник.

  1. Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:


1) престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.

— Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?


Задание «Престижно или авторитетно?» 

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?


Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения.

Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Екатерина Великая» 

Представьте себе что вы опоздали к началу сеанса и видите данный фрагмент , вы сможете по фрагменту определить кто перед вами? Ответы учеников.

-Конечно, это императрица, это видно по одежде и по ее поведению и по тому, как к ней относятся присутствующие.

Какие у вас есть роли? И что будет, если вы перепутаете свои роли?


4. По признаку пола

В обществе действуют и гендерные различия (от гендер — социальный пол), стр.119 120. Прочитайте и дайте определение понятию гендер.

Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы к тексту

— Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ аргументируйте.

— Как вы определили пол наших героев? (Ответы учеников.)

Задание ни у кого не вызвало особых трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не боятся мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала XX в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и поддержания домашнего очага. И даже в наше время часть людей считает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.

— Чем опасны гендерные стереотипы? Какие еще гендерные стереотипы вы можете назвать? (Ответы учеников.)

Закрепление изученного материала. (3 мин)

Итоговый тест


Подведение итогов. (5 минут)

А сейчас вспомним наш проблемный вопрос «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?». Вы можете дать ответ? Предполагаемые ответы учеников: Ограничивать нас могут наш статус, мнение общества и роли, которые мы должны выполнять соответственно нашему статусу, и если перепутаем роли, то столкнемся с осуждением окружающих.

Подведение итогов, разъяснение результатов. Оценивание работы обучающихся.

VIII. Домашнее задание.(2 минуты)

Выполнение творческих заданий

Задание 1

Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

Задание 2

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

XIX. Рефлексия.(2 минуты)

  • На занятии я узнал...

  • На занятии я научился...

  • Мне захотелось узнать...

  • По теме могу рассказать...

Как сейчас вы понимаете стихи, которые вы слышали в начале урока.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей