Социальное проектирование как технология волонтерской деятельности в воспитании школьников
Социальный проект: «Терапия радостью»
Образовательная организация: МБОУ «СШ№29» г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Руководитель проекта: Медведева (Сергеева) Екатерина Игоревна, учитель литературы МБОУ «СШ№29»
Соавтор проекта: Рачко Светлана Николаевна, учитель биологии МБОУ «СШ№29»
Проблема социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - основополагающая в условиях инклюзивного образования. В МБОУ "СШ№29" с 2009 г. проходила реализация инновационного проекта «Дистанционное обучение детей с ОВЗ», в рамках которой был разработан и апробирован социальный проект "Терапия радостью". Являясь разработчиком, идейным вдохновителем проекта, публикую опыт воспитательной работы.
Учителя обучали детей на дому с помощью дистанционных технологий. Почти в каждом классе нашей школы были ученики, находившиеся на домашнем обучении по состоянию здоровья. Кто эти дети? В чем они нуждались? Как бы хотели проводить свободное время? Педагоги и ученики основной школы знали мало. А между тем, эти ребята остро нуждались в общении со своими сверстниками.
Р еализованный с 2012 года по 2015 год проект, конечно, не мог решить глобальных проблем, с которыми сталкивались эти дети, однако, регулярные встречи и совместные дела с волонтерами школы помогли детям с ограниченными возможностями здоровья научиться взаимодействовать с окружающей средой, дружить, работать в команде, обрести чувство уверенности в себе. Ценность проекта заключалась в том, что детям помогали дети.
Цель проекта: содействие социокультурной реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности и их интеграции в общество путем создания безбарьерной среды, расширения круга общения, реализации творческого и интеллектуального потенциала.
Задачи проекта:
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечь детей с ОВЗ к общественно значимым делам детского коллектива школы, что является наиболее значимой задачей, и на данный момент – приоритетным направлением;
- расширить круг общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать досуг, общение, художественные мероприятия с участием детей с ОВЗ;
- формировать общественное сознание и толерантное отношение к детям с особыми потребностями, воспитывать молодежь в духе высоких нравственных ценностей – сострадания ближнему, заботы и любви.
Участники проекта:
Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся на базе МОСШ№29 и их родители, учащиеся и классный руководитель 5«А» класса: Медведева (Сергеева) Екатерина Игоревна.
Планируемые результаты:
Для создания атмосферы общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки детей с ОВЗ организовать проведение культурно массовых мероприятий: поздравления с Днем рождения в школе или на дому (три раза в год), празднование Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского Дня, Дня славянской письменности.
Привлечение детей с ОВЗ к участию в общественно значимых делах детского коллектива школы при содействии инициативной группы учащихся 5 «А» класса.
С целью расширения круга общения детей с ОВЗ создать сайт «Общение без границ».
Организация экскурсии в музей города и посещение Городского драматического театра.
Проведение мастер-классов по рукоделию, кулинарии, творчеству.
О тчет о ходе выполнения проекта.
Реализация проекта была начата в сентябре 2012 года и продолжилась до 2015 года. Творческая группа по созданию проекта разработала план и перспективы реализации проекта.
Совместно с классными руководителями и зам. директора по ОВР Рякке З.А. были составлены списки детей с ОВЗ по датам рождения и возрастам.
Создана волонтерская группа из учащихся 5 «А» класса и 7 «А» для реализации данного проекта.
Для приобретения подарков были направлены средства, заработанные 5«А» классом на ярмарке «Золотая осень» (1500 рублей), спонсорская помощь школы, спонсорская помощь родителей класса.
В ходе реализации проекта ежегодно проводились праздники «День именинника» для детей с ОВЗ (3 раза в год);
Ежегодно в декабре совместно с педагогами домашнего обучения и родителями был организован новогодний праздник.
С целью изучения интересов детей с ОВЗ и организации общения было проведено интервьюирование участниками проекта Дидковской Ольги, ученицы 8 класса домашнего обучения. Материалы размещены на сайте школы.
Традиционным стал праздник «Февромарт»,посвященный международному женскому Дню 8марта и Дню защитника Отечества и праздник ко Дню инвалида.
З а четыре года реализации проекта были проведены мастер-классы для детей с ОВЗ: приготовление суши, пиццы; по творчеству и рукоделию: техника мыловарения, декупаж, аппликации по ткани… Всего было проведено 32 мероприятия
В 2012 году проект был представлен на городской акции «Я – гражданин России» и удостоен диплома в номинации «За активную жизненную позицию».